о включении имущества в наследственную массу



Дело № 2-600/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 июля 2011 года                                                                            г. Сердобск

                                                                                                                                                                        

Сердобский городской суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи                   В.М. Нестерова

при секретаре                                                Ю.С.Лысак

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Простенко Л.А. к администрации Сердобского района Пензенской области о включении имущества в наследственную массу,     

УСТАНОВИЛ:

        В Сердобский городской суд Пензенской области обратилась Простенко Л.А. с исковым заявлением к администрации Сердобского района Пензенской области о включении имущества в наследственную массу, после смерти ФИО2. В своем заявлении истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец - ФИО2, которому на момент смерти принадлежал земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Вышеуказанный земельный участок был отведен её отцу ФИО2 при жизни, для индивидуального жилищного строительства, на основании выписки из решения исполнительного комитета Сердобского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой был утвержден план размещения строений на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, и был заключен типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный старшим государственным нотариусом Сердобской государственной нотариальной конторы ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. Использование земельного участка её отцом осуществлялось открыто и добросовестно, оплачивались соответствующие налоги на землю в соответствии с законодательством. Она является наследником по закону, однако при обращении к нотариусу за оформлением наследственных прав ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку умерший не зарегистрировал земельный участок в установленном законом порядке в Сердобском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. На основании изложенного, просит суд включить земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследственного имущества оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, как принадлежащий ему ко дню смерти на праве собственности.

       В судебном заседании истица Простенко Л.А. исковые требования поддержала и пояснила, что её отцу ФИО2 принадлежал земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Однако прав собственности на жилой дом её отец при жизни не зарегистрировал в установленном законом порядке. Она, Простенко Л.А. является дочерью умершего и наследницей по закону после его смерти, но вступить в права наследования на земельный участок не может, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие принадлежность указанного имущества. В связи с чем, просит суд включить земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу в наследственную массу после смерти ФИО2, как принадлежащий ему на праве собственности. Спора в отношении наследственного имущества не имеется.

       Представитель ответчика администрации Сердобского района Пензенской области - ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признал и возражений не заявил.

       Третье лицо Гаврилова О.А., в судебное заседание не явилась, будучи извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в адресованной суду телефонограмме, просила дело рассмотреть без её участия, с исковыми требованиями согласна, спора в отношении наследственного имущества не имеется.

       Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела.

       Третье лицо нотариус нотариального округа г. Сердобска и Сердобского района Пензенской области ФИО6, в судебное заседание не явилась, будучи извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

       Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела.

       Представитель 3-го лица - начальник Сердобского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ФИО7, в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

        Суд в соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ принимает заявления сторон о рассмотрении дела в их отсутствии.

        Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд считает, что требования Простенко Л.А. являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

        Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

        В наследственную массу может быть включено имущество, которое в силу ст. 213 ГК РФ является объектом права собственности граждан.

        Судом установлено, что ФИО2, ко дню смерти, принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из решения исполнительного комитета Сердобского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, планом размещения строений на земельном участке по вышеуказанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ, типовым договором о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (общей площадью - <данные изъяты> кв.м., по фасаду - <данные изъяты> м., по задней меже - <данные изъяты> м., по правой меже - <данные изъяты> м., по левой меже - <данные изъяты> м.), государственным Актом на право пользования землей, зарегистрированным в Книге записей государственных актов на право пользования за от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , указанные документы имеются в материалах дела.          

        Согласно свидетельству о смерти I-ИЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись ), согласно свидетельству о смерти 1-ИЗ от ДД.ММ.ГГГГ его супруга ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись ), наследником по закону,оставшегося после его смерти наследственного имущества, состоящего из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, согласно паспортных данных истца, свидетельства о рождении 11-ЦЗ от ДД.ММ.ГГГГ, справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ), копии которых имеются в материалах дела, является его дочь Простенко Л.А., принявшая наследственное имущество в установленный законом срок, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.

         Однако, право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано в установленном законом порядке в Сердобском отделе Управления Росреестра по <адрес>, в связи с чем, нотариус отказал в оформлении наследственных прав на указанное имущество Простенко Л.А., что подтверждается постановлением об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, а также письменным уведомлением Сердобского отдела Управления Росреестра Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ.          

       Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

       Данное правило распространяется на все недвижимое имущество, право собственности на которое возникает после вступления в силу 21.01.1998 года Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

       В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.       

       Таким образом, совокупность представленных доказательств, бесспорно, свидетельствуют о том, что ФИО2 при жизни приобрел право собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. После его смерти наследником данного земельного участка по закону является дочь умершего Простенко Л.А., своевременно принявшая наследство после смерти отца, спора о наследственном имуществе не имеется.

       В связи с чем, суд считает необходимым включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО2, земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>.

       На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Исковые требования Простенко Л.А. удовлетворить.

       Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий ему на день смерти на праве собственности земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, согласно государственному Акту на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ и типовому договору о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

       Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 дней.

                       Судья                                                                 В.М. Нестеров