Дело 2-889/2011 года Р Е Ш Е Н И Е 22 сентября 2011 года г. Сердобск Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Дербенёва Н.В., с участием помощника прокурора Сердобского района Пензенской области Безгубовой О.Е., при секретаре Михеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер к созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа в здание администрации Песчанского сельсовета Сердобского района, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сердобского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, указывая на то, что действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в действующей редакции), регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Однако при проведении прокуратурой Сердобского района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области выявлены нарушения законодательства в области социальной защиты инвалидов, а именно: вход в здание администрации Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, расположенное по адресу: Пензенская область, Сердобский район ц.у. совхоза «Балтинка», ул. Первомайская, д. 15 -а, не оборудован пандусом, то есть отсутствуют условия для доступа инвалидов, использующих кресла - коляски. Это обстоятельство является грубым нарушением прав инвалидов и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В судебном заседании помощник прокурора Сердобского района ФИО3, заявленные требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Сердобского района была проведена проверка соблюдения исполнения Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на территории Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства, а именно: вход в здание администрации Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, расположенное по адресу: Пензенская область, Сердобский район ц.у. совхоза «Балтинка», ул. Первомайская, д. 15 -а, не оборудован пандусом, то есть отсутствуют условия для доступа инвалидов, использующих кресла - коляски. Администрации Песчанского сельсовета необходимо провести мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, использующих кресла - коляски в здание. Просила суд обязать администрацию Песчанского сельсовета Сердобского района провести мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, использующих кресла - коляски в здание администрации. Представитель администрации Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области - ФИО4 в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении, адресованном суду, просила дело рассмотреть в отсутствии представителя администрации, указав, что решение полагает на усмотрение суда. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района Пензенской области законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (утв. Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №); Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), а также следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Согласно вышеуказанным документам: - к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в частности, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания; -объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться, в числе других приспособлений и оборудования, пандусами и поручнями при входах в здания. В соответствии с п. 3.13 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. В соответствии с п. 3.14 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО6 51261. В судебном заседании установлено, что здание администрации Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области является объектом социальной инфраструктуры. Вход в здание администрации сельсовета, расположенное на ул. Первомайская, л. 15-а в ц.у. совхоза «Балтинка» Сердобского района, является основным входом для работников администрации, а также посетителей, не оборудован пандусом для инвалидов, других маломобильных посетителей, пользующихся креслами-колясками. Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что невыполнение ответчиком вышеуказанных требований закона влечет нарушение гарантированных Конституцией РФ и государством прав инвалидов на получение ими равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, ограничивает их жизнедеятельность. С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора в части возложения обязанности по проведению мероприятий по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации сельского совета на ответчика - администрацию Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку для организации и проведения данных мероприятий необходимо время, то, по мнению суда, срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным для исполнения. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание администрации. Обязать администрацию Песчанского сельского совета Сердобского района Пензенской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание администрации расположенное по адресу: Пензенская область, Сердобский район, ц.у. совхоза «Балтинка», ул. Первомайская, д. 15 -а. О принятых мерах сообщить в Сердобский городской суд Пензенской области в месячный срок. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Н.В.Дербенёв.
Именем Российской Федерации