о признании права на назначение пенсии за выслугу лет



                  РЕШЕНИЕ                 Именем Российской Федерации

гор.Сердобск                 28 октября 2011 года

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

            Председательствующего судьи        В.А.Рыбалко.

            При секретаре                                  А.А.Борисовой

          Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Зубаревой В.П. к Управлению социальной защиты населения Администрации Сердобского района, Администрации Сердобского района о признании права на назначение пенсии за выслугу лет.

                                                       У с т а н о в и л:

           Истица обратилась в суд с иском о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, мотивируя тем, что она является пенсионером с 14.02.2006 г. В соответствии с Решением Собрания представителей Сердобского района от 27.06.2005 № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» имея стаж муниципальной службы 20 лет, она имеет право на надбавку к пенсии. 26 июня 2009 года она обратилась в Управление социальной защиты населения Сердобского района по вопросу начисления пенсии, и по вопросу какие документы я должна представить. Управлением социальной защиты населения Сердобского района ей в этом было отказано и было дано устное разъяснение, что с них с августа месяца 2008 года сняты полномочия по начислению и выплаты надбавки к пенсии муниципальным служащим, так как Решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 15.08.2008 № 543-42/2 отменено Решение Собрания представителей Сердобского района от 27.06.2008 № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области». И что они выдают только справки о том, что данные муниципальные служащие данную надбавку к пенсии не получают в районе. При этом УСЗН только выдало справку № 443 от 26.06.09 года. Считает данный отказ не обоснованным, поскольку передача полномочий в рамках муниципальных образований определяется нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Решение Собрания представителей Сердобского района от 15.08.2008 № 543-42/2, рекомендации УСЗН Сердобского района, администрации района не позволило реализовать ей свое право на пенсионное обеспечение за выслугу лет и она обратилась в прокуратуру Сердобского района. Прокурором Сердобского района по результатам рассмотрения её обращения в адрес Собрания представителей района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе в части пенсионного обеспечения муниципальных служащих и приравненных к ним лиц. Она так же написала заявление Главе администрации Сердобского района с просьбой произвести ей начисление надбавки к пенсии в соответствии со статьей 18 Закона Пензенской области от 08.09.2004 № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области». На данное заявление ей был дан ответ, в котором говорилось, что Собрание представителей Сердобского района обратилось в Собрание представителей города Сердобска с тем, чтобы город принял полномочия по приему документов и начисления пенсии за выслугу лет лицам, проживающим натерритории городского поселения город Сердобск Сердобского района Пензенской области. В ответ на её обращение в Собрание представителей Сердобского района о зачислении и выплаты пенсии за выслугу лет ей был дан ответ, что они принимают нормативно- правовые акты в отношение неопределенного круга лиц. При очередном обращении в Генеральную прокуратуру по восстановлению её прав в части пенсионного обеспечения, ей был дан <адрес> ответ от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что Решением Сердобского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано недействующим с момента принятия Решение Собрания представителей Сердобского района от 15.08.2008 № 543-42/2 «Об отмене решения Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005 № 203-21/1 «о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области». Решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005 № 203-21/1 «о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» является действующим на сегодняшний день. Собранием представителей Сердобского района от 28.05.2010 № 895-70/2 было утверждено положение о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района, которое вступило в силу с 01.01.2011 года. Данным положением Управление социальной защиты населения Сердобского района вновь наделили правами по назначению и выплаты пенсий за выслугу лет муниципальным служащим. 28.01.2011 года она вновь обратилась в Управление социальной защиты населения Сердобского района с заявлением, в котором указывала о необходимости произвести перерасчет пенсии с момента моего первичного обращения за её назначением т.е. с июня 2009 года. В ответ на её обращение письменного ответа от УСЗН она не получила. Вместо ответа она получила письмо из Администрации Сердобского района Пензенской области с приложением решения , где произвели перерасчет и начисления с января 2011г. Данное решение также было пересмотрено ДД.ММ.ГГГГ Отказ в начислении ей данной пенсии нарушает её права гарантированные статьей 19 (часть 1) Конституция Российской Федерации и ставит её в неравные условия с другими муниципальными служащими. Согласно статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Право на получение пенсии за выслугу лет определено статьей 23 Федерального закона № 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, данная статья предоставляет гарантию на получение пенсии муниципальным служащим за выслугу лет.. А также на основании статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с последующими изменениями) и статьей 18 Закона Пензенской области от 08.09.2004 № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских, служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» (в редакции от 27.02.2010 в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации)., Вышеуказанном Законом Пензенской области предусмотрена возможность обращения граждан за назначением пенсии за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее. Она обратилась за начислением данной пенсии в июне 2009г. Однако, по независящим от неё причинам реализовать свое право не имела возможности.

Просит суд: признать за ней право на назначение пенсии за
выслугу лет с июня 2009г.; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с момента первоначального обращения т.е. с июня 2009г.; обязать ответчика выплатить задолженность в сумме 15946,13 рублей.

         В судебном заседании истица доводы, изложенные в исковых требованиях подтвердила и уточнила, прося суд: признать решение Администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части даты назначения ей пенсии за выслугу лет незаконным; признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет с 26.06.2009 года; обязать управление социальной защиты населения Администрации Сердобского района произвести ей перерасчет пенсии за выслугу лет с 26.06.2009 года.

           Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Сердобского района - начальник Управления Панкин В.Л. исковые требования Зубаревой В.П. не признал и пояснил, что действительно, 26.06.2009 года к нему пришла Зубарева В.П. с заявлением о назначении ей пенсии как муниципальному служащему. При этом все необходимые документы у неё имелись. Однако, заявление у неё не было принято и он ей сообщил, что реализовать свое право она не может, поскольку решением Собрания представителей Сердобского района от 15.08.2008г. № 543-42/2 решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» отменено. С этого времени у УСЗН Сердобского района отсутствуют функции по назначению пенсии муниципальным служащим Сердобского района.

           Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Сердобского района по доверенности Пустовая Т.В. исковые требования не признала, пояснив, что Зубарева В.П. обратилась в УСЗН с заявлением о назначении пенсии как муниципальному служащему в январе 2011 года. Поскольку до 1.01.2011 года УСЗН не имело право назначать пенсию муниципальным служащим Сердобского района, пенсия ей была назначена с 1.01.2011 года.

           Представитель Администрации Сердобского района Пензенской области по доверенности Власова С.В. в суде требования Зубаревой В.П. не признала и пояснила, что решение Администрации Сердобского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части даты назначения пенсии Зубаревой В.П. является законным, поскольку до указанной даты Зубарева В.П. в УСЗН Сердобского района с заявлением о назначении пенсии не обращалась.

           Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования Зубаревой В.П. подлежащими удовлетворению.

        В соответствии с ч. 1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право     на труд в условиях, отвечающих требованиям     безопасности и гигиены, на вознаграждение     за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется     социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать     как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для отдельных категорий граждан      льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться     законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19 ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют     конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

         В сфере пенсионного обеспечения      соблюдение принципа равенства, гарантирующего     защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления     специальных норм пенсионного обеспечения, должны     определяться исходя     из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно - взаимообусловлены.

          Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели и используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В соответствии со ст. 42 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

        В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 5 ст.1 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

На основании статьи 18 Закона Пензенской области от 08.09.2004 № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» на муниципального служащего в Пензенской области в части пенсионного обеспечения за выслугу лет распространяются права государственного гражданского служащего Пензенской области, установленные настоящим законом.

        Порядок предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размер муниципальному служащему в Пензенской области определяются актами органов местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.

         В судебном заседании установлено, чторешением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» было утверждено Положение о размере и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Сердобского района и перечни должностей, приравненных к муниципальным должностям, дающим право на получение пенсии за выслугу лет.

        Данное решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области соответствовало действовавшему законодательству и было принято органом местного самоуправления в пределах своих полномочий.

В соответствии с Решением Собрания представителей Сердобского района от 27.06.2005 № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» имея стаж муниципальной службы 20 лет, Зубарева В.П. имела право на данную надбавку к пенсии.

        В судебном заседании установлено, что решением Собрания представителей Сердобского района от 15.08.2008г. № 543-42/2 решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» было отменено с сохранением выплат и доплат к пенсии лицам, которым пенсия за выслугу лет была установлена до вступления в силу настоящего решения.

         Данное решение было опубликовано в газете «Сердобские новости» № 67 от 20.08.2008г. и вступило в силу со дня его официального опубликования.

          Решением Сердобского городского суда Пензенской области от 30.08.2010 года Решение Собрания представителей Сердобского района от 15.08.2008г. № 543-42/2 было отменено.

          При этом суд установил, что отменяя Решение Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области», Собрание представителей Сердобского района не установило какой-либо механизм, компенсирующего его отмену, что отменяя для части граждан, достигших возраста: мужчины - 60 лет, и женщины -55 лет, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, права на пенсионное обеспечение за выслугу лет и одновременно сохраняя это право для граждан, уже его реализовавших, Собрание представителей Сердобского района нарушило принцип равенства всех граждан перед законом, гарантированное им ст.19 Конституции Российской Федерации.

          Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

          Суд считает, что в результате отмены Решения Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 27.06.2005г № 203-21/1 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Сердобского района Пензенской области и лиц, замещающих муниципальные должности Сердобского района Пензенской области» Зубарева В.П. как муниципальная служащая Сердобского района, достигшая определенного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста -55 лет, имеющая стаж муниципальной службы не менее 15 лет не могла своевременно получить пенсию за выслугу лет в связи с отсутствием в Сердобском районе Пензенской области порядка предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размера как муниципальному служащему Сердобского района Пензенской области, тот есть по не зависящим от неё причинам.

          Доводы представителей ответчиков о том, что право на пенсию по выслуге лет у Зубаревой В.П. возникло лишь с января 2011 года, суд находит не состоятельными, по основаниям, указанным выше.

    В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

          В судебном заседании установлено, что Зубарева В.П. обратилась в Управление социальной защиты населения Администрации Сердобского района с заявлением о назначении пенсии как муниципальному служащему 26.06.2009 года. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании начальник УСЗН Администрации Сердобского района Панкин В.Л.

Факт достижения истицей пенсионного возраста и наличия необходимого стажа муниципальной службы представители ответчиков не оспорили.            

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                            Решил:

      Исковые требования Зубаревой В.П. удовлетворить.

      Признать решение Администрации Сердобского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части даты назначения пенсии за выслугу лет Зубаревой В.П. незаконным.

       Признать за Зубаревой В.П. право на назначение пенсии за выслугу лет с 26.06.2009 года.

        Обязать управление социальной защиты населения Администрации Сердобского <адрес> произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Зубаревой В.П. с 26.06.2009 года.

      Решение в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Пензенский областной суд.

                   Судья                                          В.А.Рыбалко.

Мотивированное решение изготовлено 2.11.2011 года.

                            Судья                                     В.А.Рыбалко.