Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 октября 2011 г. г. Сердобск. Сердобский городской суд Пензенской области в составе: Председательствующего Рыбалко В.А. При секретаре Моткиной С.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Матвиенко В.Н. к МИФНС №4 по Пензенской области об оспаривании действий У с т а н о в и л: Матвиенко В.Н. обратился в суд с иском к МИФНС №4 по Пензенской области об оспаривании действий по начислению налога, мотивируя тем, что он на праве собственности имеет автомобиль ГАЗ-2705. 23.11.2009 года судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Сердобского района с него в пользу МИФНС №4 по Пензенской области была взыскана задолженность по транспортному налогу. Поскольку от него поступили возражения относительно судебного приказа, данный приказ был отменен. Он обратился в МИФНС №4 по Пензенской области с заявлением по поводу правильности начисления налога, мотивируя тем, что принадлежащий ему автомобиль относится к категории легковых, так как его максимальная масса не превышает 3.5 тонн. Поскольку он инвалид второй группы, он не должен платить налог за легковой автомобиль. Однако ответчик письмом ему ответил, что налог исчислен правильно, поскольку принадлежащий ему автомобиль относится к категории грузовых, поскольку по сведениям завода-изготовителя предназначен для перевозки грузов. При обращении в различные инстанции он чувствовал себя униженным и испытывал моральные страдания. Просит суд обязать ответчика снять с него указанный налог и взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей. В судебном заседании истец требования уточнил и пояснил, что отнесение транспортного средства к определенному типу проводится в соответствии с Классификацией транспортных средств, принятой на конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене 8 ноября 1969 года. Конвенция о дорожном движении, принятая на указанной конференции, была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года N 5938-8. Согласно Классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) его автомобиль относится к категории В. Его автомобиль имеет всего 7 посадочных мест, кроме места водителя, имеет разрешенную массу 3500 кг. Следовательно является легковым. По данной категории он был поставлен на учет в ГИБ ДД. Ссылка МИФНС на определение арбитражного суда не состоятельна, поскольку по обстоятельствам дела, рассмотренного арбитражным судом следует, что ГИБ ДД подала сведения в МИФНС о том, что спорный автомобиль относится к грузовым. В его же случае ГИБ ДД дала сведения в МИФНС №4 о том, что его автомобиль легковой. Он со дня приобретения автомобиля не платил транспортный налог. По неизвестной причине в 2009 году ему налог начислили как с грузового автомобиля, тогда как такие данные ГИБ ДД в МИФНС №4 не предоставлял. МИФНС №4 произвольно, игнорируя законодательство, определила категорию его транспортного средства. При этом не было учтено положение Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N5938-VIII. Просил суд обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №4 по Пензенской области исчислять транспортный налог в отношении принадлежащего ему транспортного средства ГАЗ-2705, 2001 года выпуска, идентификационный номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты> номер шасси отсутствует, номер кузова, мощность двигателя 98 кВт, государственный номер <данные изъяты> принадлежащего Матвиенко В.Н., как легкового автомобиля. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО5 пояснил, что он работает инспектором РЭО ГИБ ДД Управления УГИБДД ОМВД по Пензенской области по Сердобскому району. Автомобиль, принадлежащий Матвиенко В.Н. относится к категории В. Он имеет семь пассажирских мест и по своей конструкции предназначен для перевозки людей. Это означает, что данный автомобиль легковой. При постановке на учет данного автомобиля в ГИБ ДД, было проверено назначение автомобиля. Матвиенко В.Н. было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором тип автомобиля указан как грузопассажирский и категория В. Аналогичные модели, не имеющие пассажирских мест, предназначены для перевозки грузов. Матвиенко В.Н. может убрать пассажирские сиденья, сообщив в об этом в РЭО. Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей: Автомобиль, принадлежащий Мкатвиенко В.Н. относится к категории М1так как предназначен для перевозки пассажиров. При регистрации автомобиля у РЭО не было сомнений в его назначении, поэтому обращаться за разъяснениями на завод-изготовитель не было оснований. Выслушав участников процесса, изучив документы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 2 Закона Пензенской области «О транспортном налоге» на территории Пензенской области установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств - в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. При этом к категории «В» отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, к категории «С» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя. В судебном заседании установлено, что Матвиенко В.Н. является собственником автомобиля ГАЗ-2705 гос. N Е470ТЕ 58, 2001 года выпуска, тип которого определен - категория «В», масса без нагрузки составляет 2090 кг, разрешенная максимальная масса - 3500 кг, мощность двигателя 98 кВт. Руководствуясь ст.194-198, 262, 263 ГПК РФ суд Р е ш и л: Обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №4 по Пензенской области исчислять транспортный налог в отношении транспортного средства ГАЗ-2705, 2001 года выпуска, идентификационный номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты>, номер шасси отсутствует, номер кузова, мощность двигателя 98 кВт, государственный номер <данные изъяты>, принадлежащего Матвиенко В.Н., как легкового автомобиля. Решение в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд. Судья В.А.Рыбалко. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья В.А.Рыбалко.
Представитель ответчика - по доверенности Данилова Г.Г. исковые требования не признала и пояснила, что отнесение транспортных средств к тому или иному виду производится на основании данных, поступивших из органов внутренних дел. Транспортное средство, принадлежащее Матвиенко В.Н., числится в органах ГИБДД как грузопассажирский. Завод-изготовитель также относит указанное транспортное средство как предназначенное для перевозки грузов.
Представитель третьего лица -ГИБ ДД ОМВД по Сердобскому району, в судебное заседание не явился.
Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);
Категория N 1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).
ГИБ ДД предоставила сведения в МИФНС о том, что данный автомобиль имеет категорию В. при этом ГИБ ДД руководствуется - Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статья 357 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
В соответствии с упомянутым выше ОКОФ к подразделу «Средства транспортные» относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, в том числе, подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы).
В составе подраздела «Средства транспортные» объектом классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации поручено разработать и утвердить положение о паспорте транспортного средства и его образец.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30.06.1997 N 399/388/195 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445» утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств.
В соответствии с п. 2.2.3 Положения в строке 3 паспорта транспортного средства «Наименование (тип транспортного средства (ТС))» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.
Из п. 2.2.4 Положения следует, что в строке 4 «Категория транспортного средства (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 29.04.1974 г.
В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.
Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005.
В данной таблице выделена, в частности, категория «В» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: «M1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя; «M1С» - механические ТС специального назначения (автодом); «N1» - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.
Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:
Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);
Категория N 1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).
Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.
Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 г. N САЭ-3-09/363@ «О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств» установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2002, N 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178@.
При этом, Минфин России в письме от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 г. N 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.
Из приведенных нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых указанные ТС зарегистрированы.
Транспортный налог за указанное ТС исчислен для Матвиенко В.Н. Межрайонной ИФНС России N 4 по Пензенской области как для грузового автомобиля.
В судебном заседании установлено, что указанное транспортное средство в техпаспорте и ПТС как грузовой автомобиль не классифицировано, при этом его разрешенная максимальная масса не превышает 3 500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по типу «В» соответствует наименованию этого типа по Венской Конвенции по типу «М1» - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.
Суд считает, что отнесение транспортного средства к категории «В» дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей, поскольку регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория «С», ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория «D».
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
С учетом изложенного, учитывая отнесение законодателем к категории «B» как легковых, так и грузовых автомобилей с определенными параметрами и руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, суд считает возможным удовлетворить требования истца с учетом их уточнения, а также судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей за оказание правовой помощи.
Взыскать с МИФНС №4 по Пензенской области в пользу Матвиенко В.Н. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.