о защите прав потребителей



                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 г.                                                                            г. Сердобск.

                             Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

                             Председательствующего Рыбалко В.А.,

                             При секретаре                   Моткиной С. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Осиповой Н.М. к ОАО «МРСК-Волги» о защите прав потребителей

                                                  установил:

     Истица обратилась в суд с иском к ОАО «МРСК-Волги» о защите прав потребителей, мотивируя тем, что она проживает в жилом <адрес> «А» по <адрес> в <адрес>. Квартира , в которой она проживает находится в её частной собственности. Жильцы дома избрали непосредственный способ управления домом. Ответчик, в нарушение норм законодательства в одностороннем порядке установил в <адрес> «А» по <адрес> общедомовой прибор учета электроэнергии. Собственники жилых помещений в данном доме решение об установке данного прибора учета не принимали. Работники ОАО «Пензаэнергосбыт» в одностороннем порядке стали начислять оплату за электроэнергию по прибору учета за места общего пользования, в связи с чем она несет расходы за электроэнергию необоснованно в большем размере. Просит признать незаконной установку прибора учета электрической энергии и обязать ОАО «Пензаэнергосбыт» произвести расчеты за электроэнергию исходя из нормативов потребления.

      В судебное заседание истица не явилась, прося дело рассмотреть в её отсутствие.

       Представитель истицы по доверенности Михеева Н.А. исковые требования поддержала.

        Представитель ответчика по доверенности Купрюшина Ю.П. в суде требования не признала и пояснила, что ОАО «МРСК-Волги» в соответствии с действующим законодательством на границе балансовой принадлежности электрических сетей своими средствами установила коллективный прибор учета электроэнергии в жилом доме «98 «А» на <адрес> в <адрес>. Указанный прибор находится в собственности ОАО «МРСК-Волги». В силу ст. 44 ЖК РФ согласие собственников жилых помещений в многоквартирном доме на установку общедомовых приборов учета электроэнергии не требуется. Показания общедомового прибора учета снимаются регулярно, в присутствии жильцов дома. Данные показания не составляют тайну. Размер оплаты за места общего пользования под сомнение истицей не поставлен.

      Представители ОАО «Пензаэнергосбыт» по доверенности Мышкин А.А., Ухватова Ю.А., Брюнина И.Ю. в судебном заседании пояснили, что взимании платы за потребленную электроэнергию жильцами <адрес> «А» по <адрес> в <адрес> производится исходя из показаний индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета.

       Выслушав участников процесса, суд считает, что исковые требования Осиповой Н.М. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

        В судебном заседании установлено, что истица имеет на праве собственности жилое помещение - <адрес> жилом <адрес> «А» по <адрес> в <адрес>.

        Установлено, что ОАО «МРСК-Волги» установил на границе своих сетей и внешней границе сетей электроснабжения прибор учета, учитывающий общий объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в многоквартирный <адрес> «А» на <адрес> в <адрес>.

       Соблюдение технических условий установки прибора учета истицей не оспорено.

       Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 2005 г., в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Правил в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 34, 21 августа 2006 г., "Российской газете" от 22 августа 2006 г.

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе указывая на требования к содержанию такого имущества, в частности: обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение общего собрания собственников помещений в таком доме, которое выбирает способ управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 33).

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме выбирают один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Таким образом, непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме является одним из способов управления многоквартирным домом.

Норма ст.44 ЖК РФ не требует принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на установку общедомового прибора учета электроэнергии.

Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39).

Согласно п.3 ст.539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергосбережении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно части 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Согласно части 9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляютснабжениеэлектрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) и до 1 января 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом, законодатель не указывает на то, что установленные приборы учета должны быть собственностью собственников многоквартирных жилых домов.

Согласно п.п.19,22 вышеназванных Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения №2 к настоящим Правилам.

Согласно п.88 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» утвержденных Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленной на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергосбережения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность энергосбережения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Согласно п. 89 вышеназванных Правил, исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания) на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Согласно п. 62 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается при условии обеспечения учета электрической энергии.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании истица и её представитель не предоставили доказательства нарушения её прав установкой общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном <адрес> «А» по <адрес> в <адрес>.

Доводы истицы и её представителя о том, что в связи с данной установкой она вынуждена оплачивать электроэнергию в большем размере, не относятся к существу спора и подлежат разрешению путем исследования правильности расчетов за электроэнергию.

        На основании вышеизложенного, исковые требования Осиповой Н.М. к ОАО «МРСК-Волги» о незаконности действий по установке и понуждении к расчету оплаты за электроэнергию по нормативам потребления не подлежат удовлетворению.

            Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                  Р е ш и л:

      Осиповой Н.М. в иске к ОАО «МРСК-Волга» филиалу Пензаэнерго о защите прав потребителя отказать.

      Решение в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Пензенский областной суд.

                 Судья                                  В.А.Рыбалко.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

                 Судья                                   В.А.Рыбалко.