Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 апреля 2011 г. г. Сердобск.
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
Председательствующего Рыбалко В.А.,
При секретаре Моткиной С. А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Леонтьевой М.Г. к Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
установил:
Истица обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны.
В соответствии с действующим законодательством «О ветеранах» она имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Она проживает в доме, который принадлежит ей на праве личной собственности, который не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, поскольку является ветхим.
Она обратилась с заявлением в администрацию Куракинского сельского Совета Сердобского района Пензенской области о постановке его на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако постановлением Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района № от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано, поскольку она имеет в собственности жилой дом и по заключению межведомственной комиссии её дом пригоден для проживания.
Просит суд признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить её на уче6т в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истица не явилась, прося дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель истицы по доверенности Ветрянщикова В.В. в судебном заседании доводы истицы поддержала и дополнила, прося суд признать заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для проживания незаконным, поскольку согласно судебной строительной экспертизе, произведенным специалистами ГУ ПЛСЭ г.Пензы определен физический износ дома её доверительницы, равный 67 процентам, в связи с чем считает, что данный дом следует классифицировать как ветхое строение.
Отказ Администрации Куракинского сельского Совета ущемляет права её доверительницы в связи с чем просит суд признать постановление главы администрации г.Сердобска Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке её на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и признать за Леонтьевой М.Г. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты подачи заявления.
Представитель ответчика Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района - Глава Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района Курбатов А.В. в суде требования Леонтьевой М.Г. не признал и пояснил, что Леонтьевой М.Г. обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку по заключению межведомственной комиссии её жилой дом признан пригодным для проживания.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования Леонтьевой М.Г. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 п. п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах» ветеранам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального Закона. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение указанных положений Федерального закона принят Закон Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ годка № -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области».
Действие указанного Закона распространено на вдов ветеранов Великой Отечественной войны.
Согласно ч.1 ст. 2 указанного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;
1) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истица Леонтьева М.Г. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, что подтверждается копией удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Сердобским районным отделом социальной защиты населения (л.д.8), справкой военного комиссариата № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), справкой о смерти ФИО5 № (л.д.7).
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Леонтьева М.Г. имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в случае признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица Леонтьева М.Г. зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Пензенская <адрес> Который в соответствии со справкой Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д.12), принадлежит истице.
ДД.ММ.ГГГГ Леонтьева М.Г. обратилась в Администрацию Куракинского сельского Совета Сердобского района Пензенской области с заявлением об обеспечении её жильем, как вдову участника Великой Отечественной войны. Данное обстоятельство не отрицал ответчик в судебном заседании.
Постановлением Главы Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ « О признании Леонтьевой М.Г., вдовы ветерана Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий», Леонтьевой М.Г. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. При этом основанием к отказу предоставление документов, которые не подтверждают право Леонтьевой М.Г. состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Суд находит данный отказ и заключение межведомственной комиссии незаконными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 33 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов, наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья вплоть до аварийного состояния, наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм в процессе градостроительной деятельности, негативным изменением факторов внешней среды и микроклимата жилого помещения.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. N 10 утверждены Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных.
В соответствии с п. 2.1 Критериев... к непригодным для проживания относятся: жилые дома в аварийном состоянии; ветхие жилые дома.
К ветхим жилым домам относятся:
а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов;
б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Согласно техническому паспорту на жилой <адрес> в <адрес> является бревенчатым, т.е. деревянным.
Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы 377/16.1-2 от 24.03.2011 года, проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела, физический износ деревянного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> составляет 67 %, что позволяет его отнести к ветхому жилью.
У суда отсутствуют основания не доверять выводам, изложенным в акте и в заключении экспертизы, поскольку они согласуются между собой. Выводы экспертов со стороны представителя ответчика в судебном заседании не оспаривались.
При указанных обстоятельствах, суд не может согласиться с выводами межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, назначенной постановлением Главы администрации Куракинского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что техническое состояние жилого дома, в котором проживает истица, соответствует нормам проживания, пригодно для дальнейшего проживания, так как занимаемое истцом Леонтьевой М.Г. жилое помещение является ветхим, не пригодным для проживания, поскольку физический износ указанного дома составляет 67 %.
Кроме того, в выводах межведомственной комиссии указано пригодным для проживания жилое помещение - жилой <адрес> в <адрес>, в выводах акта обследования жилого помещения, обследуемое жилое помещение значится расположенным в <адрес>, тогда как принадлежащий истице жилой дом, имеет адрес <адрес>.
Суд считает, что проживание в доме, принадлежащим истице, представляет опасность для жизни и здоровья человека; устранение опасности для жизни и здоровья людей путем проведения текущего или капитального ремонта жилого дома невозможно.
Суд находит заключение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений назначенной постановлением Главы администрации Куракинского сельского Совета №51 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
По вышеизложенным основаниям, суд признает постановление, вынесенное Главой Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании Леонтьевой М.Г., вдовы ветерана Великой Отечественной войны нуждающуюся в улучшении жилищных условий» об отказе Лентьевой М.Г. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет незаконным, как не соответствующее требованиям закона и нарушающее права истицы.
Требования истицы Леонтьевой М.Г. о признании за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, суд находит подлежащими удовлетворению, поскольку истица проживает в жилом помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а потому имеются основания для признания Леонтьеву М.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку заявление Леонтьевой М.Г. подано ДД.ММ.ГГГГ, суд, установив данный отказ незаконным, обязан восстановить права Леонтьевой М.Г. в полном объеме и возложить на ответчика обязанность по постановке Леонтьеву М.Г. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления.
В соответствии со ст.37 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, а также взимать плату за производство судебных экспертиз, назначенных судом по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.
Судебно-строительная экспертиза по настоящему делу проведена по ходатайству представителя истицы в установленном законом порядке, ею оплачена и выводы данной экспертизы признаны судом достоверным и допустимым доказательством.
Стоимость производства судебно-строительной экспертизы определена расчетом стоимости экспертных услуг и составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты>, что подтверждается счетом №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, чеком-ордером об оплате.
Согласно ч.1ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.1 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В судебном заседании установлено, что Леонтьевой М.Г. понесены судебные расходы в виде оплаты за проведение судебной строительной экспертизы в сумме <данные изъяты> копеек.
Суд считает, что с администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района Пензенской области в пользу Леонтьевой М.Г. подлежит взысканию оплата за проведение судебно-строительной экспертизы в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПКРФ,суд
Р Е Ш И Л:
Иск Леонтьевой М.Г. к Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района Пензенской области удовлетворить.
Признать заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ назначенной постановлением Главы администрации Куракинского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения - жилого <адрес> в <адрес> пригодным для проживания незаконным.
Признать Постановление Администрации Куракинского сельского <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании Леонтьевой М.Г., вдовы ветерана Великой Отечественной войны нуждающуюся в улучшении жилищных условий» незаконным.
Признать за Леонтьевой М.Г. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ч1 ст. 2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Куракинского сельского Совета Сердобского района Пензенской области в пользу Леонтьевой М.Г. за производство судебно-строительной экспертизы <данные изъяты> рубля 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Седобский городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья В.А.Рыбалко.