Дело № 2-1093/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «29» ноября 2011 года г. Сердобск Сердобский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Нестерова В.М., с участим помощника прокурора Иванько А.В., при секретаре Фроловой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области к Муниципальному образовательному учреждению СОШ №1 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, Муниципальному образовательному учреждению СОШ №4 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, Муниципальному образовательному учреждению СОШ №9 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, Муниципальному образовательному учреждению СОШ №10 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, Отделу образования Сердобского района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий, у с т а н о в и л: В Сердобский городской суд Пензенской области с заявлением, в интересах и защиту прав несовершеннолетних -учащихся МОУ СОШ №9 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, к Муниципальному образовательному учреждению СОШ №9 г.Сердобска, Отделу образования Сердобского района о понуждении к совершению определенных действий обратился прокурор Сердобского района. По данным заявлениям были возбуждены гражданские дела № 2-1090, №2-1091, № 2-1092, № 2-1093, которые определением Сердобского городского суда от 29.11.2011 года были объединены в одно производство № 2-1093 для совместного рассмотрения. В своем заявлении прокурор Сердобского района указал на то, что МОУ СОШ №1 г.Сердобска Сердобского района, МОУ СОШ №4 г.Сердобска Сердобского района, МОУ СОШ №9 г.Сердобска Сердобского района, МОУ СОШ №10 г.Сердобска Сердобского района, являются юридическими лицами, основным видом деятельности которых является - осуществление образовательной деятельности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения предоставления общедоступного и бесплатного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования создается сеть образовательных учреждений. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Прокуратурой Сердобского района была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в компьютерных классах данных образовательных учреждениях, по результатам которых было выявлено, что рабочие места пользователей ПЭВМ в кабинете информатики муниципальных образовательных учреждений не оборудованы стульями в соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 года №118. Обстоятельства несоблюдения вышеуказанных требований закона свидетельствуют о том, что в данных образовательных учреждениях не должным образом исполняется законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что влечет за собой существенное нарушение права обучающихся, а Отдел образования не осуществляет контроль за созданием данными учреждениями условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. Согласно Уставов МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №9, МОУ СОШ №10, г.Сердобска Сердобского района учредителем школ является Отдел образования Сердобского района, который в соответствии с Положением «Об Отделе образования Сердобского района» является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным образовательным учреждениям и разрабатывает предложения по формированию бюджета Сердобского района в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, участвует в определении местных нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов. На основании изложенного, прокурор Сердобского района просит суд обязать МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №9, МОУ СОШ №10, оборудовать рабочие места пользователей ПЭВМ в кабинетах информатики подъемно-поворотными рабочими стульями (креслами), регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», при этом обязать отдел образования Сердобского района выделить финансовые средства для оборудования рабочих мест в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями действующего законодательства. В ходе судебного заседания помощник прокурора Сердобского района Иванько А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Директор Муниципального образовательного учреждения СОШ №1 г.Сердобска Сердоского района Пензенской области ФИО3, в судебном заседании заявленные требования прокурора признал. При этом дополнительно пояснил, что действительно рабочие места пользователей ПЭВМ в кабинете информатики не оборудованы рабочими стульями (креслами) в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с отсутствием денежных средств, поскольку их приобретение требует значительных денежных затрат. После выделения денежных средств, указанные нарушения будут устранены. Директор Муниципального образовательного учреждения СОШ №4 г.Сердобска Сердоского района Пензенской области ФИО4, в судебном заседании заявленные требования прокурора признала, пояснив, что рабочие места пользователей ПЭВМ в кабинете информатики не оборудованы рабочими стульями (креслами) в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с отсутствием денежных средств. Представитель Муниципального образовательного учреждения СОШ №9 г.Сердобска Сердоского района Пензенской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования прокурора признала, согласилась с имеющимися нарушениями в полном объеме. Директор Муниципального образовательного учреждения СОШ №10 г.Сердобска Сердоского района Пензенской области ФИО6, в судебном заседании заявленные требования прокурора признал. При этом дополнительно пояснил, что действительно рабочие места пользователей ПЭВМ в кабинете информатики не оборудованы рабочими стульями (креслами) в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку их приобретение требует значительных денежных затрат. Если финансовые средства поступят, то стулья будут приобретены. Представитель Отдела образования Сердобского района Пензенской области ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора признала и пояснила, что данные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, стали возможны в связи с недостатком денежных средств. Вопрос по выделению денежных средств для закупки рабочих стульев (кресел), соответствующих требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в кабинеты информатики Муниципальных образовательных учреждений СОШ <адрес>, будет решен в ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица Финансового управления Сердобского района Пензенской области ФИО8, в судебном заседании возражений против заявленных требований прокурора не заявила. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст.254 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (п.1 ст.32). К компетенции образовательного учреждения относится, в частности материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.п.1 п.2 ст.32). Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п.1,3-4 п.3 ст.32). Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (п.1 ст.51). Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения (п.7 ст.51). Аналогичные положения предусмотрены и п. <данные изъяты> Уставов Муниципальных общеобразовательных учреждений СОШ №, №, №, № <адрес>. Таким образом, непосредственно само образовательное учреждение, в силу закона обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Когда же такая обязанность ими не исполняется, прокурор вправе в целях предупреждения вреда обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (ст. 1065 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ). В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее ФЗ №52-ФЗ), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст.2 ФЗ №52-ФЗ). Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст.11 ФЗ №52-ФЗ). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам (п.1-2 ст.28 ФЗ №52-ФЗ). Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц (п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ). Как видно из материалов дела Муниципальное образовательных учреждений СОШ № <адрес> является юридическим лицом и зарегистрирована в установленном законом порядке. В соответствии с п. <данные изъяты> Уставов Муниципальных образовательных учреждений СОШ №, №, №, № <адрес>, учредителем образовательных учреждений является Отдел образования <адрес>. Прокуратурой Сердобского района ДД.ММ.ГГГГ были проведены проверки соблюдения Муниципальными образовательными учреждениями СОШ №, №, №, № <адрес> законодательства в области образования, о чем были составлены справки. В ходе проверки установлено, что кабинеты информатики оборудованы ПЭВМ, для работы с которыми рабочие места для пользователей ЭВМ не оборудованы стульями в соответствии СанПиН 2.2.2\2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», что противоречит требованиям закона. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статьями 1 и 11 вышеназванного закона установлено, что действия его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно п.1.1 «Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"» (с изменениями от 23 июля 2008 года) утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44, введенные в действие с 01.09.2003 года, настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (п.2.4.6). В соответствии п. 9.6, п. 9.7 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 №118 (ред. от 03.09.2010), конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. В соответствии со ст.ст.31,32,39,43 Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1"Об образовании" (с последующими изменениями): - К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (ст.31); -Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (ст.32). - За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности (ст.39). - Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (п.1 ст.43). Аналогичные положения предусмотрены и Уставами Муниципальных образовательных учреждений СОШ <адрес>. Как было установлено в судебном заседание, Муниципальные образовательные учреждения СОШ <адрес> являются бюджетными учреждениями, а собственником их имущества является <адрес>, а органом местного самоуправления <адрес>, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является <адрес>. В соответствии с Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченных органах местного самоуправления <адрес>, осуществляющих функции о полномочия учредителей», Отдел образования <адрес> является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным образовательным учреждениям. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения «Об отделе образования <адрес>», утвержденного постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Отдел образования осуществляет в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета финансирование деятельности подведомственных образовательных учреждений. В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ указанного выше Положения, Отдел образования разрабатывает предложения по формированию бюджета <адрес> а части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, участвует в определении местных нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории муниципального образовательного учреждения. Исходя из изложенного, финансирование Муниципальных образовательных учреждений СОШ <адрес> осуществляется за счет бюджета муниципального образования, посредством выделения денежных средств через Финансовое управление <адрес> и отдел образования <адрес>, соответственно указанные иные органы местного самоуправления обязаны предоставить денежные средства с целью обеспечения надлежащих условий для организации образовательного процесса. Вместе с тем, в судебном заседание с учетом совокупности исследованных доказательств, было достоверно установлено наличие нарушений законодательства в области образования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенных со стороны ответчиков, по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в образовательных учреждениях специализированными стульями. Данное нарушение влечет несоблюдение права на охрану здоровья обучающихся в образовательных учреждениях. Указанные нарушения обусловлены отсутствием надлежащего финансирования из бюджета муниципального образования. В материалах дела имеются объяснения от ДД.ММ.ГГГГ директоров Муниципальных образовательных учреждений СОШ <адрес>, из которого следует, что в нарушение требований закона рабочие места пользователей ЭВМ в кабинетах информатики не оборудованы стульями в соответствии с СанПиН. На основании изложенного, дальнейшее нарушение законодательства в области образования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенное со стороны ответчиков, выразившееся в не оборудовании рабочих мест пользователей ЭВМ в образовательных учреждениях специализированными стульями, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», может привести к нарушению осанки и ухудшению зрения пользователей (неопределенного круга лиц, учащихся, работников учреждения) и нарушение их прав на охрану здоровья. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сердобского района основаны на законе и подтверждены, представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В целях восстановления нарушенных прав обучающихся и иных лиц, в частности права на здоровье, с учетом положении ч.2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения Муниципальными образовательными учреждениями СОШ <адрес> обязанностей по приобретению стульев. Руководствуясь требованиями ст. ст. 45, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение СОШ №1 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ (электронно-вычислительными машинами) в кабинете информатики в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Муниципальное образовательное учреждение СОШ №4 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ (электронно-вычислительными машинами) в кабинете информатики в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Муниципальное образовательное учреждение СОШ №9 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ (электронно-вычислительными машинами) в кабинете информатики в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Муниципальное образовательное учреждение СОШ №10 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области оборудовать рабочие места пользователей ЭВМ (электронно-вычислительными машинами) в кабинете информатики в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать отдел образования Сердобского района Пензенской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить финансовые средства для оборудования рабочих мест пользователей ЭВМ (электронно-вычислительными машинами) в кабинетах информатики Муниципального образовательного учреждения СОШ №1 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, Муниципального образовательного учреждения СОШ №4 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, Муниципального образовательного учреждения СОШ №9 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, Муниципального образовательного учреждения СОШ №10 г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, в соответствии с тербованиями действующего законодательства. О принятых мерах в месячный срок сообщить в Сердобский городской суд. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Нестеров В.М.