Дело № 2-110/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Серебряно-Прудский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи ФИО5 при секретаре ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства о недрах, а именно к получению лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, разработке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, получению решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача Московской области на указанный проект до ДД.ММ.ГГГГ, установил: Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарных правил и норм, а именно к разработке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект и получению лицензии на право пользования недрами. В судебном заседании пом.прокурора <адрес> ФИО2 по поручению межрайонного природоохранного прокурора <адрес> поддержал исковые требования и пояснил, что при проверке соблюдения природоохранного законодательства ООО «<данные изъяты>» установлено, что деятельность данного юридического лица, связанная с использованием артезианской скважины, не отвечает требованиям действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, осуществляется в отсутствии разработанного проекта зоны санитарной охраны для артезианской скважины, а также в отсутствии лицензии на право пользования недрами для целей добычи подземных вод. Прокурор просил суд обязать ответчика устранить нарушения до ДД.ММ.ГГГГ относительно разработки проекта и до ДД.ММ.ГГГГ относительно лицензии. Представитель ОООО «<данные изъяты>» ФИО3 требования прокурора в части получения лицензии на право пользования недрами признал, пояснив, что ООО «<данные изъяты>» ведутся работы по оформлению в собственность земельного участка, на котором расположена скважина, для дальнейшего получения лицензии на пользование недрами для целей добычи подземных вод. В части разработки проекта зоны санитарной охраны для артезианской скважины ответчик исковые требования не признал в связи с изменениями в действующем законодательстве. Одновременно представитель ответчика просил суд отсрочить исполнение требований прокурора. Третьи лица - Управление Роспотребнадзора по <адрес>, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание своих представителей не направили. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом. В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Как видно из материалов дела, межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «<данные изъяты>», осуществляющим деятельность по содержанию и разведению крупного рогатого скота, производству молочной продукции, выращиванию кормовых культур на двух производственных объектах, расположенных в <адрес>, <адрес>. При этом установлено, что деятельность ответчика не отвечает требованиям действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям. Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным решением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, введенным в действие Постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии. Согласно п. 1.1 Приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности», лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод удостоверяют право пользования подземными водными объектами Согласно пункту 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.11 10-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих её поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнению источника; в) правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО (пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.11 10-02). В нарушение вышеуказанных норм законодательства, ООО «Юг Подмовсковья» осуществляет деятельность по эксплуатации артезианской скважины в отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны для артезианских скважин, а также отсутствие лицензии на право пользования недрами для целей добычи подземных вод. Действия ООО «<данные изъяты>» противоречат требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации. Невыполнение ООО «<данные изъяты>» вышеизложенных требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует надлежащей реализации положений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые согласно ст.5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отнесены к полномочиям Российской Федерации, в том числе: государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, а также нарушает права граждан, предусмотренные статьей 8 данного Федерального закона на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, председателю ООО «<данные изъяты>» внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Учитывая, что до настоящего времени ООО «<данные изъяты>» не разработало проект зоны санитарной охраны для артезианских скважин, а также не получило лицензию на право пользования недрами, суд считает необходимым обязать ООО «<данные изъяты>» выполнить указанные требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Вместе с тем суд находит возможным указать иные сроки устранения недостатков, увеличив их на 5 месяцев. На основании изложенного, руководствуясь статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: - разработать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения двух артезианских скважин и получить в полномочных органах санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ; - получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд. Федеральный судья ________________________