Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО10
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО5 и ФИО2 к ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о признании отказа каждому в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, признании права на назначение досрочной пенсии по старости за каждым с момента обращения за пенсией,
установил:
ФИО5 и ФИО2 обратились с исками к ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, признании за каждым права на назначение досрочной пенсии по старости с момента обращения за ней.
В судебном заседании истец ФИО5 поддержал свои исковые требования и пояснил, что право на досрочную пенсию по старости он как педагогический работник уже приобрел, и ему неправомерно отказали в назначении досрочной трудовой пенсии, исключив периоды работы тренером по борьбе дзюдо <данные изъяты> райсовета ДСО «Урожай» с 17.11.1979 г. по 29 04.1980 г. и с 13.08.1982 г. по 30.08.1991 г., тренером-преподавателем СДЮШОР с 01.11.1999 г. по 31.12.1999 г., тренером-преподавателем по борьбе дзюдо ГУ ДОД <адрес> «СДЮШОР по дзюдо и борьбе самбо» с 03.01.2003 г. по 30.09.2008 г., тренером-преподавателем МОУ ДОД «Серебряно-Прудская ДЮСШ» с 01.10.2008 г. по 11.06.2010 г.
В судебном заседании истец ФИО2 также поддержал свои исковые требования, полагая, что право на досрочную пенсию по старости он как педагогический работник к моменту обращения за пенсией приобрел, ему неправомерно отказали в назначении досрочной трудовой пенсии, исключив периоды работы тренером по борьбе дзюдо <данные изъяты> райсовета ДСО «Урожай» с 30.05.1980 г. по 24.10.1980 г., с 03.12.1982 г. по 28.01.1988 г., заместителем директора ДЮСШ по борьбе дзюдо с 29.01.1988 г. по 30.08.1991 г., тренером-преподавателем по борьбе дзюдо СДЮШОР по дзюдо и самбо <адрес> с 30.08.1993 г. по 31.10.1999 г., тренером-преподавателем ГУ ДОД МО «СДЮШОР по дзюдо и борьбе самбо» с 01.01.2003 г. по 31.03.2009 г.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> исковые требования ФИО5 и ФИО2 не признал.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иски подлежащими удовлетворению.
ФИО5 обратился в <данные изъяты> пенсионный отдел ГУ УПФ РФ по <адрес> и <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ
Согласно подп.10 п.1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохраняется за лицами, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решениями Комиссии по назначению и выплате пенсий при пенсионном отделе <данные изъяты> отдела от 17.11.2010 г. ФИО5 (л.д.17) и ФИО2 (л.д.88) было отказано каждому в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду того, что стаж педагогической работы каждого, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, был недостаточен и составлял на день обращения за пенсией у ФИО5 08 лет 02 месяца (л.д.16), у ФИО2 – 06 лет 08 месяцев 11 дней (л.д.89).
При этом в педагогический стаж ФИО5 не были включены периоды работы тренером по борьбе дзюдо Серебряно-Прудского райсовета ДСО «Урожай» с 17.11.1979 г. по 29 04.1980 г. и с 13.08.1982 г. по 30.08.1991 г., тренером-преподавателем СДЮШОР с 01.11.1999 г. по 31.12.1999 г., тренером-преподавателем по борьбе дзюдо ГУ ДОД <адрес> «СДЮШОР по дзюдо и борьбе самбо» с 03.01.2003 г. по 30.09.2008 г., тренером-преподавателем МОУ ДОД «Серебряно-Прудская ДЮСШ» с 01.10.2008 г. по 11.06.2010 г.
В педагогический стаж ФИО2 не были включены периоды работы тренером по борьбе дзюдо <данные изъяты> райсовета ДСО «Урожай» с 30.05.1980 г. по 24.10.1980 г., с 03.12.1982 г. по 28.01.1988 г., заместителем директора ДЮСШ по борьбе дзюдо с 29.01.1988 г. по 30.08.1991 г., тренером-преподавателем по борьбе дзюдо СДЮШОР по дзюдо и самбо <адрес> с 30.08.1993 г. по 31.10.1999 г., тренером-преподавателем ГУ ДОД МО «СДЮШОР по дзюдо и борьбе самбо» с 01.01.2003 г. по 31.03.2009 г.
Суд считает неправомерным исключение из стажа педагогической работы истцов указанных периодов работы.
В трудовых книжках истцов имеются записи о том, что в период времени с 17.11.1979 г. по 29 04.1980 г. и с 13.08.1982 г. по 30.08.1991 г. – Зайцев С.В. (л.д.6-11), с 30.05.1980 г. по 24.10.1980 г., с 03.12.1982 г. по 28.01.1988 г.,– ФИО2 (л.д.80-84) работали тренерами по борьбе дзюдо <данные изъяты> райсовета ДСО «Урожай», с 29.01.1988 г. по 30.08.1991 г. ФИО2 занимал должность заместителя директора ДЮСШ по борьбе дзюдо <данные изъяты> райсовета ДСО «Урожай».
Согласно справкам <адрес> общественной организации «Физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия»», являющейся правопреемником профсоюзных спортивных обществ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№,15 в спорные периоды времени ФИО5 и ФИО2 работали тренерами-преподавателями по борьбе дзюдо Детско-юношеской спортивной школы по борьбе дзюдо <адрес> ФИО3 Добровольного спортивного общества «Урожай» (л.д.246,247).
Осуществление педагогической деятельности истцами в Детско-юношеской спортивной школе по борьбе дзюдо <адрес> ФИО3 Добровольного спортивного общества «Урожай» в указанный период времени подтверждается следующими доказательствами:
газетной публикацией директора ДЮСШ ФИО11 от 03.06.1975 г. о том, что <адрес> ФИО3 ДСО «Урожай» при спортивном зале <адрес> восьмилетней школы открывает спортивную школу борьбы дзюдо (л.д.62);
копией отчетов детско-юношеской спортивной школы ДСО «Урожай» за 1980, 1981 гг. (л.д.189,190);
свидетельскими показаниями ФИО8 о том, что он работал с истцами в период времени с 04.01.1981 г. по 30.12.1986 г. заместителем директора ДЮСШ по борьбе дзюдо <адрес> ФИО3 Добровольного спортивного общества «Урожай», с 31.12.1986 г. по 30.08.1990 г. – директором той же школы (л.д.143);
копией трудовой книжки ФИО8, согласно которой он работал с 04.01.1981 г. по 30.12.1986 г. заместителем директора ДЮСШ по борьбе дзюдо <адрес> ФИО3 Добровольного спортивного общества «Урожай», с 31.12.1986 г. по 30.08.1990 г. – директором той же школы (л.д.244-245);
газетными публикациями о детско-юношеской спортивной школе по борьбе дзюдо <адрес> ФИО3 Добровольного спортивного общества «Урожай» спорного периода времени, из которых видно, что воспитанниками истцов были дети и подростки (л.д.63,64,66,67,100,101);
копиями грамот, врученных в спорный период времени командам воспитанников истцов, из которых видно, что воспитанниками истцов являлись несовершеннолетние юноши и девушки (л.д.231-243);
копиями грамот, врученных в спорный период времени коллективу ДЮСШ «Серебряные Пруды» <адрес> за лучшую постановку учебно-тренировочной и воспитательной работы (л.д.221-230).
На основании изложенного, оценивая все вышеперечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в приказах и трудовых книжках истцов работодателем неполно указано наименование учреждения, в котором истцы работали тренерами, указано «тренером Серебряно-Прудского райсовета ДСО «Урожай»», в то время как истцы фактически приняты на работу и работали тренерами ДЮСШ Серебряно-Прудского райсовета ДСО «Урожай».
Действующим Списком должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, не предусматривается должность тренера ДЮСШ.
Однако истцы работали в этих должностях в период времени с 1979 по 30.08.1991 гг.
В таком случае при решении вопроса о том, подлежат ли включению в специальный стаж для назначения пенсии спорные периоды, следует руководствоваться законодательством, действовавшим в этот период.
Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе и по жалобе С. в определении N 320-О от 05.11.2002 г. Из указанного решения Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в том случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, не содержал также указания на должность тренера.
Вместе с тем пунктом 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 06.1986 г. №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъяснено, что в соответствии с абзацем вторым п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, во внешкольных детских учреждениях и др.
К работе по специальности относилась «во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.».
В соответствии с Положением о детской спортивной школе добровольных спортивных обществ профсоюзов, утвержденном Постановлением Секретариата ВЦСПС от 04.12.1959 г. (протокол №21, п.1) детские спортивные школы, организованные добровольными спортивными обществами профсоюзов, являлись внешкольным учреждением по физическому воспитанию детей и подростков (Раздел I «Цели и задачи»).
Детскую спортивную школу возглавляет директор (старший инструктор) (п.4 Раздела II «Структура и руководство»).
В соответствии с п.5 того же Раздела для проведения учебных занятий школа имеет тренеров, предусмотренных штатным расписанием или сметой, утвержденной профсоюзной организацией (советом ДСО).
То есть в соответствии с Положением о ДСШ педагогическая деятельность в ДСШ ДСО осуществлялась тренерами.
Таким образом, период работы истцов тренерами внешкольного детского учреждения - ДЮСШ ДСО в 1979-1991 гг. подлежал включению в льготный стаж педагогической работы.
Исходя из фактических обстоятельств дела и с учетом позиции Верховного Суда РФ, высказанной в п. 9 Пленума ВС РФ в Постановлении N 25 от 20.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", о том, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал), суд полагает, что в спорный период времени истцы, работая с детьми тренерами по борьбе дзюдо ДЮСШ, осуществляли педагогическую деятельность.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что периоды работы ФИО5 с 17.11.1979 г. по 29 04.1980 г. и с 13.08.1982 г. по 30.08.1991 г. и периоды работы ФИО2 с 30.05.1980 г. по 24.10.1980 г., с 03.12.1982 г. по 28.01.1988 г., с 29.01.1988 г. по 30.08.1991 г. должны быть включены в специальный стаж работы каждого из истцов соответственно.
В специальный стаж не засчитана работа истцов в должности тренера-преподавателя СДЮШОР (с 01.11.1999 г. по 31.12.1999 г., – ФИО5, с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г.- ФИО2), так как наименование учреждения не содержится в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
С такой позицией нельзя согласиться по следующей причине.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, в котором имеется указание на должность тренера-преподавателя детско-юношеской спортивной школы (всех наименований).
В соответствии с п.1 действующего до настоящего времени Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.05.1995 г. №233, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва к образовательным учреждениям дополнительного образования детей.
Согласно п.30 Положения участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители).
Педагогические работники учреждения имеют право на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе (п.37).
Отсюда следует, что Правительство Российской Федерации, утверждая данное Типовое положение, закрепило равные права на льготы за педагогическими работниками как детско-юношеских спортивных школ, так и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
По мнению суда, организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.
Пенсионным органом исключен из специального педагогического стажа работы период работы тренером-преподавателем ГУ ДОД СДЮШОР ФИО5 – с 03.01.2003 г. по 30.09.2008 г., ФИО2 с 01.01.2003 г. по 31.03.2009 г., а также период работы ФИО5 в должности тренера-преподавателя МОУ ДОД Серебряно-Прудская ДЮСШ» с 01.10.2008 г. по 11.06.2010 г., т.к., по мнению пенсионного органа, у истцов на 01.01.2001 г. отсутствовал стаж, необходимый в соответствии с п. 12 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, согласно которому работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Как было изложено выше истцы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. работали в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, а именно, тренерами-преподавателями специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва.
На 01.01.2001 г. педагогический стаж ФИО5 составлял – 18 лет 11 месяцев, ФИО2 -.17 лет 04 дня, т.е. у истцов на 01.01.2001 г. имелся необходимый стаж работы. Соответственно, указанные спорные периоды работы тренерами-преподавателями ГУ ДОД СДЮШОР также подлежат включению в специальный стаж каждого из истцов, учитывая при этом с 01.11.1999 г. полную педагогическую нагрузку истцов, подтвержденную тарификационными списками, справками, уточняющими занятость (л.д. 12-13, 14-15, 98-99, 159-178).
На основании изложенного, суд считает необходимым включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы ФИО5 в должности тренера ДЮСШ ДСО «Урожай» с 17.11.1979 г. по 29.04.1980 г., с 13.08.1982 г. по 30.08.1991 г., тренера-преподавателя СДЮШОР с 01.11.1999 г. по 31.12.1999 г., тренера-преподавателя ГУ ДОД СДЮШОР с 03.01.2003 г. по 30.09.2008 г., тренера-преподавателя МОУ ДОД «Серебряно-Прудская ДЮСШ» с 01.10.2008 г. по 11.06.2010 г.
Учитывая, что при этом оспариваемый стаж работы ФИО5 на день обращения за пенсией составил 25 лет 03 месяца 07 дней, суд приходит к выводу о необоснованности решения Комиссии по назначению и выплате пенсии от 17.11.2010 г. об отказе в назначении ФИО5 досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, суд считает необходимым включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы ФИО2 в должности тренера ДЮСШ ДСО «Урожай» с 30.05.1980 г. по 24.10.1980 г., с 03.12.1982 г. по 28.01.1988 г., заместителя директора ДЮСШ ДСО «Урожай» с 29.01.1988 г. по 30.08.1991 г., тренера-преподавателя СДЮШОР с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г., тренера-преподавателя ГУ ДОД СДЮШОР с 01.01.2003 г. по 31.03.2009 г.
Учитывая, что при этом оспариваемый стаж работы ФИО2 на день обращения за пенсией составил 25 лет 03 месяца 04 дней, суд приходит к выводу о необоснованности решения Комиссии по назначению и выплате пенсии от 17.11.2010 г. об отказе в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь ч.7 ст.18 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение Комиссии по назначению и выплате пенсии <данные изъяты> пенсионного отдела ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от 17.11.2010 г. об отказе ФИО5 в назначении пенсии необоснованным.
Признать за ФИО5 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включив в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в должности тренера ДЮСШ ДСО «Урожай» с 17.11.1979 г. по 29.04.1980 г., с 13.08.1982 г. по 30.08.1991 г., тренера-преподавателя СДЮШОР с 01.11.1999 г. по 31.12.1999 г., тренера-преподавателя ГУ ДОД СДЮШОР с 03.01.2003 г. по 30.09.2008 г., тренера-преподавателя МОУ ДОД «Серебряно-Прудская ДЮСШ» с 01.10.2008 г. по 11.06.2010 г.
Обязать ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> назначить ФИО5 досрочную трудовую пенсию по старости со дня его обращения за пенсией 11.06.2010 г.
Признать решение Комиссии по назначению и выплате пенсии Серебряно-Прудского пенсионного отдела ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении пенсии необоснованным.
Признать за ФИО4 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включив в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в должности тренера ДЮСШ ДСО «Урожай» с 30.05.1980 г. по 24.10.1980 г., с 03.12.1982 г. по 28.01.1988 г., заместителя директора ДЮСШ ДСО «Урожай» с 29.01.1988 г. по 30.08.1991 г., тренера-преподавателя СДЮШОР с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г., тренера-преподавателя ГУ ДОД СДЮШОР с 01.01.2003 г. по 31.03.2009 г.
Обязать ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости со дня его обращения за пенсией 18.06.2010 г.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд.
Федеральный судья ___________________