об обязании оборудования ремнями безопасности пассажирских автобусов



Дело № 2-213/2010

                                                                   РЕШЕНИЕ

                                      Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года г. Сенгилей

        Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбуновой И.Г.,

при секретаре Балахневой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту неопределенного круга лиц к  открытому акционерному обществу «Сенгилеевское автотранспортное предприятие» об обязании оборудования автобусов ремнями безопасности для пассажиров,

                                                            УСТАНОВИЛ:

           Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился с указанным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой Сенгилеевского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности ОАО «Сенгилеевское АТП» при осуществлении перевозок пассажиров в междугородном сообщении, в ходе которой выявлены следующие нарушения. На обслуживаемых данной организацией двух междугородных маршрутах Сенгилей-Ульяновск, протяженностью 74 кв.м., р.п. Цемзавод - Ульяновск (через с. Шиловка), протяженностью 78 км, восьми автобусах ОАО «Сенгилееевское АТП», в т.ч. ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак АА 233 73, ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак АА 234 73, ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак 235 73, ПАЗ  - 32053 государственный регистрационный знак АУ 282 73, ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак АУ 283 73, КАВЗ-4235, государственный регистрационный знак АА 236 73, ГАЗ -322132 государственный регистрационный знак АР 583 73, ГАЗ-322132 государственный регистрационный знак АМ 198 73, ремни безопасности для пассажиров не установлены. Данные нарушения недопустимы, т.к. в случае дорожно-транспортных происшествий создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами ОАО «Сенгилеевское АТП». Исковое заявление предъявлено в защиту неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных лиц-участников дорожного движения, пользующихся транспортными услугами ОАО «Сенгилеевское АТП», не представляется возможным. Просил признать бездействие ОАО  «Сенгилеевское АТП»  по не оборудованию указанных автобусов, используемых на междугородных маршрутах ремнями безопасности для пассажиров, незаконным. Обязать ОАО «Сенгилеевское АТП» в срок до 01.10.2010 г. оборудовать ремнями безопасности для пассажиров все автобусы, используемые на междугородных перевозках.

В судебном заседании помощник прокурора Макаров Я.Е. исковые требования поддержал согласно доводам искового заявления.

В судебном заседании представитель ответчика Фатуллаев Ш.И. исковые требования признал частично. Не признал бездействия ОАО «Сенгилеевское АТП», так как нет возможности технического исполнения исковых требований по установке ремней безопасности. Пояснил, что 23 года занимается автобусными перевозками, все это время на модели автобуса ПАЗ 32053 не было предусмотрено ремней безопасности. Это тихоходное транспортное средство, поэтому ремни безопасности в нем не уместны. С 1953 года существует Сенгилеевское АТП, просматривая архив он не обнаружил, чтоб было хоть одно дорожно - транспортное происшествие этой модели автобуса. Постановление Правительства не совсем продумано. Он пять месяцев занимается вопросом по установке ремней безопасности. Ездил на завод изготовитель этой модели автобуса. Каждые 13 минут выходит новый автобус с конвейера без ремней безопасности. Правительство, прокуратура, ГИБДД нашли крайних, но на сегодняшний день нет сертифицированного центра, который установит ремни безопасности. Вопрос сложный в техническом плане. Для того чтобы установить ремни безопасности сначала нужно, чтоб организация дала заключение можно ли данный автобус переоборудовать ремнями безопасности. Второй шаг приобрести сертифицированные ремни безопасности. Третий шаг найти сертифицированную организацию, которая установит ремни безопасности. Самим их устанавливать нельзя, в ГИБДД не зарегистрируют. На сегодняшний день таких организаций нет. На заводе изготовители сказали, что они никому не давали условия для установки ремней безопасности. Пусть сотрудники ГИБДД скажут, где такие организации находятся. Но они дают адрес, где можно купить сертифицированные ремни безопасности. У них есть один автобус госномер АУ 283 73, на нем установили ремни безопасности, заплатили деньги, но в ГИБДД им не зарегистрировали, так как устанавливала организация, не имеющая сертификата. Они делали запросы в ООО «Павловский автобусный завод», в УГИБДД по Ульяновской области, но должного ответа не получили. Он не согласен, чтобы до 1 октября 2010 года был установлен срок по установке ремней безопасности. Просил перенести срок на более позднее время, нужно время, работа в этом направлении ведется.

Представитель третьего лицо ОГИБДД ОВД по МО «Сенгилеевский район», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, не явился.

Выслушав прокурора, представителя ответчиков, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

 Исковое заявление предъявлено в защиту неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретное число лиц-участников дорожного движения, пользующихся транспортными услугами ОАО «Сенгилеевское АТП», не предоставляется возможным.

ОАО «Сенгилеевское АТП» является юридическим лицом л.д.32-33).

Генеральным директором ОАО «Сенгилеевское АТП» назначен Фатуллаев Ш.И. л.д.30-31)

Согласно Уставу ОАО «Сенгилеевское АТП» одним из основных видов деятельности общества являются перевозки пассажиров автобусами в городах, рабочих поселках и иных населенных пунктах л.д.16-29).

            В судебном заседании установлено, что на обслуживаемых ОАО «Сенгилеевское АТП» двух междугородных маршрутах Сенгилей-Ульяновск, протяженностью 74 кв.м., р.п. Цемзавод - Ульяновск (через с. Шиловка), протяженностью 78 км, восьми автобусах, в т.ч. ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак АА 233 73, ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак АА 234 73, ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак 235 73, ПАЗ  - 32053 государственный регистрационный знак АУ 282 73, ПАЗ-32053 государственный регистрационный знак АУ 283 73, КАВЗ-4235, государственный регистрационный знак АА 236 73, ГАЗ -322132 государственный регистрационный знак АР 583 73, ГАЗ-322132 государственный регистрационный знак АМ 198 73, ремни безопасности для пассажиров не установлены.

В соответствии со ст. 1. Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ « О безопасности дорожного движения»   основными задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 3 указанного ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 16 данного закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии со ст. 20 ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

В соответствии с п. 1.3 Постановления правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 « О правилах дорожного движения» участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Согласно п.1.5. указанных Правил пассажир обязан при поездке на транспортном средстве, оборудованным ремнями безопасности, быть пристегнут ими.

В силу п. 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.10.1993 г. № 1090, в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

В соответствии с п. 7.9 к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, неисправностью, при которой запрещается эксплуатация транспортного средства, является отсутствие ремней безопасности и (или) подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на 01.05.2010 года на балансе ОАО «Сенгилеевское АТП» находилось 24 единицы транспортных средств л.д.34).

Транспортных средств, используемых на междугородных маршрутах ОАО «Сенгилеевское АТП» на 01.05.2010 года имеется в количестве 9, из них один автобус ПАЗ-32053 гос.  № АУ 284 73 оборудован ремнями безопасности л.д.14).

Согласно предписанию начальника ОГИБДД Мигулкина О.Н. от 10 марта 2010 года ОАО «Сенгилеевское АТП» и ИП Канеева А.Ш. в срок до 11.04.2010 года обязали оборудовать на всех автобусах места для сидения пассажиров ремнями безопасности и оформить соответствующие изменения в конструкции транспортных средств л.д.11-12)

Доводы представителя ответчика Фатуллаева Ш.И. о том, что предпринимаются действия в этом направлении, нашли подтверждение в судебном заседании.

            Как усматривается из письма главы МО «Сенгилеевский район» от 01.06.2010 г. № 1071 выполнение постановления Правительства РФ от 24.02.2010 года № 87, касающееся оборудования ремнями безопасности мест для сидения в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении в установленные сроки в отношении автобусов, на которых ремни безопасности не предусмотрены конструкцией транспортного средства, утвержденной заводом-изготовителем, оказывается затрудненным, поскольку отсутствуют рекомендации завода – изготовителя по технической возможности оборудования, находящихся в эксплуатации автобусов ремнями безопасности. Не определен механизм сертификации специализированных центров технического обслуживания автобусов по переоборудованию автобусов ремнями безопасности в соответствии с техническим регламентом. В настоящее время отсутствуют в Ульяновской области организации, имеющие необходимые разрешения для проведения оборудования пассажирских мест ремнями безопасности. В настоящее время ведется работа (поданы соответствующие заявления на внесение изменений в конструкцию в ГИБДД, подбираются сертифицированные организации на установку ремней и т.д.) л.д.8-9).

            Согласно сведений о количестве и типе ТС используемых на междугородных маршрутах усматривается, что в ОАО « Сенгилеевское АТП» из автобусов оборудован ремнями безопасности только 1 л.д.14).

Кроме того, из письма зам. Министра Министерства транспорта РФ усматривается, что в целом вопросы обеспечения автобусов ремнями безопасности не решены. В целях обеспечения бесперебойного междугородного автобусного сообщения предусмотрен перенос сроков с 01.10.2010года л.д.50-51).

В судебном заседании свидетель * показал, что в целом по России не решен вопрос технической возможности дооборудования находящихся в эксплуатации автобусов ремнями безопасности для пассажиров, определения механизма сертификации центров технического обслуживания автобусов по внесению изменений в конструкцию автобусов.

   При таких обстоятельствах, учитывая, что в целом по России не решен вопрос технической возможности дооборудования находящихся в эксплуатации автобусов ремнями безопасности для пассажиров, определения механизма сертификации центров технического обслуживания автобусов по внесению изменений в конструкцию автобусов до настоящего времени не решен, со стороны ОАО «Сенгилеевское АТП» принимаются меры в этом направлении, как обращение в ООО «Павловский автобусный завод», оборудование одного автобуса ремнями безопасности, подача соответствующих заявлений на внесение изменений в конструкцию в ГИБДД, подбираются сертифицированные организации на установку ремней и  т.д., суд считает возможным отказать в отказать в удовлетворении иска прокурора в части признания бездействия ОАО «Сенгилеевское АТП» по не оборудованию автобусов, используемых на междугородных маршрутах ремнями безопасности, незаконным.

Исходя из вышеуказанного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора частично и обязать открытое акционерное общество «Сенгилеевское автотранспортное предприятие» оборудовать ремнями безопасности для пассажиров автобусы, используемые на междугородных перевозках в срок до 1 октября 2010 года.

            Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать открытое акционерное общество «Сенгилеевское автотранспортное предприятие» оборудовать ремнями безопасности для пассажиров автобусы, используемые на междугородных перевозках в срок до 1 октября 2010 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.

                                                                                                                                           Судья:                                                                                              И.Г. Горбунова