о нарушении права на проведение публичного массового мероприятия



Дело № 2-393/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе:

федерального судьи И.Г. Горбуновой

при секретаре И.Г. Нечепуренко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области о нарушении права на проведение публичного массового мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с иском к МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области о нарушении права на проведение публичного массового мероприятия, указав в обоснование, что 18.08.2010 г. в адрес администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» первым секретарем райкома КПРФ МО «Сенгилеевский район» Скриповой Г.И. и вторым секретарем райкома КПРФ Малышевой Г.Д. было подано уведомление (вх. 513) о том, что 29.08.2010 года у здания администрации по адресу: г. Сенгилей, пл. 1 Мая, районное отделение КПРФ проводит публичное мероприятие в форме пикета с целью заслушать отчет генерального директора ООО «Сенгилей - Стройзаказчик» Предигера А.А. об обеспечении города питьевой водой и отчет о состоянии безработицы в г. Сенгилее и.о. мэра МО «Сенгилеевское городское поселение» Самаркина О.А.. 26.08.2010 г. первому секретарю Скриповой Г.И. пришло уведомление о том, что администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» не дает согласия на проведение публичных мероприятий в форме митинга и в форме пикета, по той причине, что с 25.07.2010 года введена чрезвычайная ситуация в границах Сенгилеевского района по обеспечению населения питьевой водой. Субъектам РФ не предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные запреты для проведения публичных мероприятий. Напротив, законодательство наложило широкий круг обязанностей при реализации конституционных прав граждан на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. На момент подачи уведомления о проведении пикета ни аварии, ни опасного природного явления, ни катастрофы и каких - либо еще стихийных бедствий на территории Сенгилеевского района не произошло. Считают, что орган местного самоуправления - администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» в лице и.о. Главы администрации поселения, превысив полномочия, принял незаконное решение о запрете проведения пикета, в связи с чем нарушены права и свободы граждан и членов КПРФ. Просили признать незаконным ненормативный правовой акт - решение и.о. Главы администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» от 23.08.2010 года о запрете проведения пикета.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 24.11.2010 года Тулякова Н.В. требования уточнила, просила признать незаконными действия МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области об отказе в даче согласия на проведение пикета от 23 августа 2010 года, поддержала доводы искового заявления, дополнительно пояснила, что уведомлением от 23.08.2010 г. было запрещено проведение пикета, а от 26.08.2010 года за № 815 дали согласие на проведение пикета. Однако, права их нарушены были тем, что все жители Сенгилея знали дату проведения пикета, многие жители собирались прийти. Узнав об отказе, они не пришли на митинг. Было лишь 26 человек. Их ограничили в возможности прийти, поскольку за несколько дней, узнав о разрешении впоследствии на проведение пикета, они не смогли предупредить людей. Многие не пошли на пикет, узнав о запрете на его проведение, т.к. побоялись, поскольку многие работают в администрации. Уведомление о разрешении проведения пикета было получено вечером 28.08.2010 года

В судебном заседании представитель МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области Муравьев М.Г. требования не признал, пояснил, что согласие было дано на проведение пикета 26.08.2010 года. Они вступили в диалог с КПРФ, администрация работала по данному вопросу, выезжали на каптажи, отказа в проведении пикета как такового не было. В районе была введена чрезвычайная ситуация в связи с отсутствием воды, есть протокол № 12 МЧС от 25.07.2010 года. Они направляли письма в адрес правоохранительных органов, что 29.08.2010 года будет митинг, просили оказать содействие, обеспечить безопасность проведения пикета, просили, чтобы дежурила машина скорой помощи во время проведения пикета. В КПРФ об этом не сообщали. Считает, что права граждан они не нарушали, поскольку 26.08.2010 года было дано разрешение на проведение пикета. Скриповой Г.И. уведомление бросили в почтовый ящик по адресу: пер. Мельничный, 2.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, суд полагает, что требования Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области о нарушении права на проведение публичного массового мероприятия подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации ( ст. 2 Федерального Закона от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ.

Согласно ст. 4 Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Согласно ст.ст. 7 - 9 ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

В соответствии со ст. 12 ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 19 ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что 18.08.2010 года в администрацию МО «Сенгилеевское городское поселение» поступило уведомление за подписью первого и второго секретаря райкома КПРФ МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о том, что районное отделение партии КПРФ проводит 29 августа 2010 года с 11.00 часов до 13.00 часов у здания администрации по адресу: г. Сенгилей, площадь 1 Мая, публичное мероприятие, в форме пикета.

Данное уведомление было рассмотрено и.о. Главы администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Самаркиным О.А. и 23.08.2010 года было направлено уведомление первому секретарю райкома КПРФ Скриповой Г.И., в котором указано, что в соответствии с Протоколом № 12 заседания КЧС и ПБ МО «Сенгилеевский район» от 25 июля 2010 г. введена чрезвычайная ситуация в границах Сенгилеевского района по обеспечению населения питьевой водой. В связи с этим администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» не дает согласия на проведение публичных мероприятий в форме митинга и в форме пикета (л.д.65).

Спустя три дня, 26.08.2010 года и.о. Главы администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Самаркин О.А. дал разрешение на проведение 29 августа 2010 года с 11-00 час. до 13-00 час. публичных мероприятий в форме пикета.(л.д.8).

Суд приходит к выводу, что доводы заявителя о том, что орган местного самоуправления - администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» в лице и.о. Главы администрации поселения, превысив полномочия, принял незаконное решение о запрете проведения пикета, в связи с чем нарушены права и свободы граждан и членов КПРФ, нашли подтверждение в судебном заседании.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации ( ст. 31) право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правом государстве (ст.1 и 64 Конституции РФ) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( ч.3 ст. 55 Конституции РФ).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов. Право на свободу собраний закреплено в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п.2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу «Махмудов против Российской Федерации», от 14 февраля 2006 года по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от 20 февраля 2003 года по делу «Джавит Ан против Турции»). При этом государства должны воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право (Постановление от 20 октября 2005 ода по делу «Уранио Токсо и другие против Греции» и от 31 марта 2005года по делу «Адалы против Турции»).

Статья 3 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» усматривает принципы проведения публичного мероприятия, к которым относятся законность – соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов РФ, добровольность участия в публичном мероприятии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 2 апреля 2009года № 484-О-П, по смыслу части 5 ст.5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в мессе его проведения в определенное время), либо иными подобными причинами.

Проведение публичных мероприятий организуется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом N 54-ФЗ и носит уведомительный характер, т.е. не требует получения разрешений от государственных или муниципальных органов власти на их проведение. Все ограничения по проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований определены в ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ и установление дополнительных ограничений и запретов, не предусмотренных федеральным законодательством, не допускается (Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2007 N 47-Г07-5.

Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера. Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П).

Уведомление администрации МО «Сенгилеевское поселение» от 23.08.2010 года № 807 не может быть признано законным, поскольку при отказе в проведении пикета администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» сослалась на введение чрезвычайной ситуации в границах Сенгилеевского района по обеспечению населения питьевой водой, которая продолжалась длительное время. В данном уведомлении в отказе проведения публичного мероприятия не приведены конкретные доводы о невозможности проведения пикета, не приведены конкретные причины в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 N 54-ФЗ). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Информация о введении чрезвычайной ситуации в границах Сенгилеевского района по обеспечению населения питьевой водой не потребовала бы повышенной бдительности или каких-либо усиленных мер от властей.

Это доказывается тем, что всего лишь спустя 3 дня после запрета проведения пикетирования, Глава администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» дал разрешение на проведение пикетирования, хотя ситуация по обеспечению населения водой не исчезла, подтвердив тем самым, что проведение пикетирования именно по вопросу обеспечения населения г. Сенгилея водой не могло ни коим образом повлиять на функционирование жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо нарушить общественный порядок, создать угрозу безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в мессе его проведения в определенное время), либо иных подобных причин.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконными действия МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области об отказе в даче согласия на проведение пикета от 23 августа 2010 года, удовлетворив заявление Ульяновского областного отделения политической партии « Коммунистическая партия Российской Федерации » к МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области о нарушении права на проведение публичного массового мероприятия.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области о нарушении права на проведение публичного массового мероприятия удовлетворить.

Признать незаконными действия МУ администрация МО «Сенгилеевское городское поселение» Ульяновской области об отказе в даче согласия на проведение пикета от 23 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.

Судья И.Г. Горбунова