Дело № 2-379/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 декабря 2010 года г. Сенгилей Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбуновой И.Г., при секретаре Нечепуренко И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области о запрещении экологически вредной деятельности, УСТАНОВИЛ: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО Елаурское сельское поселение о запрещении экологически вредной деятельности, указав в обоснование, что в ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Россельхознадзора по Ульяновской области, ОГУ «Сенгилеевская райСББЖ» установлено нарушение природоохранного законодательства в деятельности администрации МО Елаурское сельское поселение при обращении с биоотходами. В нарушение требований законодательства скотомогильники, находящиеся в собственности МО Елаурское сельское поселение, эксплуатируются с нарушением требований. Скотомогильник в с. Мордово расположен к северо-западу от села на расстоянии в 800 м, представляет собой две земляные ямы размером 3мх3м и глубиной около 2 метров. На момент проверки скотомогильник не имел глухого забора, въездных ворот, навеса, крышек биотермических ям. Скотомогильник в с. Бекетовка расположен к западу от села в 1200 м., представляет собой земляную яму. На момент проверки скотомогильник не имеет глухого забора, траншеи, навеса, крышки биотермической ямы. Указанные нарушения зафиксированы в объяснении от 02.11.10 г. специалиста ТЭР и ЖКХ администрации МО Елаурское сельское поселение Харитонова В.В., актах проверки указанных биотермических ям ОГУ «Сенгилеевская райСББЖ». Неисполнение данных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, создает препятствия к их рациональной утилизации, может привести к возникновению, распространению инфекционных заболеваний, загрязнению почвы и подземных вод, ухудшению общей экологической обстановки. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Требования прокурора направлены на обеспечение прав жителей МО Елаурское сельское поселение на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, т.е. субъекты, персонифицировать которых невозможно. Просили запретить эксплуатацию скотомогильников возле сел Мордово и Бекетовка, обязать администрацию МО Елаурское сельское поселение произвести консервацию указанных скотомогильников. В судебном заседании помощник прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Закиров А.Ш. исковые требования поддержал согласно доводам искового заявления. В судебном заседании представитель ответчика МУ администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области Харитонов В.В., действующий на основании доверенности от 1 декабря 2010 года, исковые требования признал, дополнительно пояснил, что в настоящее время скотомогильник около с. Мордово засыпан землей, окончательные работы по данному скотомогильнику и скотомогильнику около с. Бекетовка будут проведены до 1 июля 2011 года. Представитель 3-го лица начальник ОГУ «Сенгилеевская районная станция по борьбе с болезнями животных» Фирсов С.А. исковые требования поддержал, пояснил, что использовать скотомогильники около с. Мордово и с. Бекетовка для захоронения животных экономически нецелесообразно, в связи с чем необходимо провести их консервацию. Выслушав прокурора, представителей ответчика и 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Неопределенность круга лиц, чьи интересы нарушаются в рассматриваемом споре, обусловлена не только количеством проживающего на территории поселений основного населения, поскольку согласно ст. 27 Конституции РФ право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства имеет каждый, кто находится на территории РФ на законных основаниях, но и другие лица. На каждый конкретный период времени как количество, так и состав жителей могут изменяться как в виду реализации ими вышеуказанного права, так и вследствие иных причин. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При таких обстоятельствах суд полагает, что Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор имел право на предъявление иска в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Статья 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 3, 23 п. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению людей. Согласно п. 5.1-5-8 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается. Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.. Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;- скотопрогонов и пастбищ - 200 м;- автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. Биотермические ямы, расположенные на территории государственных ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений. Расстояние между ямой и производственными зданиями ветеринарных организаций, находящимися на этой территории, не регламентируется. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. В судебном заседании установлено, что согласно распоряжению Главы администрации МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области в собственность МО Елаурское сельское поселение приняты бесхозяйные скотомогильники: села Мордово - расположен в северо-западном направлении на расстоянии 800 м от села и села Бекетовка –биотермическая яма, расположенная в западном направлении на расстоянии 1200 м от села (л.д.13). К скотомогильникам имеется свободный доступ, как людей, так и животных. Согласно Акту проверки от 25 октября 2010 года (л.д.8-9) установлено, что биотермическая яма с. Бекетовка, расположена в 1, 2 км. в западном направлении. Биотермическая яма фактически разрушена, отсутствуют блоки и перекрытие ямы. Вокруг нее отсутствуют ограждения, ров. Не имеется навеса, крышки. Согласно Акту проверки от 25 октября 2010 года (л.д.10-11) установлено, что скотомогильник с. Мордово расположен в 800 м. в северо-западном направлении села Мордово. Скотомогильник представляет собой две земляные ямы размером 3х3 м и глубиной около 2 метров. Вокруг скотомогильника не имеется ограждения, рва, над ямой отсутствует навес, крышка. Доступ к яме свободен, в ней имеются биологические остатки трупов животных Согласно п. 6.1 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/469 скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет, остальные являются объектами муниципальной собственности. В соответствии со ст. 6.10 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Скотомогильники, находящиеся на территории МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области, стоят на учете сельского поселения, что усматривается из информации от 23.09.2010 года (л.д.12), объяснений и.о. Главы администрации МО Елаурское сельское поселение Харитонова В.В. (л.д.6), распоряжения № 31 от 25 апреля 2010 года Главы администрации МО Елаурского сельского поселения (л.д.13). В судебном заседании установлено, что скотомогильники, находящиеся на балансе МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области эксплуатируются с нарушением действующего законодательства: порядок использования скотомогильников никем не контролируется, никто не несет ответственность за нарушения требований ветеринарно-санитарных правил, что само по себе предоставляет угрозу для жизни и здоровья людей. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Неисполнение данных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, создает препятствия к их рациональной утилизации, может привести к возникновению, распространению инфекционных заболеваний, загрязнению почвы и подземных вод, ухудшению общей экологической обстановки. Согласно ст. ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО Елаурское сельское поселение о запрещении экологически вредной деятельности, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Запретить МУ администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области эксплуатацию скотомогильника, расположенного в северо-западном направлении на расстоянии 800 м от села Мордово Сенгилеевского района Ульяновской области, обязав произвести консервацию данного скотомогильника. Запретить МУ администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области эксплуатацию биотермической ямы, расположенной в западном направлении на расстоянии 1200 м от села Бекетовка Сенгилеевского района Ульяновской области, обязав произвести консервацию указанной биотермической ямы. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней. Судья И.Г. Горбунова