о признании права собственности на земельный участок и домовладение путем наследования



дело № 2-399/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

21 декабря 2010 года г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Амельченко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева В.Н. к администрации МО «Сенгилеевский район», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Сергеев В.Н. обратился в суд с иском к администрации МО «Сенгилеевский район» о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования. Требования мотивированы тем, что 01.05.2005 года умерла его мать - Сергеева М.С. После смерти матери осталось наследственное имущество в виде денежных вкладов, жилого дома и земельного участка. На денежные вклады он получил свидетельство о праве на наследство, однако в состав наследственной массы не вошел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поскольку право собственности его матери не было зарегистрировано в органах БТИ. В месте с тем, указанный жилой дом принадлежал его матери основании свидетельства о праве наследования по закону. Кроме того, он не может получить свидетельство о праве на наследство на земельный участок, поскольку на данном участке находится указанный жилой дом, который не зарегистрирован в установленном порядке. В связи с этим, просит суд признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, расположенные по адресу: <адрес>.

Определением от 23.11.2010 года суд привлек в качестве соответчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области.

Истец Сергеев В.Н., извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился.

Представитель истца по нотариальной доверенности Шаповалова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, доводы привела аналогичные тем, что изложены в иске.

В судебное заседание ответчик - администрация МО «Сенгилеевский район», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, не явился.

В судебное заседание ответчик - МИФНС России № 2 по Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явился.

Третье лицо – нотариус Сенгилеевского района Ульяновской области Нестерова Н.А., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, а также материалы наследственного дела № 99 к имуществу умершей Сергеевой М.С., суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности ( 1112 ГК РФ).

Судом установлено, что согласно дубликату свидетельства о праве наследования по закону от 13.04.1949 года, удостоверенным государственным нотариусом Сенгилеевской нотариальной конторой, Сергеева М.С. является наследницей ко всему имуществу Попкова С.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество состоит из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Как видно из технической документации на данный объект недвижимости, вышеуказанному жилому дому был присвоен адрес: <адрес>.

Кроме того, Сергеевой М.С. принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью 1151,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о праве пожизненного наследования землей, выданного 02.11.1992 года.

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.

Согласно ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сергеева М.С. умерла.

Как видно из материалов наследственного дела, наследником после смерти Сергеева М.С. является ее сын Сергеев В.Н., т.е. истец. Других наследников нет.

Истец получил свидетельство о праве на наследство после смерти Сергеева М.С. на денежные вклады.

В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

При таких обстоятельствах, истец, как наследник первой очереди, имеет право на получении в собственность жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

Право собственности умершей Сергеева М.С. на указанный жилой дом было зарегистрировано в органах БТИ.

По данным технической инвентаризации следует, что деревянный жилой дом снесен, а на его месте возведен другой деревянный жилой дом, на который разрешение на ввод эксплуатацию в БТИ не представлен.

Решение о списание <адрес> в <адрес> в связи его ветхостью было принято на заседании Исполкома Сенгилеевского городского Совета депутатов трудящихся от 05.05.1968 года.

Согласно техническому заключению УОГУП БТИ от 29.10.2010 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (литеры А, а,а1) соответствует градостроительным нормам и нормам СНиП, кроме отступа и расстояния от смежных домовладений.

При этом, эксперт в своем заключение отмечает, чтобы устранить недостатки в части отступа и расстояния от смежных домовладений необходимо получить согласие от собственником указанных объектов недвижимости.

Материалами дела установлено, что собственниками соседних домовладений являются Афанасьева М.А., Мальковский Д.В., Клименко И.А.

Из материалов дела следует, что вышеуказанные лица дали свое согласие истцу на оформление документов на жилой дом, расположенного на межевой границы с их земельными участками. С порядком пользования земельным участком согласны, споров не имеется. Данные согласия удостоверены нотариально.

Таким образом, поскольку согласно заключению экспертизы жилой <адрес> в <адрес> соответствует градостроительным нормам и нормам СНиП, не нарушает права собственников соседних домовладений, то суд приходит к выводу, что за истцом следует признать право собственности на указанный объект недвижимости в порядке наследования.

Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется (1181 ГК РФ)

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Поскольку судом установлено, что земельный участок был предоставлен наследодателю для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то истец имеет право после смерти Сергеевой М.С. на получение указанного земельного участка в собственность.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о признании за истцом право собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сергеева В.Н. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования удовлетворить.

Признать за Сергеевым В.Н. право собственности на жилой дом с принадлежностями и земельный участок площадью 1151,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области.

Судья: М.И. Шлейкин