Дело № 2-129/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 мая 2011 года г. Сенгилей Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбуновой И.Г., при секретаре Нечепуренко И.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Сенгилея Ульяновской области, Отделу образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, о признании бездействия незаконным и устранения нарушений санитарных правил и норм и требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился с указанным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой Сенгилеевского района с привлечением специалистов Территориального отдела в Ульяновском районе Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ульяновской области, Отделения надзорной деятельности по Сенгилеевскому району МЧС России проведена проверка исполнения МОУ дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Сенгилея, направленного на обеспечение безопасности дополнительного образования детей. Установлено, что МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея посещают более ста человек. Вопреки вышеуказанным требованиям действующего федерального законодательства МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея при осуществлении образовательной деятельности допускаются нарушения, влекущие ущемление прав и законных интересов несовершеннолетних. В нарушение п. 3.9 СанПин в МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея имеется лишь один туалет внутри здания, один надворный туалет и одна умывальная раковина. Поверхности стен в туалете не гладкие, что затрудняет их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств и является нарушением п.3.10 СанПиН. В нарушение п. 4.1 СанПиН здание МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея не оборудовано системой горячего водоснабжения. В МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея отсутствуют отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств, регулярно не проводится профилактическая дезинфекция, что является нарушением п. 9.1 СанПин. В нарушение п. 11.1 абз.10 СанПиН в МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея не организуются и не проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации. Кроме того, в ходе проверки были выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение п. 98 ППБ 01-03 в МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея автоматическая пожарная сигнализация неисправна (приемно-контрольный прибор отключен) При этом установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. В помещении раздевалок и в коридоре около них допускается эксплуатация в действующих электроустановках светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушены требования п. 60 ППБ 01-03. В нарушение п. 40 ППБ-01-03 в помещение раздевалки, в тренажерном и спортивном зале, в кабинете руководителя, на окнах установлены глухие металлические решетки. Помещение спортивного зала не обеспечено двумя эвакуационными выходами, чем нарушены требования : п.3, 51 ППБ01-03, п. 6.9*, 6.12* СНиП 21-01-97* п. 2.22 СНиП 2.8.02-80*. В нарушение требований п. 3.51 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 31-01-97* в спортивном зале на путях эвакуации отсутствуют перила. Дверь эвакуационного выхода с восточной стороны здания открывается не по направлению выхода из здания (установлена дополнительная дверь), чем нарушены требования: п.3.52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97*. Таким образом, помещение МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея эксплуатируется с нарушением санитарных норм и правил и требований пожарной безопасности, чем подвергается опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних, посещающих спортивную школу. Учреждение находится в ведении Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район». Учредителем является администрация МО «Сенгилеевский район». Имущество школы закреплено за ней на праве оперативного управления. Отдел образования администрации МО «Сенгилеевский район» и администрация МО «Сенгилеевский район» являются соответчиками по данному делу. Прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что состав несовершеннолетних, посещающих МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилей постоянно меняется. Просил признать бездействие МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея, Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район», администрации МО «Сенгилеевский район» по не обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, посещающих данное учреждение, незаконным. Обязать МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея, Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район», администрации МО «Сенгилеевский район» устранить выявленные нарушения санитарных правил и норм и требований пожарной безопасности. В судебном заседании заместитель прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Седова Е.В. исковые требования поддержала согласно доводам искового заявления, дополнительно пояснила, что по результатам повторной проверки было установлено, что не приняты меры к надлежащему устранению имеющихся нарушений. Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся детей в возрасте с 7 лет и старше. Указанные нарушения имели место быть на протяжении 1,5 лет, но надлежащих мер к их устранению так и не принято. Только после прокурорского вмешательства стали приниматься меры по их устранению. Устранение выявленных нарушений является обязательным для должностных лиц и соблюдения требований в дальнейшем. В судебном заседании представитель ответчика МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилей Предигер А.В. исковые требования не признал, пояснил, что они неоднократно просили денег у района и у отдела образования. Обращались в газету, чтоб на них обратили внимание. По поводу нарушения п. 3.9 СанПин что один туалет в здании и одна умывальная раковина, чтоб исправить ситуацию обращались в администрацию района с ходатайством передать в оперативное управление часть здания находящегося по адресу г. <адрес> где имеется два туалета и подсобное помещение, которое необходимо для хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств. Имеется постановление о передаче в оперативное управление данного здания и заключен договор № 5 о порядке использования закрепленного за МОУ ДОД ДЮСШ муниципального имущества на праве оперативного управления. По поводу того, что поверхности стен в туалете не гладкие и по двери эвакуационного выхода, которая открывается не по направлению выхода из здания, им издан приказ об исправлении нарушений, где рабочему по зданию приказано произвести покраску стен в туалете и произвести демонтаж дополнительной двери с восточной стороны здания. Эта дверь была дополнительной для того, чтоб было теплее, сейчас она снята с петель, её нет, она убрана. По поводу п. 4.1 СанПин, что нет горячего водоснабжения. Они заключили договор на поставку водонагревателя, подали заявку в отдел образования на оплату водонагревателя, при финансировании он будет приобретен и установлен. 23.03.2011 был заключен договор об оказании услуг с филиалом ФГУЗ «ЦГиЭ в Ульяновской области в Ульяновском районе» и подписан в р.п. Ишеевка, сделана заявка о выделении денежных средств на дератизацию помещений. Автоматическая пожарная сигнализация неисправна. Сигнализация перегорела в результате аварии 14.11.2010 года, когда был скачок напряжения электроэнергии. Они написали письмо генеральному директору ОАО «Ульяновскэнерго» Круглову М.Г. о том, что по их вине перегорела сигнализация и просили возместить стоимость сгоревшего приемно-контрольного охранно-пожарного прибора. Ответа до сих пор не последовало. В суд по данному вопросу не обращались. 01.01.2011 года был заключен договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации, а 17.02.2011 договор на поставку ППК «Гранит-4» и аккумуляторной батареи. До проверки они неоднократно писали письма о выделении денежных средств на замену и ремонт электрической проводки и колпаков. Заявки представили в феврале, работы выполнены. Колпаки одеты. Акт приемки есть. Металлических решеток на окнах уже нет. На путях эвакуации в спортивном зале перила установлены. Имеется журнал выдачи дезинфицирующих средств от 01.01.2011 года, ФИО1 которого медицинская сестра выдает уборщице дезинфицирующие средства, уборщица их получает под роспись. На дезинфицирующее средство имеется сертификат соответствия, свидетельство о государственной регистрации, имеется правило разведения средства и использования. На протяжении 20 лет в спортивном зале имеющиеся эвакуационные выходы считались эвакуационными выходами. Нарушения не устранялись из-за отсутствия денежных средств. В судебном заседании представитель ответчика Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Болтунова А.В. исковые требования не признала, пояснила, что отдел образования со своей стороны может подавать только заявки в администрацию района на финансирование. Детская юношеская спортивная школа находится в ведении отдела образования. Руководителя ДЮСШ назначает отдел образования. Им известно о нарушениях, имеющихся в ДЮСШ, такая ситуация сложилась из-за недостаточного финансирования. Они подавали заявки в администрацию района где в общей строке, в том числе указана сумма для ДЮСШ. Допускает, что бездействие со стороны отдела образования есть. В судебное заседание представитель ответчика администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель ответчика Назаров А.В. исковые требования не признал, пояснил, что со стороны администрации района поступающие заявки исполняются по мере возможности. Администрация района испытывает финансовые трудности, так как образовалась большая кредиторская задолженность, задолженность по заработной плате, по исполнительным листам, которые являются первоочередными платежами. По мере возможности денежные средства выделяются и нарушения устраняются. Выслушав заместителя прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что состав несовершеннолетних, посещающих МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилей постоянно меняется. МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилей является юридическим лицом (л.д.10-16), что подтверждается Уставом, Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, Свидетельством о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, выпиской из ЕГРЮЛ. Директором МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилей назначен на неопределенный срок Предигер А.В., что усматривается из Трудового договора № 47 от 06.06.2007 года, приказа № 52-л от 06.06.2007 года ( л.д. 115, 24 ). Согласно Уставу МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилей создана в целях способствования самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям, воспитания гражданственности и любви к Родине (л.д.10-11). В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица ( ст. 209 ГК РФ ). Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса ( ст. 215 ГК РФ ). Согласно Распоряжению Главы администрации МО «Сенгилеевский район» № 209-р от 13 июля 2006 года (внесены изменения 25.03.2010 года Постановлением и.о. Главы администрации МО «Сенгилеевский район» нежилое здание по адресу: Ульяновская область, г. <адрес>, общей площадью 394, 27 кв.м. передано в оперативное управление МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея, что подтверждается Договором № 5 от 15 апреля 2011 года, заключенного между КУМИ и ЗО МО «Сенгилеевский район» и МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея. Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья. Согласно ст. 8 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Ст. 11 закона обязывает юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно ст. 3 Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных правых актов, в т.ч. Санитарных правил и норм 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования». В судебном заседании установлено, что МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея при осуществлении образовательной деятельности допускаются нарушения, влекущие ущемление прав и законных интересов несовершеннолетних. В нарушение п. 3.9 СанПин в МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея имеется лишь один туалет внутри здания, один надворный туалет и одна умывальная раковина. Поверхности стен в туалете не гладкие, что затрудняет их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств и является нарушением п.3.10 СанПиН. В нарушение п. 4.1 СанПиН здание МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея не оборудовано системой горячего водоснабжения. В МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея отсутствуют отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств, регулярно не проводится профилактическая дезинфекция, что является нарушением п. 9.1 СанПин. В нарушение п. 11.1 абз.10 СанПиН в МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея не организуются и не проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации ( л.д. 8, 137 ) В соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности » граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. При этом в силу статьи 37 данного закона руководители организаций имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности и обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. На основании пунктов 4 и 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года (далее ППБ 01-03), руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Кроме того, в ходе проверки были выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение п. 98 ППБ 01-03 в МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея автоматическая пожарная сигнализация неисправна (приемно-контрольный прибор отключен) При этом установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Помещение спортивного зала не обеспечено двумя эвакуационными выходами, чем нарушены требования : п.3, 51 ППБ01-03, п. 6.9*, 6.12* СНиП 21-01-97* п. 2.22 СНиП 2.8.02-89*, что подтверждается справкой Главного специалиста-эксперта ТО УФС РПН и и.о. начальника отделения НД по Сенгилеевскому району Н.И. Ильина ( л.д.8-9, 138 ). Из представленных в судебное заседание материалов дела усматривается, что ответчиком МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея предпринимаются конкретные действия для устранения выявленных недостатков. Из журнала выдачи дезинфицирующих веществ усматривается, что, начиная с 03.01.2011 г. ежедневно под роспись выдаются дезинфицирующие средства для проведения уборки помещений. Изданы приказы об исправлении нарушений: приказ №14-щ от 23 марта 2011 года, согласно которому рабочему по обслуживанию здания и помещений МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея в срок до11 апреля 2011 года приказано произвести покраску стен в туалете и демонтаж дополнительной двери с восточной стороны здания, приказ № 13-о от 23 марта 2011 г. о демонтаже оконных решеток, приказ № 15-о от 23 марта 2011 г. об изготовлении в установлении в спортивном зале на путях эвакуации перил. Директором МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея заключены: Договор поставки № 2 от 01 апреля 2011 года с ИП Ерофеевым Д.Г. на поставку водонагревателя, Договор № 366 от 23.03.2011 г. с филиалом ФГУЗ «ЦГ и Э в Ульяновской области на дезарацию помещения, кроме того, им сделаны заявки на выделение денежных средств для обеспечения данных договоров. Заключены договоры с Ульяновским ООО «Всероссийское добровольное пожарное общество» от 17 февраля 2011 года на поставку ППК - «Гранит-4», аккумуляторной батареи 7А/4, договор № ГТ 01211/11 СН от 01 января 2011 г. по техническому обслуживанию исправных и работоспособных установок пожарной сигнализации, Договор № 3 от 24 января 2011 г. с начальником электролаборатории ИП Белохвосткиным А.Б. на производство электромонтажных работ согласно сметы. Со стороны директора МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея Предигера А.А. сделаны заявки на денежные средства на обеспечение договоров. В судебном заседании было установлено, что указанные в исковом заявлении прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области нарушения санитарно-эпидемиологических норм и требований пожарной безопасности имеют место, принимаемые ответчиком меры являются недостаточными, в настоящий период времени они не устранены, что свидетельствует о бездействии ответчиков. Вышеперечисленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья детей. В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся: установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений; определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района. Экономическую основу местного самоуправления согласно ст. 49 ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации ( ст. 52131-ФЗ ). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки). В судебном заседании не оспаривалось, что бюджет МО «Сенгилеевский район» является дотационным. Согласно ст. 9 Закона Ульяновской области «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области» от 04.10.05 года № 096 – ЗО финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном фонде компенсаций в виде субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов. То есть указанным выше законом предусмотрено выделение из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов средств в виде дотаций на решение вопросов местного значения. Следовательно, бюджет МО «Сенгилеевский район» с учетом вышеуказанного механизма выравнивания их доходов должен обеспечивать, во всяком случае, в пределах минимальных социальных стандартов, решение вопросов местного значения, включая осуществление мероприятий по пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологических мероприятий. В судебном заседании представитель отдела образования МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не отрицала, что финансирование МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилей осуществляется через них. Доказательств того, что отдел образования МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области предпринимали какие-либо действия по получению финансовой поддержки и выделению денежных средств МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилей до проведения поверки суду не предоставлено. При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать, что не выделение средств на указанные цели в текущем финансовом году, освобождает отдел образования МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от решения этих вопросов. Суду не предоставлено доказательств того, что эти ответчики принимали какие-либо деятельные меры по данному вопросу. Исходя из вышеуказанного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора и признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Сенгилея Ульяновской области, Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по не обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, посещающих МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея, обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Сенгилея Ульяновской области исправить автоматическую пожарную сигнализацию (подключить приемно-контрольный прибор), привести пожарную автоматику в исправное состояние и постоянную готовность, в соответствии с проектной документацией, оборудовать помещение спортивного зала двумя эвакуационными выходами, оборудовать внутри здания дополнительным туалетом и раковиной, оборудовать туалет гладкими поверхностями, оборудовать здание системой горячего водоснабжения, оборудовать отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств, регулярно производить профилактическую дезинфекцию, произвести мероприятия по дезинсекции и дератизации и обязать отдел образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области произвести финансирование Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Сенгилея Ульяновской области по устранению санитарных правил и норм и требований пожарной безопасности. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Сенгилея Ульяновской области, Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по не обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, посещающих МОУ ДОД ДЮСШ г. Сенгилея. Обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Сенгилея Ульяновской области исправить автоматическую пожарную сигнализацию (подключить приемно-контрольный прибор), привести пожарную автоматику в исправное состояние и постоянную готовность, в соответствии с проектной документацией, оборудовать помещение спортивного зала двумя эвакуационными выходами, оборудовать внутри здания дополнительным туалетом и раковиной, оборудовать туалет гладкими поверхностями, оборудовать здание системой горячего водоснабжения, оборудовать отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств, регулярно производить профилактическую дезинфекцию, произвести мероприятия по дезинсекции и дератизации. Обязать отдел образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области произвести финансирование Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Сенгилея Ульяновской области по устранению санитарных правил и норм и требований пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней. Судья: И.Г. Горбунова