о получении льготых выплат



дело № 2-99/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

13 апреля 2011 года г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Тяпкиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бовина Г.М. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Сенгилеевскому району, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о понуждении выдать удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

У С Т А Н О В И Л:

Бовин Г.М. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Сенгилеевскому району о понуждении выдать удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Требования мотивированы тем, что он ДД.ММ.ГГГГ года родился в <адрес>. В данном населенном пункте он проживал до 1978 года. Указанный населенный пункт в период с 1949 года и по 1963 год был подвергнут радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В связи с этим ему гарантированы меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Он обращался к ответчику по вопросу выплат ему мер социальной поддержки, однако никаких выплат ему не назначено и ответ ему не дан. Полагает, что ответчик грубо нарушает его конституционные права на возмещение вреда, причиненного его здоровью вследствие радиационных аварий. В связи с этим, просит суд обязать ответчика выдать ему удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Определением от 25.02.2011 года суд привлек в качестве соответчика Министерство труда и социального развития по Ульяновской области. Определением от 10.03.2011 года суд привлек в качестве соответчика Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В судебном заседании Бовин Г.М. уточненные исковые требования поддержал, доводы привел аналогичные тем, что изложены в иске. Дополнительно суду пояснил, что он родился ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. С момента рождения и до 1978 года он проживал в данном населенном пункте. Указанный населенный пункт в период с 1949 года и по 1963 год был подвергнут радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Поскольку он в данный период проживал на данной территории, то он имеет право получить удостоверение как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и соответственно получать все причитающиеся льготы. Он обращался в Министерство труда и социального развития по Ульяновской области с заявлением о выдаче ему удостоверения, однако данного удостоверения он не получил, несмотря на то, что он был включен в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию. В Министерстве ему разъяснили, что обязанность по выдаче удостоверения лежит на МЧС. Поэтому он просит суд обязать МЧС выдать ему удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Каких – либо документов, подтверждающих получение дозы облучения свыше 5 сЗв, он не имеет.

В судебном заседании представитель Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Сенгилеевскому району по доверенности Блохина Е.В. возражений, относительно уточненных исковых требований, не имела.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что 20.07.2007 года истец обратился в органы социальной защиты с заявлением о выдаче удостоверения как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Департамент социальной защиты населения Ульяновской области ( в настоящее время Министерство) включил истца в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию и направил его в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для выдачи истцу удостоверения. МЧС России в своем письме от 10.04.2008 года им пояснило, что выдача удостоверений граждан с неустановленной дозой действующим законодательством не предусмотрена. В соответствии с законодательством, удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Представленных в 2007 году документов недостаточно для принятия положительного решения о выдаче удостоверения и последующем предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим просят суд отказать истцу в удовлетворении его требования. Просили суд рассмотреть дело без их участия.

Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указали, что исковые требования Бовина Г.М. считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно ст.5 ФЗ от 10.01.2002г. № 2-ФЗ « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», меры социальной поддержки гражданам, на которых распространяется действие Закона, предоставляются с момента предъявления удостоверения единого образца. Действие закона распространяется на граждан, проживающих в 1949-1963г.г. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие названных испытаний. Таким образом, законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию ( населенный пункт и время проживания в нем), а третье – получение гражданами суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5сЗв(бэр). * района <адрес> включено в Перечень в связи с испытанием, проведенным ДД.ММ.ГГГГ. Другие ядерные испытания, проводившиеся на полигоне, значимого радиационного воздействия на жителей <адрес> не оказали, что подтверждается научными отчетами ГУ НИИ региональных медико-биологических проблем 1997г. и 1998г. При определении полученной гражданами суммарной (накопительной) эффектной дозы облучения учитывается несколько факторов, в том числе, состав взрыва. При этом основной вклад в дозу облучения, полученную населением вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, составляет облучение населения от выпадения на местность короткоживущих радионуклидов в первые сутки после проведения испытания. Со временем отдаления от даты испытания значения уровней возможного облучения граждан значительно снижаются. Согласно имеющимся в МЧС России расчетам 12 ЦНИИ Минобороны России по утвержденным Методическим указаниям эффективные дозы облучения жителей <адрес> на день проведения ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ составили в зависимости от возраста от 05,50 до 08,90 сЗв(бэр), а наиболее поздняя дата, начиная с которой последующее неограниченное проживание лица в населенном пункте приведет к облучению в дозе, превышающей 5 сЗв, - ДД.ММ.ГГГГ Получение гражданами, проживавшими после ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), архивными данными и указанными данными и научными отчетами не подтверждаются, поэтому в Министерства отсутствуют законные основания для оформления и выдачи Бовину Г.М., проживавшему в этом поселке спустя 11 лет после проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на население <адрес>, удостоверения единого образца, в связи с отсутствием факта радиационного воздействия на истца в дозе свыше 5 сЗв. В связи с этим, просил суд в удовлетворении исковых требований Бовину Г.М. отказать в полном объеме ввиду их необоснованности. Просили суд рассмотреть дело без их участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, представителя Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Сенгилеевскому району, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ).

В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (п.3 указанных Правил).

Перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 162-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.

Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством РФ на основании указанной Методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения «НИИ Региональных медико-социальных проблем» в 1997 - 1998 г.г. N 469) и Правительства РФ (от 09.04.1997 г. N ВЧ-П9-10884) в рамках научного договора по теме «Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт».

Из материалов дела следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ родился в <адрес> и до 1978 года проживал в указанном населенном пункте.

Указанные обстоятельства подтверждаются справками администраций сельского совета 12 лет <адрес>, выданными на основании похозяйственных книг.

Данный населенный пункт включен в перечень населенных пунктов <адрес>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.

Однако истец проживал в <адрес> в период с 1960 года по 1978 год, а согласно названному перечню указанный период не отнесен к периодам, когда население <адрес> получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний.

Истец начал проживать в данном населенном пункте только через 11 лет после ядерного испытания 29 августа 1949 года.

Согласно расчетам 12 Центрального Научно – исследовательского института Министерства обороны РФ лица, прибывшие на загрязненную территорию по истечении одного года с момента взрыва, могли получить дозу облучения, не превышающую 1% от дозы облучения лиц, проживавших на загрязненной территории в течение первого после взрыва года (включая момент взрыва). Кроме того, согласно данным расчетам, наиболее поздняя дата, начиная с которой последующее неограниченное проживание лица в <адрес> приведет к облучению в дозе больше 5 сЗв, является 02.09.1949 г.

Доказательств того, что истец, спустя 11 лет после ядерного взрыва, получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, не представлено.

При этом, <адрес> не относится к населенным пунктам, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв, но не более 25 сЗв, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 07.08.1962 г.

Само по себе проживание истца в <адрес>, включенном в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), не дает оснований для получения удостоверения единого образца и соответственно предоставления мер социальной поддержки, поскольку необходимо не только проживать в данном населенном пункте, но и получить определенную эффективную дозу облучения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец на период проведения ядерного взрыва 29 августа 1949 года в <адрес> не проживал, на территории этого населенного пункта стал проживать, начиная только с 02.09.1960 года, а поэтому оснований считать его получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв не имеется.

Учитывая, что законодателем определены обязательные условия для предоставления гражданам мер социальной поддержки, которые у истца отсутствуют, то оснований для удовлетворения требований Бовина Г.М. суд не находит.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бовина Г.М. к Управлению Министерства труда и социального развития <адрес>, Министерству труда и социального развития по <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о понуждении выдать удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.

Судья: М.И. Шлейкин