дело № 2–201/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июня 2011 года г. Сенгилей Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Тяпкиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Почекуева В.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе Ульяновской области о включении периода работы в трудовой стаж, УСТАНОВИЛ: Почекуев В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе Ульяновской области о включении периода работы главой крестьянского (фермерского) хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж. Требования мотивированы тем, что он ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КХ «Истоки»). Определением арбитражного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ КХ «Истоки» было ликвидировано. Он обратился к ответчику с просьбой засчитать ему периоды работы главой крестьянского хозяйства, однако эму было отказано в этом, так как он не платил страховые взносы. С данным отказом ответчика он не согласен, поскольку он оплачивал в пенсионный фонд страховые взносы. В связи с этим, просит суд зачесть ему в общий трудовой стаж периоды его работы главой крестьянского (фермерского) хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Почекуев В.Н. исковые требования поддержал, доводы привел аналогичные тем, что изложены в иске. Дополнительно суду пояснил, что он предоставлял в налоговую инспекцию ведомости о финансовых результатах деятельности по форме 5-КХ. На основании этого он оплачивал страховые взносы в пенсионный фонд. Однако подтвердить данные обстоятельства он не имеет возможности. Доходы от крестьянского хозяйства были только за 1996 год, 1997 год и частично за 1999 год. В судебном заседании представитель истца по ордеру Седова А.И. исковые требования своего доверителя поддержала, доводы привела аналогичные тем, что изложены в самом иске. Дополнительно суду пояснила, что ее доверитель не имеет задолженности по страховым взносам, поскольку иначе бы арбитражный суд завершил бы процедуру ликвидации крестьянского хозяйства. Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе Ульяновской области Гулящев А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца не признал, суду пояснил, что спорные периоды работы истца нельзя засчитать в стаж, поскольку согласно постановления от 24.07.2002г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Почекуев В.Н. был зарегистрирован в Пенсионном фонде Сенгилеевского района Ульяновской области с 05.07.1993 года. Страховые взносы в Пенсионный фонд взносы за период с 1993 года по 2001 года включительно не уплачивались. Поэтому спорный период работы истца не может быть учтен для оценки пенсионных прав и расчета трудовой пенсии по старости. Выслушав истца и его адвоката, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело и трудовую книжку истца, список об уплате фермерскими хозяйствами страховых взносов, суд приходит к следующему. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В силу п.1 ст.10 данного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167 –ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов. В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, время работы в хозяйстве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включается в общий трудовой стаж на основании документов, подтверждающих уплату страховых взносов: взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 01 января 2001 года и после 1 января 2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда. Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (ст. 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 года № 348-1). Материалами дела установлено, что решением Исполкома Совета народных депутатов Сенгилеевского района Ульяновской области от 14.11.1991 года истец был утвержден главой крестьянского хозяйства и ему предоставлен для организации крестьянского хозяйства земельный участок. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, крестьянское (фермерское) хозяйство истца на основании вышеуказанного решения было зарегистрировано в налоговой инспекции 18.11.1991 года. ДД.ММ.ГГГГ крестьянское хозяйство Почекуева В.Н. (КХ «Истоки») поставлено в налоговую инспекцию Сенгилеевского района Ульяновской области на налоговый учет. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Почекуева В.Н. (КХ «Истоки») в связи с ликвидацией. Истец, являясь получателем пенсии по старости, обратился к ответчику с заявлением о включении периода работы главой крестьянского (фермерского) хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж. Ответчик отказал истцу включить указанные периоды работы в трудовой стаж, поскольку им не уплачивались страховые взносы. Суд считает, что с данным отказом следует согласиться. В указанный период времени вопросы труда, социального, в том числе пенсионного страхования, членов крестьянских (фермерских) хозяйств регулировались Законом РФ «О государственных пенсиях в РСФСР», Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», нормативными правовыми актами Правительства РФ. Согласно ст. 89 Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР», в общий трудовой стаж включается работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному страхованию. В силу ст. 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. На основании п. 6 ст. 25 того же Закона и п.3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсобеса от 04.10.1991 года № 190, время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства граждан, заключивших договор об исполнении их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, время работы членов крестьянского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж работы для назначения пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд. Тариф страховых взносов для крестьянских (фермерских) хозяйств и порядок их уплаты устанавливался Постановлениями Совета Министров, Правительства РФ. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.06.1991 N 308 «О Порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР» крестьянское (фермерское) хозяйство регистрируется в качестве плательщика страховых взносов уполномоченным Пенсионного фонда РСФСР по месту своего нахождения. Страховые взносы в размере, определяемом законодательными актами РСФСР, вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 1 апреля последующего года. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 года №1020 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами страховых взносов в Пенсионный фонд РФ» устанавливалось, что крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд с доходов, полученных за истекший календарный год. Сведения о финансовых результатах от указанной деятельности предоставляются государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда в районах и городах в порядке, определяемом Государственной налоговой службой РФ совместно с Пенсионным фондом РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 821 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2000 год» крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин по всем основаниям независимо от источников финансирования, за истекший календарный год не позднее 1 апреля 2001 года. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за уплатой страховых взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Таким образом, до 1993 года крестьянские (фермерские) хозяйства должны быть зарегистрированы в качестве плательщика страховых взносов уполномоченным Пенсионного фонда РСФСР по месту своего нахождения и предоставлять страховые взносы после представления декларации о доходах, а с 1994 года крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы на основании сведений предоставляемых налоговой инспекцией Пенсионному фонду. В 2000 году контроль за уплатой крестьянским (фермерским) хозяйством страховых взносов возложен на Пенсионный фонд. Судом установлено, что истец был поставлен на учет в Пенсионный фонд в качестве плательщика страховых взносов 05.07.1993 года. Согласно представленной ответчиком информации, уплата страховых взносов в спорный период истцом не производилась. Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что истец за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов в Пенсионный фонд не уплачивал. Истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, обратного суду не представлено. Из списка крестьянских (фермерских) хозяйств об уплате страховых взносов, представленных суду ответчиком, следует, что с 1993 года по 2000 год включительно налоговая инспекция предоставлял в Пенсионный фонд сведения о доходах крестьянских (фермерские) хозяйств, находящихся на территории Сенгилеевского района Ульяновской области. При этом, за указанный период крестьянское (фермерское) хозяйство истца имело доход только в 1997 году. С указанного дохода истцу были начислены страховые взносы, однако сведений о том, что он их оплатил, в материалах дела не имеется. За остальные периоды инспекция предоставляла сведения ответчику о хозяйствах, которые имели доходы. Крестьянское (фермерское) хозяйство истца в указанных сведениях не значиться. Напротив, в отдельных сведениях, а именно за 1998 год, 1995 год,1993 год, Крестьянское (фермерское) хозяйство истца работало с убытком. В ходе судебного заседания истец не отрицал тот факт, что с 1991 года и до 1995 года, а также с 1998 года и по 2000 год хозяйство не имело прибыли, а доход был только в 1996 году и в 1997 году. Действительно, как было указано выше, хозяйство Почекуева В.Н. имело доход в 1997 году, однако за 1996 года факт получения истцом прибыли от своей деятельности не подтвержден. Следовательно, за исключением 1997 года, где хозяйство истца имело доход, но не оплатило страховых взносов, деятельность Почекуева В.Н доходов не приносила. В определении от 4 декабря 2007 года № 950-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лахденпохского районного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что как следует из статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии - прерогатива федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Утратившим силу с 1 января 2002 года Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования. Принимая во внимание вышеуказанную правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ, суд считает, что зачету в общий трудовой стаж подлежат только те периоды работы истца, за которые с его дохода в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд, а поэтому если хозяйство не имело дохода либо в течение первых пяти лет с момента регистрации доходы, полученные от производства и реализации сельхозпродукции, не подлежали налогообложению и уплата взносов в Пенсионный фонд соответственно не производилась, то данные периоды работы главой хозяйства в течение этих лет не могут быть засчитаны в общий трудовой стаж. Кроме того, как было уже указано выше, одним из условий зачета периодов работы главой крестьянского (фермерского) хозяйства в общий и непрерывный стаж является соответствующая запись в трудовой книжке. Как видно из трудовой книжки истца такая запись не сделана. Более того, истец не мог в 1999 году осуществлять деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, так как в его трудовой книжке имеется запись о том, что он ДД.ММ.ГГГГ принят на работы в ООО «Регион- Сервис» в <адрес> в качестве рабочего и проработал на данном предприятии до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство истца не производило уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то исковые требования Почекуева В.Н. о включении указанного периода работы главой крестьянского фермерского хозяйства в трудовой стаж удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Почекуев В.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе Ульяновской области о включении периодов работы главой крестьянского (фермерского) хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области. Судья М.И.Шлейкин