20 июня 2011 года г. Сенгилей Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Тяпкиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подгорновой Е.Г. к администрации МО «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании заключения межведомственной комиссии по признанию ее жилого помещения пригодным для проживания незаконным, У С Т А Н О В И Л: Подгорнова Е.Г. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к администрации МО «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании заключения комиссии по признанию ее жилого помещения пригодным для проживания незаконным. Требования мотивированы тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ей на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (ранее <адрес>). Данное жилое помещение находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта. Крыша протекает, окна и двери перекошены, фундамент частично разрушен, в стенах образовались трещины. Указанные обстоятельства создают угрозу для безопасного проживания в данной квартире. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 она обратилась в администрацию МО «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области с заявлением о постановке ее в очередь на улучшение жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны. Однако заключением межведомственной комиссии от 20.01.2011 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшение жилищных условий, так как ее квартира признана пригодной для проживания. С данным решением она не согласна, поскольку оно принято с нарушением п. 7 Положения «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Так, в состав комиссии не вошли представители надзорных органов в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной безопасности, представители органов технической инвентаризации. В связи с этим, просит суд признать заключение межведомственной комиссии от 20.01.2011 года незаконным. Определением от 23.05.2011 года суд привлек в качестве соответчиков по настоящему иску администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области. В судебном заседании истица Подгорнова Е.Г., уточненные исковые требования поддержала, доводы привела аналогичные тем, что изложены в иске. В судебном заседании представитель истца по ордеру адвокат Куликова Л.А. уточненные требования своего доверителя поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Однако в состав межведомственной комиссии, давшей заключение о признании жилого помещения, принадлежащего Подгорновой Е.Г., пригодным для проживания, не вошли вышеуказанные специалисты. В связи с чем, заключение межведомственной комиссии не может быть признано законным и обоснованным. Ответчик - администрация МО «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась. Ответчик - администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась. Ответчик - Министерство труда и социального развития Ульяновской области, извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилось. Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав истца и его адвоката, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов и порядок их предоставления установлены Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138. Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов (вдов ветеранов) и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Судом установлено, что истица Подгорнова Е.Г. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ей на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (ранее <адрес>). Согласно справке ф. № 8 в данной квартире истица проживает одна. Из материалов дела видно, что износ фундамента, стен, перегородок, перекрытий квартиры составляет 50 %, крыши -55%, полов, окон, дверей – 45%. 29.09.2010 года Подгорнова Е.Г., как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась с заявлением в администрацию МО «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области с просьбой поставить ее в очередь на улучшение жилищных условий. Согласно подп. 3 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу п.п. 2, 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Таким образом, исходя из вышеуказанного Положения, в состав межведомственной комиссией, создаваемой в целях признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, следует включать представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости. По мнению суда, включение в комиссию указанных узких специалистов необходимо в целях более профессионального и детального подхода в решении вопроса о признании жилого помещения пригодным или не пригодным для проживания. Только с учетом мнения требуемых специалистов соответствующее решение будет компетентным и всесторонним. Постановлением главы администрации МО «Сенгилеевский район» от 03.03.2010 года создана межведомственная комиссия по оценке жилого фонда на предмет пригодности или не пригодности для проживания. Как видно из материалов дела, заключением межведомственной комиссией от 20.01.2011 года квартира, в которой истица проживает, была признана требующей капитального ремонта, как с внешней стороны, так и с внутренний стороны, но пригодной для проживания. Заключение составлено на основании акта обследования жилого помещения. При этом судом установлено, что в состав комиссии не вошли представители органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости. Включенные в состав комиссии консультант ГО и ЧС по МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и консультант по торговле и прав потребителя администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не могут быть отнесены к лицам, указанным в п. 7 Положения. Таким образом, в состав комиссии, признавшей жилое помещение, в котором проживает истица, пригодным для проживания, не вошли требуемые Положением представители органов государственного контроля и надзора. При таких обстоятельствах, заключение комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания вынесено без учета, требований Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Поэтому суд считает, что вынесенное без участия необходимых специалистов заключение о пригодности принадлежащего истцу жилого помещения для проживания является преждевременным. Кроме того, с учетом того, что износ несущих конструкций квартиры истицы является значительным, то комиссии также необходимо было привлечь квалифицированных экспертов в области строительства. Более того, в комиссию не была привлечена сама истица с правом совещательного голоса, что также требует п. 7 Положения. Согласно ст. ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. На основании изложенного, суд считает, что заключение межведомственной комиссии от 20.01.2011 года, о признании жилого помещения пригодным для проживания, вынесенное на основании акта обследования помещения от 20.01.2011 года, является незаконным и необоснованным, а поэтому требования истицы подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Подгорновой Е.Г. удовлетворить. Признать заключение межведомственной комиссии от 20.01.2011 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Подгорнова Е.Г., пригодным для проживания - незаконным. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области. Судья: М.И. Шлейкин