об обязании обеспечить предоставление общественного бесплатного дошкольного образования



Дело 2-275/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2011 года г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи И.Г. Горбуновой

при секретаре И.Г. Нечепуренко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с указанным иском, обосновав свои требования тем, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства при предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, указав, что данные вопросы отнесены к вопросам местного значения Сенгилеевского района, что закреплено п. 10 ч. 1 ст. 13 Устава МО «Сенгилеевский район». На территории района складывается неблагополучная ситуация с обеспечением детей дошкольными образовательными услугами. На территории района проживает 1472 несовершеннолетних в возрасте от одного года до семи лет, из них: в г. Сенгилее -511. Вместимость дошкольных учреждений района составляет 703 места, из них в г. Сенгилее -226 (83-МДОУ Сенгилеевский детский сад общеразвивающего вида «Березка» и 143- МДОУ Сенгилеевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»). Таким образом, дефицит мест в ДОУ района составляет 769 мест. На очереди в ДОУ в настоящее время с 2008-20011 гг. находятся 264 несовершеннолетних, из них 184 проживают г. Сенгилее. При этом ежегодно количество нуждающихся в получении данных услуг растет. Прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что состав несовершеннолетних, имеющих право посещать дошкольные образовательные учреждения Сенгилеевского района, постоянно меняется, поэтому иск направляется в интересах неопределенного круга несовершеннолетних, лишенных возможности самостоятельно защищать свои права. Просил обязать администрацию МО «Сенгилеевский район» в срок до 01 сентября 2012 года обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных учреждений муниципального образования «Сенгилеевский район» и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования « Сенгилеевский район».

В судебном заседании заместитель прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Седова Е.В. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Назаров А.В., действующий на основании доверенности от 11 января 2011 года, исковые требования не признал, пояснил, что на территории Сенгилеевского района имеется 14 дошкольных учреждений с общей численностью 703 места. Имеется нехватка дошкольных мест, в связи с чем, администрация района данный факт не отрицает. 16.11.2010 на заседании Правительства Ульяновской области было вынесено распоряжение Правительства Ульяновской области № 42/388-П «Об утверждении областной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области» на 2011-2012 годы, в целях обеспечения государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования. В соответствии с этим распоряжением решением районного Совета депутатов № 168 от 24.12.2010 принята районная целевая программа «Об утверждении районной целевой программы «Развитие дошкольного образования МО «Сенгилеевский район» на 2011-2012 годы, согласно которой предстоит увеличить количество мест в дошкольных образовательных учреждениях. На 2011 год планируется увеличить места в Силикатненском, Елаурском детских садах, на 2012 год - в Артюшкинском детском саду. Общее количество увеличенных мест 55. Непосредственно с ситуацией, связанной с недостаточностью мест в дошкольных учреждениях г. Сенгилея ведется вопрос об открытии дополнительной группы в здании начальной школы № 1 г. Сенгилея. Рассматривался вопрос о строительстве нового детского сада, но его строительство невозможно, из-за недостаточности денежных средств. Администрация района не бездействует, а выполняет свои обязанности в соответствии со 131 Федеральным законом, побуждение со стороны прокуратуры им не нужно.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Исковое заявление предъявлено в защиту неопределенного круга лиц, в связи с тем, что состав несовершеннолетних, имеющих право посещать дошкольные образовательные учреждения Сенгилеевского района, постоянно меняется, поэтому иск направляется в интересах неопределенного круга несовершеннолетних, лишенных возможности самостоятельно защищать свои права.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях гарантируется.

Положение ст. 43 Конституции РФ находится во взаимосвязи с положениями ст. 38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

П.3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» закреплено положение о том, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Пункт 3 Типового положения о ДОУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 677 определяет дошкольное образовательное учреждение как тип образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования.

Такие учреждения, согласно п. 3 Положения обеспечивают воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход, оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В соответствии с п.п. 2 ст. 31 Закона РФ « Об образовании» и ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к полномочиям муниципального района.

Из п. 10 ч. 1. ст. 13 Устава МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области усматривается, что к вопросам местного значения Сенгилеевского района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Сенгилеевского района (л.д.23-27).

Кроме того, в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года дошкольное образование рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

Федеральным законом № 51-ФЗ от 10.04.2000 г. утверждена Федеральная программа развития образования, как организационная основа государственной политики РФ в области образования. Данная программа предусматривает в том числе, основные направления развития дошкольного, а именно: обеспечение общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения; создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода; сохранение и развитие системы различных видов ДОУ и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения.

Согласно «Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960 г., ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Ст.13 указанного Международного пакта установлено, что образование должно быть направлено на полное развитие личности осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе.

Применительно к конституционному праву, каждый ребенок имеет равную с другими, независимую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие муниципальные образовательные учреждения.

В судебном заседании установлено, что на территории района проживает 1472 несовершеннолетних в возрасте от одного года до семи лет, из них: в г. Сенгилее - 511. Вместимость дошкольных учреждений района составляет 703 места, из них в г. Сенгилее-226 (83-МДОУ Сенгилеевский детский сад общеразвивающего вида «Березка» и 143 - МДОУ Сенгилеевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»). Таким образом, дефицит мест в ДОУ района составляет 769 мест. На очереди в ДОУ в настоящее время с 2008-2001 гг. находятся 264 несовершеннолетних, из них 184 проживают г. Сенгилее. Данные сведения подтверждаются имеющимися в материалах дела сведениями о количестве мест в МДОУ Сенгилеевского района, списками детей стоящих на очереди в МДОУ района (л.д.9-22).

Доказательств того, что ответчик предпринимал меры для обеспечения предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, увеличения количества мест в учреждениях дошкольного образования, в судебное заседание не представлено. Принятие районной целевой программы «Об утверждении районной целевой программы «Развитие дошкольного образования МО «Сенгилеевский район» на 2011-2012 годы носит декларативный характер.

В судебном заседании было установлено, что указанные в исковом заявлении прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области нарушения в действительности имеют место, и в настоящий период времени не устранены.

Согласно ст. ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Исходя из выше изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Сенгилеевского района подлежат удовлетворению.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в срок до 01 сентября 2012 года обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных учреждений муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.

Судья: И.Г.Горбунова