о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-388/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбуновой И.Г.,

при секретаре Нечепуренко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янаевой Т.Ф. к МУ администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Янаева Т.Ф. обратилась в суд с иском к МУ администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав в обоснование, что летом 2010 г. она обратилась в администрацию МО Елаурское сельское поселение о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. она является супругой умершего участника войны Янаева П.В.. Постановлением МО Елаурское сельское поселение № 202 А от 10.09.2010 г. ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с соответствием жилого дома, расположенного на ул. <адрес> Сенгилеевского района, социальным нормам проживания и пригодным для постоянного проживания. Решение принято на основании акта обследования жилищных условий от 07.09.2010 г.. Считает данное решение незаконным. В состав комиссии, составившей акт обследования дома, специалистов, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной и иной безопасности привлечено не было. Начиная с 2004 года они с мужем проживали в квартире дочери Тихомировой Т.П. в с. <адрес>, т.к. в с. <адрес> отсутствуют условия для проживания. В селе нет водопровода, питьевую воду и воду для хозяйственных нужд приходилось брать из родника в 250 м. от дома, село не газифицировано, газ привозной баллонный, отопление дровами. Ее муж с 2000 года не мог по состоянию здоровья ей помогать по хозяйству. Ему требовался постоянный уход. В 2005 году муж умер и похоронен в с. <адрес>. С 2004 по 2010 годы дом в с. <адрес> стоял нежилой. Из - за дальности расстояния и по состоянию здоровья она за домом в эти годы не ухаживала. В результате надворные постройки обветшали, упала крыша крытого двора, провалилось крыльцо в дом, просел пол в коридоре. По просьбе Березина А.В., который хотел приобрести дачу в сельской местности, она оформила договор дарения дома на его имя. Так как на момент сделки по отчуждению жилого дома она уже 6 лет не жила в нем, поэтому намеренно не могла ухудшить свои жилищные условия. Квартира, в которой проживает сейчас, принадлежит СПК <адрес>» и в ней зарегистрированы ее дочь и внуки. Просила признать незаконным решение МУ администрация МО Елаурское сельское поселение в отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признать ее нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию МО Елаурское сельское поселение поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебное заседание Янаева Т.Ф. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Янаевой Т.Ф. Тихомирова Т.П., действующая на основании доверенности от 14 октября 2011 г., исковые требования поддержала согласно доводам искового заявления.

В судебном заседании Глава МУ администрация МО Елаурское сельское поселение Жегалин Н.М. исковые требования не признал и пояснил, что Янаевой Т.Ф. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она намеренно ухудшила жилищные условия. Янаева Т.Ф., зарегистрированная по указанному адресу, в настоящее время там не проживает. Согласно договору дарения от 26 января 2010 года она передала безвозмездно указанный жилой дом в собственность Березину А.В., тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия. Налицо нарушение гражданином ст. 53 ЖК РФ. Утверждение о том, что комиссия администрации сельского поселения не правомочна признавать жилые помещения непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, несостоятельна, т.к. ее решения необходимы для приглашения районной межведомственной комиссии, которая обладает необходимыми полномочиями или независимой экспертизы по принятию окончательного решения о состоянии жилого помещения. Так как в решении комиссии администрации сельского поселения отсутствует пункт о пригодности (непригодности) жилья для проживания, а выводы сделаны на основании причин, указанных в п.1 заявления, в приглашении районной межведомственной комиссии по обследованию жилого дома Березина А.В. не было необходимости. Отсутствие в жилом доме удобств не является доводом для постановки на учет по улучшению жилищных условий. Не являются обоснованными доводы истца о причинах, по которым дом и другие постройки приходили в ветхость. Сейчас, имея заключение судебной строительно-технической экспертизы, Янаевой Т.Ф. также будет отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.

В судебном заседании представитель Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Сенгилеевскому району Блохина Е.В, действующая на основании доверенности № от 14.10.2011 года, иск Янаевой поддержала и пояснила, что в их функции входит предоставлять сведения о статусе вдовы участника Великой отечественной войны.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство финансов Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о слушании дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Выслушав представителей истца и ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что Янаева Т.Ф. является вдовой Янаева П.В., участника Великой Отечественной войны, умершего 16 марта 2005 года, что подтверждается свидетельством о браке (л.д.10), удостоверением участника Великой отечественной войны Янаева П.В. (л.д.8) свидетельством о смерти (л.д.12).

Из справки УДСЗН Ульяновской области по Сенгилеевскому району усматривается, что Янаева Т.Ф. как жена умершего Янаева П.В., участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные статьей 21 Закона РФ от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах».

Из справок МУ администрация МО «Елаурское сельское поселение» от 21.05.2010 года № 215 усматривается, что Янаева Т.Ф. зарегистрирована и проживает одна по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. <адрес> (л.д.22-23).

В судебном заседании установлено, что Янаева Т.Ф. 13.08.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения, так как своего жилья она не имеет, снимает жилой дом общей площадью 30 кв. м. ( л.д. 28 ). Фактически площадь жилого дома <адрес> составляет 35,8 кв.м. ( л.д. 37 ).

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

В соответствии с п. 11 ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.2 п.3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ установлено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Ульяновской области данные вопросы регулируются законом Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Согласно ст. 2 данного Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области (далее - уполномоченные органы).

П.6 ст. 3 Закона предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается не позднее чем через тридцать календарных дней со дня предоставления заявления и необходимых документов. Датой принятия на учет считается дата принятия соответствующего решения. Датой об отказе в принятии на учет считается дата принятия соответствующего решения. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно ст. 51 ГК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы администрации МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области № 41 от 26 февраля 2010 года создана комиссия по обследованию жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Согласно данному Постановлению в состав комиссии включены Глава администрации МО Елаурское сельское поселение, специалист по социальным вопросам, администратор, депутат МО Елаурского сельского поселения (по согласованию) (л.д.40-41).

Из акта обследования жилищных условий Янаевой Т.Ф. от 07.09.2010 года усматривается, что жилой дом по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. <адрес> был обследован в присутствии собственника данного жилого помещения Березина А.В., которому данный дом безвозмездно передала Янаева Т.Ф. по договору дарения от 26 января 2010 года, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.02.2010 года, регистрационный номер , тем самым, ухудшив намеренно свои жилищные условия. В связи с чем комиссия пришла к выводу, что в связи с намеренным ухудшением жилищных условий вдове участника Великой отечественной войны Янаевой Т.Ф. отказать в постановке на учет, как нуждающейся в постановке на учет в улучшении жилищных условий.

Из договора дарения от 26 января 2010 года усматривается, что Янаева Т.Ф. подарила Березину А.В. жилой дом с принадлежностями и земельный участок, расположенные по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. <адрес> (л.д.44).

Свои права на недвижимое имущество Березин А.В. зарегистрировал в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (л.д.37).

Из справки от 13.08.2010 года МО Елаурское сельское поселение усматривается, что Янаева Т.Ф. зарегистрирована в с. <адрес> в качестве квартирантки в принадлежащем на праве собственности Березину А.В жилом доме по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. <адрес> (л.д.30).

Согласно справки УОГУП БТИ от 13 августа 2010 года Янаева Т.Ф. в Сенгилеевском районе Ульяновской области не имеет приватизированного жилья. Право собственности на квартиры и частное домовладение на ее имя не зарегистрировано (л.д.24).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Янаевой Т.Ф. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д.14).

Согласно постановлению Главы администрации МО Елаурское сельское поселение № 202 А от 10 сентября 2010 года Янаевой Т.Ф. вдове участника Великой Отечественной войны в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий ( л.д.39).

Учетная норма площади жилого помещения (минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ), принятой в МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области составляет 18 кв.м..

Доводы ответчика о том, что договором дарения жилого дома Березину А.В. истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, суд считает состоятельными, поскольку ранее будучи собственником жилого дома общей площадью 35,8 ЖК РФ она не являлась нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.п. 2 п. 1 ч. 1 ст. 51 ГК РФ Янаева Т.Ф. перестала быть собственником жилого помещения и не являлась нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В связи с вышеизложенным и отсутствием пятилетнего срока с момента ухудшения жилищных условий, отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении был правомерен, в связи с чем суд полагает, что в удовлетворении требований Янаевой Т.Ф. в части признания отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, следует отказать.

Согласно п.п.7.8 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно ст. ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

В судебном заседании установлено, что с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с непригодностью дома для проживания, Янаева Т.Ф. не обращалась.

В судебном заседании сторонами не оспаривался факт того, что супруг истца Янаев П.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на учете не состоял.

В судебном заседании Глава администрации МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области Жегалин Н.М. пояснял, что при наличии данного заключения Янаевой Т.Ф. будет отказано в принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.

Согласно п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, то есть непригодным для постоянного проживания.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Пункт 43 Положения приводит технические параметры, в соответствии с которыми должна быть проведена оценка соответствия находящегося в эксплуатации помещения. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Пункт 33 Положения устанавливает основания, по которым жилое помещение может быть признано непригодным для проживания. Одним из таких оснований может быть ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с п.2.1 и п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 № 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов с износом свыше 65%.

Из заключения экспертов от 01.11.2011 года №763 усматривается, что требованиям СНиП и других строительных нормативных документов фактическое состояние дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. <адрес> соответствует, кроме:

А) Жилой дом лит. А не соответствует:

П.4.4 СНиП 31-02-2001 в части отсутствия ванной комнаты или душевой, в части отсутствия уборной ( во дворе оборудованы баня и деревянный туалет):;

П.4.5. СНиП 31-02-2001, п. 22 Ппостановление № 47 …в части высоты жилой комнаты (h=2,16 м), что менее 2,30 м;

П.8.10, п. 10.4 СНиП 31-02-2001 в части отсутствия отмостки.

Б)Пристрой лит. А 1 не соответствует:

-п.8,10,п. 10.4 СНиП 31-02-2001 в части отсутствия отмостки;

П. 4.5 СНиП 31-02-2001, п. 22 Постановление № 47 …в части высоты кухни (h=2,10 м), что менее 2,30 м;

П.8,9 СНиП 31-02-2001, п. 33 Постановление № 47…в части естественного освещения кухни, не соответствия отношения площади световых проемов к площади пола;

П.8.11 СНиП 31-02-2001 в части отсутствия питьевой воды.

На основании результатов проведенного визуального осмотра, экспертами установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. <адрес> в данном состоянии для проживания не пригоден, так как нарушена несущая способность конструкций, их устойчивость и надежность.

Физический износ жилого дома, расположенный по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. <адрес> составляет 69%.

Несущие конструкции жилого дома лит А, пристроя лит. А1, сеней лит.а находятся в недопустимом, непригодном для эксплуатации состоянии. Эта категория технического состояния строительных конструкций, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность пребывания людей и сохранности оборудования. Необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций.

Суд полагает, что Янаева Т.Ф. является нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем необходимо обязать администрацию МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области поставить Янаеву Т.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Янаевой Т.Ф. удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области поставить Янаеву Т.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней.

Судья: И.Г. Горбунова