о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования



дело № 2-415/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Тяпкиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снегирева Б.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Снегирев Б.А. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 2 о признании права собственности на жилой дом и земельный участок. Требования мотивированы тем, что его мама Снегирева В.В. завещала ему жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Позднее, а именно 13.10.1992 года, его мать данные объекты недвижимости подарила ему. Договор дарения был удостоверен нотариусом. 17.10.1995 года его мать умерла. Для регистрации право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, однако ему было устно отказано в осуществлении регистрации, поскольку договор дарения не был зарегистрирован в органах БТИ. В связи с этим, просит суд признать право собственности на указанный жилой дом и земельный участок в порядке наследования.

Определением от 19.10.2011 года суд привлек в качестве ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Истец Снегирев Б.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В судебном заседании представитель истца по нотариальной доверенности Снегирев А.Б. исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, доводы привел аналогичные тем, что изложены в иске. Дополнительно суду пояснил, что он просит признать право собственности на объекты недвижимости за своим доверителем в порядке наследования. Свидетельство на земельный участок был утерян, однако имеется постановление поселковой администрации о предоставлении наследодателю земельного участка.

Ответчик - Межрайонная ИФНС России № 2 по Ульяновской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилось. Представили в суд заявление, в котором просили освободить их от участия в деле в качестве ответчика, поскольку права истца они не нарушали, а поэтому они должны быть привлечены в качестве третьих лиц.

Третье лицо – нотариус Брехова О.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилось, представило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В силу п. 1 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.

Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, включить в завещание иные распоряжения (п. 1 ст. 1119 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1120 ГК РФ завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем.

Судом установлено, что истец является сыном Снегиревой В.В.

14.05.1995 года Снегирева В.В. умерла.

Из материалов дела видно, что наследственное дело к имуществу Снегиревой В.В. не заводилось.

До своей смерти, а именно 21.10.1988 года, Снегирева В.В. составила завещание, в котором жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> завещала истцу.

Данное завещание было удостоверено государственным нотариусом Сенгилеевской государственной нотариальной конторы Ульяновской области.

Доказательств того, что данное завещание оспорено или отменено, суду не представлено.

В силу абз. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Из смысла вышеуказанной нормы гражданского законодательства следует, что предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. Включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что наследодатель являлся их субъектом на день открытия наследства.

Как видно из материалов дела, жилой дом принадлежал наследодателю на праве собственности.

Право собственности наследодателя на указанный объект недвижимости было зарегистрировано в органах БТИ.

Из материалов дела также видно, что земельный участок под домовладением общей площадью 986,20 кв.м. был предоставлен наследодателю на праве пожизненного наследования на основании решения Сенгилеевского городского Совета народных депутатов от 24.09.1992 года.

Из представленной в суд информации от администрации МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области следует, что подлинный экземпляр свидетельства Снегиревой В.В. о праве пожизненного наследования на спорный земельный участок находится у них на хранении.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет, адрес земельного участка соответствует адресу строения.

Из кадастровый выписки на земельный участок видно, что правообладателем земельного участка общей площадью 986,20 кв.м. на праве пожизненного наследования указана Снегирева В.В. Разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Таким образом, если земельный участок принадлежал гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, то он входит в состав наследства и может быть закреплен за наследником на праве собственности.

Следовательно, жилой дом и земельный участок являются наследственным имуществом, поскольку на момент смерти принадлежали наследодателю Снегиревой В.В., а поэтому она был вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о спорных объектах недвижимости в пользу истца.

В силу п.1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Для приобретения наследства недостаточно являться наследником по закону или по завещанию. Необходимо принять наследство.

Из пояснений представителя истца следует, что его доверитель фактически принял наследство, поскольку сразу после смерти его матери стал проживать в доме, культивировать участок.

Обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании права собственности на спорный жилой дом и земельный участок за истцом в порядке наследования.

В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Договор дарения от 13.10.1992 года обязательную регистрацию по действующим на том момент нормам законодательства не прошел, а поэтому данное обстоятельство не препятствует истцу в получении наследства по завещанию с последующей регистрации своих прав собственника в компетентном органе. Кроме того, согласно вышеуказанному договору, Снегирева В.В. подарила спорный жилой дом и земельный участок также истцу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Снегирева Б.А. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования удовлетворить.

Признать за Снегиревым Б.А. право собственности на жилой дом и земельный участок общей площадью 986,20 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области.

Судья: М.И. Шлейкин