Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 марта 2010 года г. Сенгилей Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи И.Г. Горбуновой при секретаре А.М. Тяпкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области к МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа Сенгилеевского района Ульяновской области, МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о понуждении выполнить мероприятия по аттестации рабочих мест, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском о понуждении выполнить мероприятия по аттестации рабочих мест. В ходе проверки установлено что, несмотря на наличие в МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа 29 рабочих мест, их аттестация по условиям труда не проведена. Согласно п.1.1 Устава МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа является муниципальным некоммерческим средним общеобразовательным учреждением, учредителем данного учреждения является администрация МО «Сенгилеевский район». В соответствии с п. 4.3 Устава деятельность МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа финансируется из средств учредителя - администрации МО «Сенгилеевский район». Однако в МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда из бюджета муниципального образования денежные средства не выделялись. Просил обязать МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа, администрацию МО «Сенгилеевский район» в срок до 01.09.2010 года провести аттестацию по условиям труда всех имеющихся в учреждении рабочих мест. В судебном заседании старший помощник прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Кузьмичев А.Г. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Представители ответчиков МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа Сенгилеевского района Ульяновской области и МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Директор МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа Сенгилеевского района Ульяновской области П представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования по делу признает, для решения данного вопроса заключены договоры на выполнение услуг. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, по имеющимся в деле материалам. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства. Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Круг лиц, в защиту которых подано заявление, определить не представляется возможным, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 (далее - Порядок). Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются: - Трудовой кодекс РФ; - нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда; - системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска, как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных, установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. В соответствии с требованиями ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что, несмотря на наличие в МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа 29 рабочих мест, их аттестация по условиям труда не проведена. Согласно п.1.1 Устава МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа является муниципальным некоммерческим средним общеобразовательным учреждением, учредителем данного учреждения является администрация МО «Сенгилеевский район». В соответствии с п. 4.3 Устава деятельность МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа финансируется из средств учредителя - администрации МО «Сенгилеевский район», в связи с чем учредитель является надлежащим ответчиком по делу. Однако доказательств того, что МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа Сенгилеевского района Ульяновской области на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда из бюджета муниципального образования денежные средства выделялись, суду не предоставлено. Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Учитывая, что МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа создано на основании Постановления Главы администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» № 62 от 19 февраля 2008 года, а вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка), суд считает заявленные требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Суд полагает, что срок, в течение которого должна быть проведена аттестация рабочих мест, является разумным. Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области удовлетворить. Обязать МОУ Р.Б. средняя общеобразовательная школа Сенгилеевского района Ульяновской области, МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в срок до 01.09.2010 года провести аттестацию по условиям труда всех имеющихся в учреждении рабочих мест. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней. Судья: И.Г. Горбунова