Дело № 2-294/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 сентября 2012 года г. Сенгилей Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи И.Г. Горбуновой при секретаре С.Н. Чечуровой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клименко И.А. к УФМС России по <данные изъяты> об обязании занесения сведений о гражданстве в АИС « Гражданство», У С Т А Н О В И Л: Клименко И.А. обратилась в суд с иском к УФМС России по <данные изъяты> об обязании занесения сведений о принятии гражданства в АИС «Гражданство», указав в обоснование требований, что она родилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В 1980 г. уехала на Украину, где вышла замуж, в 1999 году с мужем развелась. На Украине у нее родился сын Клименко Ю.О., в феврале 2001 г. она с сыном вернулась в Россию. 18.02.2003 года она была документирована паспортом гражданина РФ, сын впоследствии также получил паспорт гражданина РФ. Ее родители оба родились и всю жизнь прожили в России. Заключением служебной проверки УФМС России от 11.02.2010 года было признано, что принадлежность к гражданству у нее отсутствует, а паспорт гражданки РФ выдан в нарушение установленного порядка. Основанием для данного вывода послужило то, что сведений о приобретении в установленном законом порядке гражданства РФ на нее по учетным данным УФМС России по <данные изъяты> не имеется. С заключением она не была ознакомлена, на руки ей данное заключение не выдавалось, по почте его она не получала, поэтому оспорить данное заключение не имела возможности. В настоящее время ее паспорт считается недействительным, что создает немалые сложности. Ввиду того, что у нее по мнению органов УФМС отсутствует принадлежность к гражданству РФ, ей было рекомендовано собирать вновь документы на гражданство и получать вид на жительство. Когда она жила на Украине, у нее на работе работодатель, не спрашивая ее согласия (как и у всех других), собрал паспорта гражданина СССР, лицевую сторону перечеркнул черным фломастером и затем раздал паспорта граждан Украины. При этом, каких-либо заявлений о намерении вступить в гражданство Украины и об отказе от гражданства СССР она не писала и сделано это было против ее воли. Считает, что она получила паспорт гражданина РФ 18.02.2003 г. при соблюдении всех установленных процедур и условий. Ее вины в том, что документы о получении ей гражданства РФ были утеряны в ТП УФМС РФ по <данные изъяты>, нет. По независящим от нее обстоятельствам в настоящее время в УФМС отсутствуют также сведения автоматизированного учета, паспорт считается недействительным. Полагает, что ей как лицу, родившемуся на территории РФ и имевшему гражданство бывшего СССР, не могло быть отказано в предоставлении гражданства РФ, поэтому она была обоснованно документирована паспортом гражданина РФ. Аналогичное право имеют и ее дети, т.к. прибыли вместе с ней на территорию РФ в несовершеннолетнем возрасте и их гражданство следует гражданству родителей. Считает доводы органов миграционной службы о недействительности паспорта несостоятельными. Просила обязать УФМС РФ по <данные изъяты> включить сведения о принятии ей гражданства РФ в АИС «Гражданство» ФМС России. В судебном заседании Клименко И.А. исковые требования поддержала согласно доводам искового заявления. В судебном заседании представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности Пискунов Н.Б. доводы искового заявления поддержал. В судебное заседание представитель ТП УФМС России по <данные изъяты> не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам. Выслушав Клименко И.А., ее представителя Пискунова Н.Б., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Клименко И.А.в феврале 2001 года вместе с сыном Клименко Ю.О. переехала из республики Украина на постоянное место жительства в <адрес>, где она зарегистрирована по <адрес> Согласно ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации » гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гражданство Российской Федерации приобретается по рождению… (ст. 11 ФЗ-62). Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 16.05.1996 г. № 12-П по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 закона РФ « О гражданстве Российской Федерации » в связи с жалобой А.Б. Смирнова лица, родившиеся в СССР на территории РСФСР считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства. Таким образом, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Придание обжалуемой норме Закона в процессе правоприменительной практики смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит статье 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с частью второй статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство". Формулируя данный запрет, Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов. Из материалов дела следует, что Клименко И.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Истец является гражданкой РФ по рождению, данных о том, что она выразила свою волю и отказалась от гражданства РФ суду не предоставлено. В соответствии со ст. 44 Закона РСФСР « О гражданстве РСФСР » лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации выдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации - паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации. 18.02.2003 года Клименко И.А. была документирована паспортом гражданина РФ. Заключением служебной проверки УФМС России по <данные изъяты> от 11.02.2010 года по факту необоснованной выдачи паспорта гражданина РФ на имя Клименко И.А. и ее сына Клименко Ю.О. признано, что принадлежность к гражданству РФ вышеуказанных лиц отсутствует, паспорта граждан РФ выданы в нарушение установленного образца. Основанием для вышеуказанного вывода послужило то обстоятельство, что сведений о приобретении в установленном законом порядке гражданства РФ на ФИО2 и ФИО4 по учетным данным УФМС России по <адрес> не имеется. Основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства регламентированы ст.ст. 22, 23 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62 «О гражданстве Российской Федерации», которые предусматривают, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Как видно из материалов дела решения об отмене решения по вопросу гражданства истца Клименко И.А. соответствующим органом не принималось и оснований для такого решения не усматривается. Согласно ч.7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельства, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Определением Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 г. № 118-О и от 24. 05.2005 г. № 235-О указано, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 12-П является в силу принципа "права крови" (jus sanguinis), действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка - независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению. Исходя из выше изложенного следует, что лица, бывшие гражданами СССР и приобретшие право на признание их гражданами РФ по рождению в силу ст.13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», как и их дети, для которых такое право вытекает из принципа «Права крови», не могут утратить это право иначе как путем собственного свободного волеизъявления. Кроме того, из определения Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 г. N 528-О-О следует, что для иностранных граждан и лиц без гражданства, родившихся на территории РСФСР и имевших гражданство бывшего СССР, действующим законодательством установлен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации, согласно которому они, проживая на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о непрерывном в течение пяти лет проживании на территории Российской Федерации (пункт «а» ч.2 ст.14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Частью 2 ст. 20 вступившего в силу 6 февраля 1992 года Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливалось, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления на основании утратившего силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 года N 818 либо на основании иных указов Президиума Верховного Совета СССР, считаются восстановленными в гражданстве РСФСР, если они не заявят о своем отказе от гражданства РСФСР. Законом Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206-1 эта норма была изложена в новой редакции, согласно которой бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации. Закрепляя в Федеральном законе от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» новый порядок приобретения гражданства Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел, что в отношении лиц, чьи заявления по вопросам гражданства, в том числе в соответствии с частью второй статьи 20 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», были приняты к рассмотрению до 1 июля 2002 года (даты вступления в силу названного Федерального закона), применяется прежний порядок восстановления гражданства. Как видно из материалов дела решения об отмене решения по вопросу гражданства Клименко И.А. соответствующим органом не принималось и оснований, предусмотренных ст. 22 ФЗ №62 от 31.05.2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», для такого решения по делу не усматривается. Кроме того, как следует из заключения УФМС, Клименко И.А. была документирована паспортом гражданина РФ в связи с тем, что была восстановлена в Российском гражданстве на основании ст.20 ч.2 Закона РФ от 28.11.1991 года № 1948 -1 «О гражданстве РФ». Данная норма позволяла восстановить в гражданстве РФ в порядке регистрации бывших граждан РСФСР, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления. Для восстановления в гражданстве бывшие граждане РФ, то есть граждане бывшего СССР, проживавшие на территории России непосредственно перед выездом на постоянное место жительства за пределы бывшего СССР до введения в действие Закона, должны были предоставить в ОВД по месту жительства для получения паспорта: заявление с изложением известных заявителю обстоятельств, вызвавших лишение или утрату гражданства; документ, подтверждающий постоянное проживание на территории РФ непосредственно перед выездом за пределы бывшего СССР, заверенную копию свидетельства о рождении на территории РФ (п.10 Указа Президента РФ от 10.04.1992 г. № 386 (ред. от 17.05.2000). Статьей 18 Европейской Конвенции о гражданстве от 06 ноября 1997 года установлено, что при принятии решений относительно предоставления или сохранения гражданства в случаях правопреемства государств каждое соответствующее государство-участник должно учитывать, в частности, наличие подлинной и реальной связи соответствующего лица с данным государством; постоянное место жительства соответствующего лица в момент правопреемства государств; волю соответствующего лица; территориальное происхождение соответствующего лица. Наличие данной правовой связи подтверждается постоянным проживанием истца в Российской Федерации с 2001 года, трудовой деятельностью. Таким образом, исходя из указанных обстоятельств, Клименко И.А. вправе была восстановиться в Российском гражданстве в порядке регистрации. То обстоятельство, что в УФМС отсутствуют документы, которые Клименко И.А. предоставляла для восстановления в Российском гражданстве, свидетельствует о ненадлежащей работе УФМС по учету и хранению данных документов, но никак не может быть поставлено в вину Клименко И.А.. Кроме того, следует отметить, что при выдаче Российского паспорта у Клименко И.А. был изъят имеющийся у нее на тот момент паспорт гражданина СССР, данные о котором в УФМС также должны быть, но они отсутствуют. Принимая во внимание указанные обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что паспорт гражданина РФ Клименко И.А. был выдан законно и обоснованно, оснований для признания его выданным в нарушение установленного порядка у УФМС России по <данные изъяты> не имелось. Согласно п. 16.2 Административного регламента при рассмотрении вопроса и приеме лица в гражданство РФ оформляется учетная карточка (приложение № 11 к Административному регламенту), в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносится в электронную базу данных согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения № 12 - 14 1 Административному регламенту). Пунктом 17.9 Административного регламента предусмотрено, что информация о лицах, в отношении которых приняты решения о приеме в гражданство Российской Федерации, ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляется в АИС «Гражданство» ФМС России, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения № 12 - 14 к Административному регламенту). Данная информация в установленном порядке передается в ГИСМУ ФМС России. Поскольку Клименко И.А. приобрела гражданство РФ в порядке, установленном законом и доказательств обратного ответчиками не представлено, следовательно, информация о ней должна быть своевременно направлена в АИС «Гражданство» ФМС России должностными лицами. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Клименко И.А. удовлетворить. Обязать территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы России по <данные изъяты> внести о Клименко И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведения о гражданстве Российской Федерации в АИС «Гражданство». Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: И.Г. Горбунова