Дело № 2-306/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 сентября 2012 года г. Сенгилей <данные изъяты> в составе судьи Горбуновой И.Г., при секретаре Нечепуренко И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах Романовой З.А. к МУ администрация МО <данные изъяты>, МУ администрация МО <данные изъяты> <данные изъяты> о признании решения комиссии по признанию граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> в интересах Романовой З.А. обратился в суд с указанным иском к ответчикам, мотивировав свои требования тем, что проведенной проверкой прокуратурой <данные изъяты> установлено нарушение требований законодательства, регламентирующего государственную помощь и социальную защиту ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. Постановлением Главы администрации <данные изъяты> от 18.05.2011 № 120 « Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдове участника Великой Отечественной войны Романовой З.А.» на основании заключения межведомственной комиссии от 15.02.2011 г. № 28 отказано вдове участника ВОВ Романовой З.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Из акта обследования жилищно - бытовых условий данной гражданки от 15.02.2011 года, проведенного межведомственной комиссией при МО <данные изъяты> в составе председателя комиссии - начальника управления промышленности, транспорта, связи и строительства администрации МО «<данные изъяты>», членов комиссии: председателя КУМИ и ЗО МО <данные изъяты> главного специалиста по строительству, главного специалиста по юридическим вопросам, консультанта по ГО и ЧС администрации МО <данные изъяты>», консультанта по торговле и правам потребителя администрации МО «<данные изъяты> заведующей отделением областного государственного учреждения социальной защиты населения <данные изъяты>, начальника <данные изъяты>, заместителя главы администрации <данные изъяты>. Однако, как установлено проверкой специалисты, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека в состав комиссии по обследованию жилищно-бытовых условий Романовой З.А. не привлекались, что свидетельствует о незаконности принятого межведомственной комиссией при администрации МО «<данные изъяты>» решения о признании дома <адрес> пригодным для проживания и требующим капитального ремонта. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Романова З.А. имеет преклонный возраст, обратилась в прокуратуру с заявлением о защите ее нарушенных прав. Просил признать решение комиссии по признанию граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрации МО <данные изъяты> от 15.02.2011 года о признании дома № <адрес> пригодным для проживания и требующим капитального ремонта и принятое на основании данного решения постановление Главы администрации МО <данные изъяты> от 18.05.2011 г. № 120, незаконным. В судебном заседании помощник прокурора Луговой А.Ю. исковые требования поддержал согласно доводам искового заявления. Просил иск удовлетворить. В судебное заседание Романова З.А не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. В судебном заседании представитель МУ администрация МО <данные изъяты> Королева Л.В. исковые требования не признала, пояснила, что прокурор не имеет полномочий на обращение в суд с данным заявлением, поскольку не представил доказательств невозможности предъявления иска самим гражданином. В судебное заседание представитель ответчика МУ администрация МО <данные изъяты> не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Исковое заявление предъявлено в защиту Романовой З.А., которая является вдовой участника Великой Отечественной войны Ромианова Ф.П. ( л.д. 12 ), которая в силу своих преклонных лет не может самостоятельно обратиться в суд. В соответствии с п. 11 ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.2 п.3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ. Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ установлено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории <данные изъяты> данные вопросы регулируются законом <данные изъяты> от 06.05.2006 г. № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также Постановлением <данные изъяты> от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в <данные изъяты> и порядке предоставления им жилых помещений». Согласно ст. 2 данного Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов <данные изъяты> (далее - уполномоченные органы). П.6 ст. 3 Закона предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается не позднее чем через тридцать календарных дней со дня предоставления заявления и необходимых документов. Датой принятия на учет считается дата принятия соответствующего решения. Датой об отказе в принятии на учет считается дата принятия соответствующего решения. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке. Согласно п.п.7.8 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 « Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы администрации МО «<данные изъяты> № 367-п от 04 сентября 2010 года внесены изменения в постановление от 03.03.2010 года № 81-п «О создании межведомственной комиссии». Согласно данному Постановлению в состав комиссии включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости. Однако, как усматривается из материалов дела, включенные в состав комиссии специалисты, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, несмотря на включение в состав комиссии, участие в обследовании жилищно-бытовых условий Романовой З.А. не принимали. Из акта обследования жилого помещения № 28 от 15.02.2011 г ( л.л. 10 ) усматривается, что действительно включенные в состав комиссии представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека участие в обследовании жилищно-бытовых условий и заседании комиссии о признании жилого помещения Романовой З.А. непригодым, не принимали, что подтверждается отсутствием их подписей в данных документах. Согласно ст. ст. 2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Постановлением Главы администрации МО <данные изъяты> от 18.05.2011 № 120 « Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдове участника Великой Отечественной войны Романовой З.А.» на основании заключения межведомственной комиссии от 15.02.2011 г. № 28 отказано вдове участника ВОВ Романовой З.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании заключения межведомственной комиссии от 15.02.2011 г. № 28 ( л.д. 13 ). Таким образом, вывод об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Романовой З.А. сделан преждевременно, на основании решения, не соответствующего закону. Исходя из выше изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <данные изъяты> следует удовлетворить. Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <данные изъяты> удовлетворить. Признать решение комиссии по признанию граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрации МО <данные изъяты> от 18.05.2011 года № 120 об отказе в признании Романовой З.А. нуждающейся в жилом помещении, вынесенного на основании заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания и требующего капитального ремонта от 15.02.2011 года, незаконным. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <данные изъяты> областного суда через <данные изъяты> <данные изъяты> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: И.Г. Горбунова