об обжаловании действий администрации учреждения ФБУ ИК-1 и Семилукскогг отдела Управления ФМС по В



Дело Номер обезличен г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки Дата обезличена г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,

при секретаре Л,

с участием прокурора Р,

представителя заинтересованного лица ФБУ ИК-1 УФСИН России по ... по доверенности Т,

представителя заинтересованного лица отдела УФМС России по ... в ... по доверенности Ч,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению

Ш об обжаловании действий администрации ФБУ ИК-1 УФСИН России по ... и отдела УФМС России по ... в ...,

УСТАНОВИЛ:

Ш обратился в суд с заявлением по тем основаниям, что он в настоящее время отбывает наказание в учреждении ИК-1. В феврале 2010 г. он обратился к администрации учреждения с заявлением о выдаче ему паспорта, при этом были подготовлены следующие документы: заполнено заявление по форме 1П, изготовлены две фотографии, оплачена госпошлина с его лицевого счета. В апреле 2010 г. представитель администрации учреждения Т устно сообщила ему, что получить паспорт он не сможет, так как отсутствует документ, подтверждающий его гражданство. Считает, что действиями администрации учреждения и миграционной службой нарушены его права, просит обязать должностных лиц устранить допущенные нарушения.

Заявитель Ш в суд не явился, так как отбывает наказание в местах лишения свободы, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, кроме того, ему разъяснено право на ведение гражданского дела через представителя л.д. 31).

Представитель заинтересованного лица ФБУ ИК-1 УФСИН России по ... по доверенности Т суду пояснила, что в феврале 2010 г. осужденный Ш через администрацию учреждения обратился в Семилукский отдел УФМС России по ... с заявлением о выдаче ему паспорта в замен утраченного. В апреле 2010 г. заявление Ш и приложенные к заявлению документы были возвращены миграционной службой в связи с тем, что отсутствует документ, подтверждающий принадлежность Ш к гражданству РФ. В мае 2010 г. начальник учреждения ИК-1 обратился в миграционную службу с заявлением, в котором просил дать заключение о наличии либо отсутствии гражданства РФ в отношении осужденного Ш Документы повторно были возвращены по тем же основаниям. Считает, что в данном случае со стороны администрации учреждения нарушений прав осужденного не было, просит в удовлетворении заявления Ш отказать.

Представитель заинтересованного лица отдела УФМС России по ... в ... по доверенности Ч суду пояснила, что в Семилукский отдел УФМС по ... поступил материал на выдачу паспорта гражданина РФ в связи с утратой паспорта осужденным Ш Документы дважды были возвращены администрации учреждения, поскольку выдать паспорт гражданина РФ на имя Ш не представляется возможным, так как он не является гражданином РФ. Считает требования Ш не обоснованными, в удовлетворении заявления просит отказать.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

... суда от Дата обезличена г. Ш осужден по ст. 161 ч. 1, 166 ч. 1, 69 ч. 2, 70, 71 УК РФ к 4 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В настоящее время отбывает наказание в ФБУ ИК-1 УФСИН России по ... л.д. 32-33).

Осужденный Ш обратился в отдел УФМС России по ... в ... с заявлением о выдаче ему паспорта взамен утраченного л.д. 20).

Письмом начальника УФМС России по ... в ... от Дата обезличена г. заявление Ш с приложенными документами возвращено начальнику учреждения ИК-1 по тем основаниям, что отсутствует документ, подтверждающий принадлежность Ш к гражданству РФ л.д. 22).

Согласно ст. 10 Федерального закона № 62-ФЗ от 31.05.02 г. «О гражданстве Российской Федерации», документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

В соответствии со ст. 173 УИК РФ при отсутствии у осужденного паспорта гражданина Российской Федерации администрация исправительного учреждения обязана заблаговременно принять меры по его получению.

Учитывая особое положение осужденных, которые не имеют возможности самостоятельно обратиться в органы ФМС России и собирать все документы, предусмотренные п.п. 34-36 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (утвержденного Приказом ФМС РФ от 07.12.09 г. № 339), пунктом 64 указанного нормативного акта, являющимся специальной нормой, предусмотрены особые условия подачи осужденными к лишению свободы документов для получения или замены паспорта гражданина РФ, так как они получают паспорта путем взаимодействия между органами ФМС России и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний России.

Так п. 64 Административного регламента предусмотрено, что осужденным, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих наказание, паспорта оформляются и выдаются (заменяются) подразделениями на территории обслуживания которых находятся учреждения и органы исполняющие наказание, на основании представленных администрацией исправительного учреждения запросов по форме № 23П (приложение № 23 к Административному регламенты) с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П в двух экземплярах, двух личных фотографий, квитанций об уплате госпошлины, а также имеющихся в личном деле подлежащих замене паспортов или иных документов.

При отсутствии у осужденных документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у него гражданства Российской Федерации, по инициативе исправительного учреждения органы миграционной службы без требования об уплате госпошлины осуществляют проверку законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств, с вынесением мотивированного заключения о результатах проверки.

Как установлено судом, Дата обезличена г. начальник учреждения ФБУ ИК-1 УФСИН России по ..., проявив инициативу, обратился в отдел УФМС России по ... в ... с заявлением, в котором просил дать заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у осужденного Ш л.д. 17).

Письмом начальника УФМС России по ... в ... от Дата обезличена г. заявление начальника колонии вновь возвращено без исполнения в связи с тем. Что в представленном материале отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность Ш к гражданству РФ л.д. 13).

Суд не может согласиться с доводами представителя отдела УФМС России по ... в ... по доверенности Ч о том, что она обоснованно повторно возвратила документы Ш Как следует из представленных суду материалов, начальник учреждения ИК-1 обращался в миграционную службу с заявлением, в котором просил дать заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у осужденного Ш Требование о предоставлении документа, подтверждающего принадлежность Ш к гражданству РФ, в данном случае, является необоснованным. То обстоятельство, что в представленном в миграционную службу пакете документов содержалось и заявление Ш о выдаче ему паспорта (ранее уже возвращалось миграционной службой без исполнения), не может являться препятствием к принятию решения по заявлению начальника учреждения ИК-1, возвращение документов по данному основанию является надуманным и влечет нарушение прав осужденного. Кроме того, в нарушение п. 64 Административного регламента по заявлению начальника учреждения ИК-1 не было дано письменное мотивированное заключение.

Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимания доводы представителя отдела УФМС России по ... в ... о том, что сотрудниками администрации учреждения ФБУ ИК-1 УФСИН России по ... документы на выдачу паспорта либо на определения гражданства оформляются с многочисленными нарушениями. Данное обстоятельство нашло подтверждение в судебном заседании. Так из представленных суду документов видно, что отсутствуют необходимые подписи в опросном листе, отсутствуют даты на заявлениях, содержание сопроводительных писем не соответствует представляемым заявлениям л.д. 15-21). Указанные нарушения требований Административного регламента являются причиной длительной неправомерной пересылки документов между администрацией учреждения и миграционной службой, что также влечет нарушение прав осужденных.

При таких обстоятельствах суд находит заявление Ш обоснованным, действия администрации учреждения ФБУ ИК-1 УФСИН России по ... и отдела УФМС России по ... в ... являются неправомерным, в связи с чем, допущенное нарушение прав осужденного подлежит устранению путем обязывания администрации учреждения подготовить в соответствии с требованиями п. 64 Административного регламента пакет документов, необходимых для установления наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации у осужденного Ш, и обязывании отел УФМС России по ... принять производству документы осужденного Ш и дать по ним мотивированное заключение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 255-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию ФБУ ИК-1 УФСИН России по ... подготовить пакет документов, необходимых для установления наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации у осужденного Ш.

Обязать отел УФМС России по ... принять производству документы осужденного Ш и дать по ним мотивированное заключение.

Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней.

Судья: