о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки Дата обезличена г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,

при секретаре О.,

с участием истицы Л.,

представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по С. району по доверенности Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску

Л. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по С. району о назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Л. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что она более 25 лет занимается педагогической деятельностью и имеет право на льготную пенсию. Дата обезличена г. она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по С. району с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости, однако в назначении пенсии ей было отказано, поскольку ответчик исключил из ее специального стажа время нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Считает данное решение ответчика незаконным, поскольку в указанный период действовало постановление Совмина СССР и ВЦСПС от Дата обезличена г. Номер обезличен, в соответствии с которым была увеличена продолжительность отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, и этот период подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Просит признать решение ответчика неправомерным, признать за нею право на назначение досрочной пенсии, обязать пенсионные органы включить в ее специальный стаж спорный период и назначить досрочную пенсию с даты первоначального обращения.

В судебном заседании истица Л. уточнила заявленные исковые требования и пояснила, что она просит признать протокол Номер обезличен заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата обезличена г. незаконным, обязать ответчика включить в ее специальный стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты первоначального обращения, то есть с Дата обезличена г.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по С. району по доверенности Г. иск не признала и пояснила, что время нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в стаж как обычная работа в связи с Разъяснениями Госкомтруда СССР от Дата обезличена г. и письмом Минсоцзащиты РФ от Дата обезличена г. При исключении спорного периода из специального стажа Л., у нее отсутствуют необходимые 25 лет педагогического стажа. Считает решение об отказе в назначении досрочной пенсии истице законным и обоснованным, просит в иске Л. отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно трудовой книжке, Л., начиная с августа 1978 г. по сентябрь 2008 г., работала в различных образовательных учреждениях в должности воспитателя группы продленного дня, учителя истории л.д. 11-23).

Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Номер обезличен от Дата обезличена г. Л. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку из ее специального стажа исключили период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. л.д. 7-10).

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с педагогической деятельностью подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения Л. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. подлежит включению в специальный стаж, в связи с чем, ее исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При включении в специальный стаж Л. времени нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижениям им трехлетнего возраста, ее специальный стаж будет составлять более 25 лет, что является достаточным для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью л.д. 10).

Кроме того, Л. в установленном законом порядке обращалась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако спорный период был исключен из ее специального стажа необоснованно, что повлекло отказ в назначении пенсии, в связи с чем, суд считает необходимым в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» обязать ответчика включить в специальный стаж Л. спорный период и назначить ей пенсию с даты первоначального обращения, то есть с Дата обезличена г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Протокол Номер обезличен заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата обезличена г. признать незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по С. району включить Л. в ее специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по С. району назначить Л. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты первоначального обращения, то есть с Дата обезличена г.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней.

Судья: