Дело №
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Семилукского районного суда Воронежской области Волотка И. Н.,
при секретаре - Ягодкиной В.М.,
с участием истца – Чекмезовой Т.М.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Семилукскому району Воронежской области
по доверенности по доверенности – Гладневой М. Б.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Н.Д. Рязанцева г. Семилуки Воронежской области» по доверенности – Корневой Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по иску Чекмезовой Татьяны Михайловны к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области об отмене протокола заседания комиссии, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Чекмезова обратилась в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что 17 ноября 2009 года она подала заявление в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району за назначением досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику в соответствии со ст. 27 Федерального Закона № 173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с тем, что она в течение 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, дающую ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в отпуске по уходу за ребенком, и периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации; и периоды нахождения в ученических отпусках ими не были засчитан в специальный стаж.
Чекмезова считает решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, просит его отменить, обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица уточнила заявленные требования в части включения в ее специальный стаж периодов нахождения в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Суду пояснила, что все время осуществляла работу с детьми – сначала в должности учителя начальных классов, затем в должности учителя русского языка и литературы. Работая в школе, она параллельно училась в институте, и на время сессии брала ученические отпуска, ее, как и других работников, направляли на курсы повышения квалификации, прохождение которых было обязательным. В 1990 году у нее родился сын – Чемезов Михаил, и она находилась в отпуске по уходу за ребенком
Представитель ответчика иск не признала, считает их решение законным и обоснованным, так как у истицы отсутствует необходимый специальный стаж для назначения данного вида пенсии – 25 лет. Периоды нахождения истицы в ученических отпусках ими не были засчитаны в специальный стаж, так как их включение не предусмотрено разъяснениями Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 и Постановлением №516 от 11 июля 2002 года, уход за ребенком после полутора лет и после 06 октября 1992 года, курсы повышения квалификации, засчитывается в стаж как обычная работа, так как не предусмотрены в связи с Разъяснениями Госкомтруда СССР от 29 ноября 1989 года №23/24-11, письмом Минсоцзащиты РФ от 27 ноября 1995 года №4485/1-34 и Разъяснениями Минсоцразвития от 22 мая 1996 года №5, в иске Чекмезовой просит отказать.
Представитель третьего лица просила требования истицы удовлетворить, пояснив, что курсы повышения квалификации являются обязательными для всех сотрудников, их проходят через каждые пять лет.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и отказного материала по досрочному назначению пенсии, допросив свидетелей, суд считает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на пенсионное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью определяется также согласно «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г., и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 22 сентября 1999 года № 1067, который применяется в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П к правоотношениям, имевшим место до 1 января 2002 года для оценки пенсионных прав в части исчисления трудового стажа.
Согласно записи в трудовой книжке истицы, Чекмезова (до заключения брака Захаревич – л.д. 48), работала в Железнодорожной средней школе с 1982 года 1988 год, с 1989 года по настоящее время работает в Семилукской средней школе имени Н.Д. Рязанцева (л.д. 10-12).
Согласно заявления, Чекмезова обратилась в ГУ УПФ РФ по Семилукскому району о назначении досрочной пенсии 17 ноября 2009 года (л.д. 51).
Отделом назначения, перерасчета и выплаты пенсий Правдинского района УПФ РФ в Гвардейском районе составлен Акт документальной проверки сведений о трудовом стаже застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ №, которым проверена работа Чекмезовой в МОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Железнодорожный» (л.д. 52-53).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан - протокол № от ДД.ММ.ГГГГ из специального стажа Чекмезовой исключены периоды с нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в ученических отпусках (л. д. 6-9).
Из справки МОУ СОШ пос. Железнодорожный следует, что Захаревич Т.М. работала в Железнодорожной средней школе Правдинского района Калининградской области в должности лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности воспитателя ГПД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности учителя русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полный рабочий день на полную ставку, воспитателем ГПД на 0,5 ставки. За этот период ей предоставлялись учебные отпуска - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Из копии диплома о высшем образовании на имя Захаревич следует, что она в 1983 году поступила в Псковский ордена Знак Почета госпединститут им. С. М. Кирова и в 1988 году окончила полный курс названного института по специальности русский язык и литература, ей присвоена квалификация учителя русского языка и литературы средней школы (л.д. 47).
В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку Чекмезова (Захаревич) осуществляя педагогическую деятельность в учреждении, которое является образовательным, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права - с 1983 по 1988 год, и до них и после она занималась педагогической деятельностью, а потому, с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из справки МОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов им. Н.Д. Рязанцева следует, что Чекмезова действительно работает в указанном учреждении образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в должности учителя русского языка и литературы, полный рабочий день на полную ставку. Ученические отпуска не предоставлялись. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации (л. д. 14).
Свидетель ШЛВ в судебном заседании показала, что истицу знает, так как работала вместе с ней в МОУ СОШ № с углубленным изучением отдельных предметов им. Н.Д. Рязанцева. Каждые пять лет их направляли на курсы повышения квалификации, потом они проходили аттестацию, получали соответствующие удостоверения. Без прохождения данных курсов их не допускали к работе (л.д. 56-58).
Приказами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Чекмезова была направлена на курсы повышения квалификации (л.д. 44-46).
Факт нахождения Чекмезовой на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтверждается также удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельствами о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-27).
В коллективном договоре МОУ СОШ №2 с УИОП им. Н. Д. Рязанцева г. Семилуки указано, что работодатель определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд учреждения. В случае направления работника для повышения квалификации за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы (л.д. 41-43).
Исключая из специального стажа истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации, ответчик ссылается на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г., которые, по его мнению, содержат исчерпывающий перечень периодов, включаемых в специальный стаж. Данное утверждение ответчика противоречит п. 1 указанных Правил, который носит отсылочный характер. Вместе с тем, п. 4 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Кроме того, в Правилах нет указания на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включаются в специальный стаж.
Таким образом, периоды нахождения Чекмезовой на курсах повышения квалификации подлежат зачету в ее специальный стаж.
Согласно свидетельства, ДД.ММ.ГГГГ у Чекмезовой родился сын – ЧМ (л. д. 24).
В соответствии со ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции от 09.12.71 г.) дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет засчитывается в стаж работы по специальности.
25 сентября 1992 г. был принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в действие с 06 октября 1992 г. Указанным Законом внесены изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, согласно которым, отпуск по уходу за ребенком засчитывается в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Таким образом, с 06 октября 1992 г. время по уходу за ребенком не засчитывается в стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных условиях. В данном случае законодатель имел в виду, что женщинам, которые будут находиться в отпуске по уходу за ребенком после 06 октября 1992 г., этот период в стаж для назначения пенсии на льготных условиях засчитываться не будет.
Кроме того, следует принимать во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, действовало Постановление Совет Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому, с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району - протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Чекмезовой и отменить его, обязать ответчика включить спорные периоды в её специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 17 ноября 2009 года в соответствии с требованиями ст. 19 ч. 1, пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Чекмезовой Татьяне Михайловне признать незаконным и отменить его.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Чекмезовой Татьяне Михайловне, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную пенсию с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.