Дела №, №, №, №, №, №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Семилуки 26 ноября 2010 года.
Судья Семилукского районного суда Воронежской области Волотка И.Н.,
при секретаре - Ягодкиной В.М.,
с участием истца – помощника прокурора Семилукского района Лункина В.А.,
ответчиков – представителей по доверенностям ОАО «Семилукский огнеупорный завод» - Вертепова С.В., ОАО «Воронежское рудоуправление» – Ю-де В.В., ОАО «Латненский элеватор» – Литвиновой Т.И., ОАО «Семилукихлеб»– Некрасова Э. В.,
представителя третьего лица по доверенности ОГУ «Центр занятости населения Семилукского района» – Тягуновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданские дела по заявлениям прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Семилукский огнеупорный завод», ОАО «Воронежское рудоуправление», ОАО «Латненский элеватор», ОАО «Семилукихлеб», ООО «Семилуки -1», ООО «Землянскмолоко» о понуждении их к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Семилукского района Воронежской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц в связи с тем, что в прокуратуру района поступила информация ОГУ «Центр занятости населения Семилукского района» о неисполнении рядом работодателей требований о социальной защите инвалидов.
Ответчиками грубо нарушаются конституционные права инвалидов, не обеспечиваются установленные законом государственные гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов - не выделены рабочие места в необходимом количестве для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Просит суд обязать ответчиков устранить допущенные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов путем выделении либо создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просил суд ответчиков понудить к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов путем обязания соблюдения установленной 3% квоты для приема на работу инвалидов в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Ответчики в судебном заседании исковые требования не признали.
Представитель ОАО «Воронежское рудоуправление» суду пояснила, что их организация является горнодобывающим предприятием и относятся к категории опасных производственных объектов. Условия труда тяжелые и содержат вредные факторы производственной среды. Поэтому к работе допускаются только лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, и не имеющие медицинских противопоказания к указанной работе. Работа на предприятии построена на непрерывном режиме работы с применением ночных смен, а труд инвалидов в ночное время запрещен. В иске прокурора просит отказать.
Представитель ОАО «Семилукихлеб» суду пояснил, что их организация ежемесячно направляет в ОГУ «Центр занятости населения Семилукского района» справку о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Предприятие готово принимать на работу инвалидов и сверх установленных квот, все зависит от самих инвалидов. Кроме того, после получения 27 августа 2010 года представления прокуратуры Семилукского района об устранении нарушений законодательства о занятости населения в РФ, ОАО «Семилукихлеб» подало справку о выполнении квоты для приема инвалидов за август месяц текущего года в ОГУ «Центр занятости населения Семилукского района» с указанием количества свободных рабочих мест для приема на работы инвалидов в соответствии с указанной квотой. Просит в иске прокурора отказать.
Представитель ОАО «Латненский элеватор» в судебном заседании пояснил, что элеватор является опасным производственным объектом и создание специальных универсальных рабочих мест для инвалидов с учетом гигиенических требований к условиям труда инвалидов в ОАО «Латненский элеватор» технологически невозможно. Работа связана с вредными и тяжелыми условиями труда. Кроме того, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере занятости населения является ОГУ «Центр занятости населения Семилукского района» который должен устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Специальные рабочие места в пределах установленной квоты для ОАО «Латненский элеватор» не устанавливались. ОГУ «Центр занятости населения Семилукского района» ни разу не направлял инвалидов для трудоустройства. В числе работников у них имеются инвалиды, работающие на должностях, подходящих им по состоянию здоровья. В иске прокурора просит отказать.
Представитель ОАО «Семилукский огнеупорный завод» в судебном заседании пояснил, что в настоящее время в обществе проводятся мероприятия по сокращению численности работников, и трудоустройство инвалидов повлечет ущемление прав работников, предупрежденных об увольнении по п. 2 ст. 81 ТК РФ. Технология производства огнеупорных изделий относится к категории вредных условий труда, работники основных профессий имеют право на пенсию по льготным основаниям. Трудоустройство инвалидов на эти рабочие места, на которых имеется риск получить инвалидность по другому заболеванию – представляется нецелесообразным. Кроме того, инвалиды, ищущие работу, самостоятельно в общество для трудоустройства не обращались, а ОГУ «Центр занятости населения Семилукского района» не направлял их для трудоустройства. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица – ОГУ «Центр занятости населения Семилукского района» в судебном заседании пояснила, что ответчиками грубо нарушаются конституционные права инвалидов, не обеспечиваются установленные государством гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов. В соответствии с законом Воронежской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов» организации с численностью более 100 человек обязаны устанавливать квоту в размере 3% от среднесписочной численности работников. На предприятиях ответчиков не выделены рабочие места в необходимом количестве для трудоустройства инвалидов. Просит иск прокурора удовлетворить.
Представители ответчиков - ООО «Семилуки-1» и ООО «Землянскмолоко» и третьего лица – Государственной инспекции труда в Воронежской области в судебное заседание не прибыли, извещены судом надлежащим образом и в срок. Ходатайств об отложении дела заявлено не было.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, так как последними не сообщено о причинах неявки и не заявлено соответствующего ходатайства.
Ранее представитель Государственной инспекции труда в Воронежской области Болдин А.А. пояснил, что в любом случае при создании специальных рабочих мест для инвалидов, необходимо учитывать специфику производства, так как на некоторых из них их труд вообще недопустим, но в отношении размера квот таких ограничений законодательство не содержит.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит уточненные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Семилукского района поступило сообщение ОГУ Центр занятости населения Семилукского района о том, что в соответствии с законом Воронежской области от 03 марта 2005 года №22- ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов» организации с численностью более 100 человек обязаны устанавливать квоту в размере 3% от среднесписочной численности работников. По итогам 1 полугодия выявлены 10 организаций, в которых требования данного закона не выполняются. Просят оказать содействие по исполнению законодательства о соблюдении трудовых прав инвалидов (л.д. 5-6).
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст.2,9 данного Закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.
Статья 20 названного Закона предусматривает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе,путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Согласно ч.ч.1,2 ст.13 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 №1032-1одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст. 21 указанного Закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
В соответствии со ст. 4 Закона Воронежской области от 03 мая 2005 года №22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов» квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников.
Вчасти 3 ст.25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Из представленных суду документов следует, что ответчиками в центр занятости населения Семилукского района представлялись справки о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за 2010 год. ООО «Семилукихлеб», в сентябре 2010 года при численности работников 130 человек, установленная квота для инвалидов -4 человека (3%), численность работающих инвалидов - 1(л.д. 92); на момент рассмотрения дела численность работников – 130 человек, квота – 4 человека, наличие свободных вакантных рабочих мест – 2, численность инвалидов, работающих на предприятии – 1 человек (л.д. 67); в сентябре 2010 года ОАО «Семилукский огнеупорный завод» численность работников -1610 человек, квота для приема на работу инвалидов - 48 человек (3%), численность инвалидов, работающих -31 человек, свободных рабочих мест нет (л.д. 43); ООО «Землянскмолоко» в сентябре 2010 года работает 170 человек, квота для приема на работу инвалидов 0 5 человек (3%), численность инвалидов, работающих на предприятии – 2, свободных рабочих мест нет (л.д. 86); за сентябрь 2010 года в ООО «Семилуки-1» работает 211 человек, установленная квота для инвалидов – 6 человек, работает инвалидов – 2, наличие свободных рабочих мест – 6 (л.д. 88); в сентябре 2010 года ОАО «Латненский элеватор» численность работников – 201, квота для приема инвалидов не определена (3%), численность инвалидов, работающих на предприятии – 2, свободных рабочих мест нет (л.д. 89); в сентябре 2010 года ОАО «Воронежское рудоуправление» работает 377 человек, установленная квота для приема инвалидов -11 человек (3%), численность работающих инвалидов – 1, свободных рабочих мест нет (л.д. 91).
ОАО «Воронежское рудоуправление» ссылается на то, что деятельность по добыче глины и каолина, камня и разработка гравийных и песчаных карьеров, определенная в ЕГРЮЛ (л.д. 100-112) относится к вредным производствам. В соответствии с Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 09 сентября 2002 года №57 запрещается принимать или направлять на работу, связанную с эксплуатацией объекта открытых горных работ лиц, имеющих медицинские противопоказания (л.д. 93-94). В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация обязана допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе (л.д. 97-99).
ОАО «Латненский элеватор» ссылается на то, что на основании лицензии №ВП-12-000667 (ЗКС) от 06 февраля 2009 года, серия АВ №110978, Латненский элеватор является опасным производственным объектом, в связи с чем, создание специальных универсальных рабочих мест для инвалидов с учетом гигиенических требований к условиям труда инвалидов невозможно (л.д. 84).
С учетом вышеизложенного, а также, принимая во внимание, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы (ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституция Российской Федерации), правило 7 Стандартных правилобеспечения равных возможностей дляинвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.) предписывает, что инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости, как в сельской местности, так и вгородских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда,суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Указанная квота устанавливается законодателем вне зависимости от специфики производства и организационно-правовой формы предприятия, специфика производства может быть учтена только при определении количества специальных рабочих мест. Кроме того, представители работодателей не отрицали, что ряд должностей у них не подпадают под Списки опасных и вредных работ, утверждаемых правительством РФ, все их предприятия по численности свыше 100 человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Семилукский огнеупорный завод», ОАО «Воронежское рудоуправление», ОАО «Латненский элеватор», ОАО «Семилукихлеб», ООО «Семилуки-1», ООО «Землянскмолоко» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить.
Обязать ОАО «Семилукский огнеупорный завод», ОАО «Воронежское рудоуправление», ОАО «Латненский элеватор», ОАО «Семилукихлеб», ООО «Семилуки-1», ООО «Землянскмолоко» соблюдать установленную для них 3% квоту к среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов, т.е. наличия этого минимального количества рабочих мест для них, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Судья
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.