о признании действий незаконными и об обязании разработать проект предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух



Дело № г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки ДД.ММ.ГГГГ

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,

при секретаре Лещевой О.В.,

с участием помощника Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Ягодкина А.В.,

представителя ответчика ООО «Теплоком» по доверенности Золотаревой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску

Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоком» о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что ими была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Теплоком», расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проведения проверки установлено, что ответчиком ООО «Теплоком» допуска­ются нарушения требований природоохранного законодательства. Согласно уставу ООО «Теплоком», основными видами деятельности об­щества является оказание коммунальных услуг и выполнение специальных ра­бот по выработке и транспортировке тепловой энергии, по добыче и поставке питьевой и технической воды, водоотведению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по вывозу твердых бытовых отходов на условиях заключенных договоров.

В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, администра­ция Латненского городского поселения передала ООО «Теплоком» во временное владение и пользование системы коммунальной инфраструктуры и объекты не­движимости тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Латненского городского поселения, для осуществления деятельности по производству, пере­даче тепловой энергии, производству, передаче и распределению холодной (питьевой) воды, водоотведению сточных вод. Срок использования (эксплуата­ции) ООО «Теплоком» данных объектов определен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Ранее предприятием был разработан проект нормативов предельно допус­тимых выбросов для ООО «Теплоком», утвержденный Управлением Ростехнадзора по <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Ростехнадзора по <адрес> ООО «Теплоком» выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № аг, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Данным разрешением установлен перечень и количество загряз­няющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу.

Источником загрязнения атмосферного воздуха является котельная. Ос­новными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферу от источни­ков загрязнения атмосферного воздуха являются: оксид углерода, оксид азоты.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуще­ству экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружаю­щей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологи­ческого разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребно­стей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области ох­раны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определе­ны Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей сре­ды».

Статьей 3 данного Закона определено, что хозяйственная и иная деятель­ность органов государственной власти Российской Федерации, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на ок­ружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: со­блюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии реше­ний об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность про­ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую сре­ду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие тре­бованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; до­пустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную сре­ду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Исходя из ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов ве­ществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также техно­логических нормативов.

В силу ст. 30. Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воз­дух.

Согласно ч. 7 ст. 12 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях государственного регу­лирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые вы­бросы устанавливаются территориальными органами федерального органа ис­полнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно части 7 той же статьи нормативы выбросов вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласо­ванные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании раз­решения, выданного территориальным органом федерального органа исполни­тельной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допус­тимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воз­действий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разработка предельно допустимых и вре­менно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хо­зяйственной и иной деятельности).

В соответствии с п. 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере природопользова­ния устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух.

Исходя из ст.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества ок­ружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюде­нии которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных эко­логических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы каче­ства окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается бла­гоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окру­жающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателя­ми воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В силу ст. 22 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются сле­дующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормати­вы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В связи с тем, что у ООО «Теплоком» отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, раз­решение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допусти­мых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соот­ветственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

Так, за 11 месяцев 2010 г. в соответствии со справкой о балансе сырья и материалов, использованных в 2009 - 2010 г.г., расход природного газа в ко­тельной составил 1038,9 тыс. м3. Факт наличия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу также подтверждается сведениями об охране атмосферного воздуха за 2009 год (форма №-ТП (воздух)). Фактический выброс в атмосферу загряз­няющих веществ в 2009 году составил 17,964 тонн.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательст­ва в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие не­определенного круга граждан, находящихся на территории Семилукского рай­она, в связи с чем, просит признать незаконными действия ООО «Теплоком» в части производ­ства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ста­ционарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения, обязать ООО «Теплоком» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предста­вить их на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор Ягодкин А.В. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «Теплоком» по доверенности Золотарева Л.С. исковые требования признала в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ признание иска ответчиком принимается судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Признание иска изложено ответчиком в письменной форме и приобщено к делу, о чем указано в протоколе судебного заседания.

Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, сторонам разъяснены и понятны.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ООО «Теплоком» в части производ­ства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ста­ционарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.

Обязать ООО «Теплоком» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предста­вить их на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Судья: