Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Семилуки ДД.ММ.ГГГГ
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,
при секретаре Лещевой О.В.,
с участием помощника Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Ягодкина А.В.,
представителя ответчика ООО «Теплоком» по доверенности Золотаревой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску
Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоком» о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что ими была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Теплоком», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки установлено, что ответчиком ООО «Теплоком» допускаются нарушения требований природоохранного законодательства. Согласно уставу ООО «Теплоком», основными видами деятельности общества является оказание коммунальных услуг и выполнение специальных работ по выработке и транспортировке тепловой энергии, по добыче и поставке питьевой и технической воды, водоотведению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по вывозу твердых бытовых отходов на условиях заключенных договоров.
В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Латненского городского поселения передала ООО «Теплоком» во временное владение и пользование системы коммунальной инфраструктуры и объекты недвижимости тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории Латненского городского поселения, для осуществления деятельности по производству, передаче тепловой энергии, производству, передаче и распределению холодной (питьевой) воды, водоотведению сточных вод. Срок использования (эксплуатации) ООО «Теплоком» данных объектов определен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Ранее предприятием был разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов для ООО «Теплоком», утвержденный Управлением Ростехнадзора по <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Ростехнадзора по <адрес> ООО «Теплоком» выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № аг, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу.
Источником загрязнения атмосферного воздуха является котельная. Основными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферу от источников загрязнения атмосферного воздуха являются: оксид углерода, оксид азоты.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 3 данного Закона определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В силу ст. 30. Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.
Согласно ч. 7 ст. 12 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 7 той же статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии с п. 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Исходя из ст.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
В силу ст. 22 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В связи с тем, что у ООО «Теплоком» отсутствуют разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Так, за 11 месяцев 2010 г. в соответствии со справкой о балансе сырья и материалов, использованных в 2009 - 2010 г.г., расход природного газа в котельной составил 1038,9 тыс. м3. Факт наличия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу также подтверждается сведениями об охране атмосферного воздуха за 2009 год (форма №-ТП (воздух)). Фактический выброс в атмосферу загрязняющих веществ в 2009 году составил 17,964 тонн.
Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Семилукского района, в связи с чем, просит признать незаконными действия ООО «Теплоком» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения, обязать ООО «Теплоком» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Ягодкин А.В. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ООО «Теплоком» по доверенности Золотарева Л.С. исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ признание иска ответчиком принимается судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Признание иска изложено ответчиком в письменной форме и приобщено к делу, о чем указано в протоколе судебного заседания.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, сторонам разъяснены и понятны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ООО «Теплоком» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.
Обязать ООО «Теплоком» разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и представить их на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.
Судья: