о прекращении деятельности по сбору, накоплению и размещению твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов и обязывании осуществить рекультивацию земельного участка



Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки ДД.ММ.ГГГГ

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,

при секретаре Колесниковой Е.М.,

с участием прокурора Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры Ягодкина А.В.,

представителя ответчика МКП городского округа город Воронеж «ПООО» директора Моргунова Ю.А.,

представителя ответчика МКП городского округа город Воронеж «ПООО» по доверенности Жудовой О.В.,

представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области по доверенности Бростовской И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску

Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному казенном предприятию городского округа город Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» и администрации городского округа город Воронеж о прекращении деятельности по сбору, накоплению и размещению твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов и обязывании осуществить рекультивацию земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц по тем основаниям, что природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» (МКП «ПООО»), в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Выявленные многочисленные продолжающиеся противоправные действия юридического лица МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» при эксплуатации полигона по захоронению отходов причиняют существенный вред качеству окружающей природной среды, создают непосредственную угрозу здоровью населения близлежащих сел. В результате неисполнения МКП «ПООО» требований экологического законодательства при эксплуатации полигона ТБО нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц - жителей Семилукского муниципального района на благоприятную окружающую среду. Принимая во внимание, что на сегодняшний день полигон ТБО в карьере «Рудник «Средний» действует без лицензии и ввода его в эксплуатацию в установленном законом порядке, с учетом всех выявленных нарушений условий его эксплуатации, полигон фактически превратился в свалку бытовых отходов, в связи с чем истец просит обязать муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» прекратить деятельность по сбору, накоплению и размещению твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов на объекте, расположенном по адресу: Воронежская область, Семилукский район, Девицкое сельское поселение, отработанный карьер рудника «Средний», обязать муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» осуществить рекультивацию земельного участка на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: Воронежская область, Семилукский район, Девицкое сельское поселение, отработанный карьер рудника «Средний», в случае отсутствия у муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» денежных средств, субсидиарную ответственность возложить на учредителя предприятия - администрацию городского округа город Воронеж.

В судебном заседании прокурор Ягодкин А.В. поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» по доверенности Жудова О.В. иск не признала и пояснила, что МКП «ПООО» является крупнейшим специализированным предприятием по санитарной очистке города, поэтому любые даже самые незначительные сбои в его работе могут привести к непредсказуемым последствиям в санитарно-эпидемиологической обстановке. Перевозчики везут ТБО на их предприятие в первую очередь потому, что только у них существует реальная возможность принимать отходы из г. Воронежа в объемах до 10000 куб. м, установленные ими тарифы значительно ниже, чем на других полигонах. За последние три года предприятие проверялось различными контролирующими органами более 20 раз, в ходе указанных проверок были выявлены нарушения, с частью которых они не согласны. Вместе с тем, ими принимались меры по устранению выявленных нарушений. Прекращение деятельности предприятия приведет к возникновению несанкционированных свалок и катастрофическому ухудшению санитарного состояния города. Для вывода МКП «ПООО» из эксплуатации с последующей рекультивацией земельного участка необходимо построить новый полигон. С этой целью администрация городского округа город Воронеж, МКП «ПООО» и ООО «Каскад» заключили трехстороннее соглашение на выполнение инвестиционного проекта по строительству нового полигона. Пакет необходимых документов по полигону «Каскад» был представлен на экспертизу, но в настоящее время возвращен на доработку. Для устранения указанных замечаний потребуется срок не менее трех месяцев, в связи с чем, прекращать деятельность их предприятия нельзя. После начала работы полигона «Каскад» МКП «ПООО» будет выведен из эксплуатации и поставлен на стабилизацию с последующей рекультивацией. Кроме того, считает, что МКП «ПООО» нельзя рассматривать именно как полигон твердых бытовых отходов, поскольку он подпадает под понятие санкционированной свалки, деятельность которой в силу требований законодательства может быть прекращена только после введения в эксплуатацию нового полигона твердых бытовых отходов. Исковые требования прокурора считает незаконными и необоснованными, в иске просит отказать.

Представитель ответчика МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» директор Моргунов Ю.А. иск не признал, дал суду аналогичные пояснения.

Представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области по доверенности Бростовской И.А. иск поддержала и пояснила, что МКП «ПООО» является полигоном твердых бытовых отходов, он действительно работает без лицензии, в работе допускаются многочисленные нарушения природоохранного законодательства, кроме того, полигон действует сверх предусмотренных лимитов, поэтому его деятельность необходимо прекратить.

Представитель соответчика администрации городского округа город Воронеж и представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель соответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Мануковский Е.В. иск не признал и пояснил, что спорный объект для размещения твердых бытовых отходов не может рассматриваться как полигон, а является санкционированной свалкой. В силу требований законодательства, под санкционированной свалкой понимается разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СниП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СниП. Фактически прекратить деятельность МКП «ПООО» не представляется возможным, так как указанный объект для размещения отходов является единственным на территории городского округа город Воронеж обустроенным под захоронение и переработку твердых бытовых отходов, при этом полигоны ЗАО «Воронеж-ТБО» и ООО «Поэтро-полигон» не имеют возможности принимать необходимый объем ТБО. Руководством МКП «ПООО» в период с 2000 – 2002 г.г. направлялись письма в органы государственной власти Воронежской области и в органы местного самоуправления городского округа город Воронеж о ситуации вокруг полигона твердых бытовых отходов. Глава города Воронежа на основании Закона Воронежской области «Об областном бюджете» обращался к Главе администрации Воронежской области с просьбой выделить из экологического фонда области денежные средства для совместного финансирования объектов экологической, санитарно-эпидемиологической и социальной значимости, в том числе, проектирование второй очереди полигона ТБО. С целью выхода из сложившейся ситуации в феврале 2009 г. МКП «ПООО» заключило договор с ООО ПКФ «ЭКОСЕРВИС» на выполнение работ по проектированию мусоросортировочного завода в Семилукском районе, необходимого для приемки и дальнейшего захоронения ТБО. В апреле 2009 г. между администрацией города, МКП «ПООО» и ООО «Каскад» было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере обращения с отходами. В настоящее время ведутся работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию комплекса инженерных сооружений для утилизации, переработки отходов. Считает, что в настоящее время прекращение деятельности МКП «ПООО» является невозможным, просит в иске прокурору отказать (т. 2 л.д. 198-201).

Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности Шукелайть А.Б. иск поддержал и пояснил, что спорный объект является именно полигоном твердых бытовых отходов, поскольку полностью соответствует определению полигона, содержащемуся в законодательных актах. Данный полигон полностью исчерпал свои ресурсы, нормы захоронения отходов превышены в несколько раз, его дальнейшая эксплуатация невозможна и представляет угрозу для окружающей среды и здоровья граждан. Просит иск прокурора удовлетворить (т. 2 л.д. 198-201).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации, муниципальное казенное предприятие «Производственное объединение по обращению с отходами», является юридическим лицом (т. 1 л.д. 18-20).

В соответствии с Уставом, предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли (л.д. 21-29).

Согласно п. 1.3 Устава МКП «ПООО», от имени городского округа город Воронеж права собственника имущества Предприятия и его учредителя осуществляет Администрация Городского округа город Воронеж.

В соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Семилукского муниципального района МКП «ПООО» в аренду на 49 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) предоставлен земельный участок площадью 388160 кв. м для обслуживания полигона по захоронению твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов (т. 1 л.д. 31-41).

Проект полигона был разработан научно-производственной фирмой «Крок» (<адрес>) в 1990 г. Согласно проекту общая площадь полигона – 8,2 га, в том числе хозяйственная зона, ограда, площадка для мойки контейнеров, контрольные водонаблюдательные скважины, временные дороги от хозяйственной зоны до рабочих карт, нагорные канавы, котлован с водоупорным основанием для складирования отходов, зеленая зона (т. 1 л.д. 42-57, 59-75).

Основным сооружением полигона является участок складирования, составляющий 85-95% площади полигона. Проектная мощность полигона – 1100 тыс. м3 в год, расчетный срок эксплуатации – 10 лет. Проект получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы Комитета экологии и природных ресурсов Администрации г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 76-81). Вместе с тем, полигон начал эксплуатироваться в 1993 г. на основании постановления главы администрации города Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ «О начале эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в карьере «Средний» и завершении строительных работ» (т. 1 л.д. 82).

Согласно данным заключения Воронежской вневедомственной облгосэкспертизы по мероприятиям для доведения до уровня действующих норм полигона ТБО г. Воронежа, утвержденного начальником главного управления архитектуры и градостроительства администрации Воронежской области, от ДД.ММ.ГГГГ , сдача в эксплуатацию данного полигона в установленном порядке не была проведена в связи с недостаточностью выполненного объема работ и их качества для обеспечения нормального технологического процесса складирования и захоронения отходов, а также санитарной и экологически надежной эксплуатации этого объекта. Выбор участка под строительство полигона был произведен без учета геологических условий и гидрогеологических особенностей. Рабочий проект строительства полигона разработан с отступлением от техноэкономических расчетов и требований действующих на тот момент СНиП, ГОСТ и других нормативных требований. На чертежах рабочего проекта отсутствуют координаты или линейные привязки основания котлована, заложения его откосов; граница складирования ТБО с западной и южной стороны котлована не совпадает с границей укладки противофильтрационного экрана, выходя за его пределы.

Отсутствует решение по устройству противофильтрационных экранов на откосах котлована по мере его заполнения, расчетный срок эксплуатации полигона – 10 лет завышен почти вдвое, вместимость резервуара для сбора фильтрата, расчет которой в проекте полигона произведен по искаженной формуле, должен составлять 3563 м3, вместо 1560 м3. В соответствии с выводами, изложенными в указанном заключении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ необеспечение нормативной технологии складирования отходов создало угрозу заражения фильтрационными водами подземных водоносных горизонтов под территорией полигона и примыкающими к ней территориями (т. 1 л.д. 83-.92).

Согласно выводам, изложенным в Отчете по научно-исследовательским работам «Монитор-1» - «Проведение исследований влияния существующего полигона ТБО на состояние поверхностных и подземных вод в составе рабочего проекта строительства II очереди производственной зоны полигона ТБО г. Воронеж в руднике «Средний» в Семилукском районе в рамках существующего землеотвода МУП «Производственное объединение по обращению с отходами», выполненном ЗАО научно-проектная фирма «ОВЕН», утвержденном начальником Управления по охране окружающей среды Администрации г. Воронеже ДД.ММ.ГГГГ, основным источником загрязнения подземных вод также является фильтрат (высококонцентрированный водный раствор, содержащий многочисленные компоненты распада органических и минеральных токсичных загрязняющих веществ, формирующийся в толще ТБО), который в виде трех ручьев еще тогда истекал на момент обследования из ложа полигона и скапливался в пруде-испарителе и других естественных не экранированных сборниках фильтрата, находящихся в основном за пределами землеотвода (т. 1 л.д. 102-119).

В силу ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со ст. 3 названного Закона одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Статья 11 Закона устанавливает обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами, соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации, в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Исходя из ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Статьей 51 названного Федерального закона определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных суду документов, указанные выше положения законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов МКП «ПООО» исполняются не в полном объеме.

Так, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области проверки установлено, что объект захоронения отходов является действующим. Срок его эксплуатации составляет 17 лет, что на 7 лет превышает срок, предусмотренный проектом. Согласно справки заместителя директора по охране окружающей среды в период эксплуатации объекта захоронения с 1993 года по ДД.ММ.ГГГГ включительно принято 22849512 м3 отходов, в том числе за 2009 г. согласно данным формы 2-тп (отходы) 499163 т (с учетом плотности отходов в неуплотненном состоянии 0,2 м3/т - 2495815 м3).

Количество отходов, принятых для захоронения в 2009 году, в 2,2 раза превысило годовую проектную мощность полигона (1100 тыс. м3), а также в 1,7 раза - нормативное количество принимаемых к размещению отходов, которое согласно действующего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в соответствии со схемой операционного движения отходов составляет 300 тыс. тонн (с учетом плотности отходов в неуплотненном состоянии 0,2 м3/т - 1500 м3).

Анализ динамики принимаемых к размещению отходов по годам показывает постоянное нарастание сверхнормативного количества принимаемых отходов. Так, согласно действующего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в 2007 г. было принято 440 тыс. тонн отходов (с учетом плотности отходов в неуплотненном состоянии 0,2 м3/т - 2200 тыс. м3), согласно справке МКП «ПООО» в 2008 г. принято 2275 тыс. м3 (с учетом плотности отходов в неуплотненном состоянии 0,2 м3/т - 455 тыс. тонн), согласно формы 2-тп (отходы) за 2009 г. – 499 тыс. тонн (с учетом плотности отходов в неуплотненном состоянии 0,2 м3/т - 2495 тыс. м3). Общее количество захороненных отходов превысило проектную вместимость полигона в 2,1 раза, так как проектная вместимость полигона с учетом мощности и проектного срока эксплуатации составляет 10670 тыс. м3, а фактически с начала эксплуатации и по ДД.ММ.ГГГГ включительно принято 22849 м3 отходов (т. 1 л.д. 120-124).

Выводы специалистов Росприроднадзора подтверждаются данными, установленными также в ходе прокурорской проверки (т. 1 л.д. 125-134). Установленные проверкой факты свидетельствуют о том, что захоронение отходов на объекте захоронения вышло за границы экранированного ложа и сверхпроектная толща захороненных отходов оказывает сверхдопустимое давление на искусственный экран в экранированной части ложа. Выход границы захоронения отходов за границы экранированного ложа также отмечен в заключении Воронежской вневедомственной облгосэкспертизы, утвержденном начальником главного управления архитектуры и градостроительства администрации Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ , заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту 2-й очереди производственной зоны полигона ТБО г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ /ОС-02-12, и подтверждено актами проверки Управления по экологии и природопользования Воронежской области от 27.28.08.07 г. , Управления Ростехнадзора по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ , Управления Росприроднадзора по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

Из представленных суду документов следует, что в нарушение ст.ст. 11, 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в настоящее время захоронение осуществляется с восточной части котлована при отсутствии лимитов на размещение принимаемых отходов, с отступлением от «Технологической схемы эксплуатации полигона ТБО г. Воронеж», утвержденной директором МКП «ПООО» ДД.ММ.ГГГГ Согласно данной схеме выгруженные из машины ТБО подлежат разгрузке на площадке разгруженных ТБО и последующему складированию на рабочей карте шириной 5 м и длиной 105 м, отведенной на данные сутки, распложенной на участке, отведенном под складирование отходов в текущем месяце. Согласно «Графика эксплуатации полигона ТБО на 2010 год» в марте текущего года – это участок складирования II (1). Разгрузка мусоровозов перед рабочей картой должна осуществляться на слое ТБО, со времени укладки и изоляции которого прошло более 3-х месяцев.

Фактически на момент проверки складирование отходов и одновременная изоляция их слоем грунта осуществлялась на некартированном участке складирования II (1), имеющем площадь более 2 га, минуя площадку разгрузки ТБО, непосредственно на ранее выгруженные в течение дня отходы. При принятой схеме складирования отходов не осуществляется контроль правильности заложения внешнего откоса с южной стороны ложа, который в соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Министерством строительства РФ ДД.ММ.ГГГГ) должен быть 1:4, фактически заложение откоса составляет практически 1:1, т.е. отсутствует. Кроме того, имеются очаги возгорания отходов в месте складирования крупногабаритного мусора.

Вследствие длительных нарушений условий эксплуатации полигона имеет место истечение фильтрата за границы ограждающих дамб и землеотвода и скапливание его в естественных неэкранированных понижениях рельефа, в частности, в районе расположения наблюдательной скважины , наличие которой также не выявлено при осмотре территории. В месте ее расположения имеется скопление фильтрата. Имеющий место залив данной скважины фильтратом отмечен, в том числе, в актах проверок Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ , Управления Росприроднадзора по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 155-163).

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Однако, в нарушение данных положений природохранного законодательства МКП «ПООО» не ведется в полной мере мониторинг состояния окружающей среды на территории объекта захоронения отходов.

На предприятии осуществляется контроль качества атмосферного воздуха и почвенного покрова в зоне влияния объекта захоронения. Однако, несмотря на то, что в 1998г. в результате мониторинга подземных вод на данном объекте захоронения отходов был выявлен очаг загрязнения подземных вод, геологический мониторинг данного очага загрязнения не осуществляется с 2002 г. Установлено, что из-за разлива фильтрата за пределы накопителей фильтрата на полигоне ТБО сложилась неблагоприятная обстановка. Образующийся жидкий фильтрат, попадая в водоносные горизонты, привел к загрязнению подземных вод. С 1993 г. (начало эксплуатации объекта) на участке захоронения в карьере «Рудник Средний» мониторинговые работы за состоянием подземных вод проводились в соответствии с «Программой работ по организации и ведению мониторинга подземных вод 1993-2000 г.г.». В соответствии с Программой в 1993-1994 г.г. ГГП «Воронежгеология» были пробурены 12 наблюдательных скважин в пределах ложа полигона ТБО и на прилегающей территории. В период с 1995-1998 г.г. мониторинговые наблюдения не проводились. В 1998г. произошел разлив фильтрата за пределы накопителей фильтрата полигона. В связи с этим в соответствии с заданием «Воронежгеолуправления» ГГП «Воронежгеология в срочном порядке возобновило работы по ведению мониторинга подземных вод на территории полигона ТБО в руднике «Средний».

Скважины ранее организованной наблюдательной сети к этому времени вышли из строя. Взамен вышедших из строя наблюдательных скважин 1-12 в 1998 г. было пробурено 5 новых наблюдательных скважин глубиной 10-29м на слабоводоносный современный техногенный горизонт (скважины и ) и водоносный аптский терригенный горизонт (скважины , , ). В период с 1993 г. по 2002 г. наблюдения за водоносными горизонтами проводились по пяти перебуренным наблюдательным скважинам. Результаты ведения мониторинга геологической среды показали, что на территории полигона сформировался очаг загрязнения подземных вод. Его границы и размеры выходят за пределы ложа полигона, но не установлены, в связи с ограниченностью площади наблюдательной сети. На тот момент (1998-2002 г.) действовавшая наблюдательная сеть позволяла контролировать загрязнение подземных вод только по периметру полигона, не позволяя оценить его в целом.

Согласно последним данным мониторинговых наблюдений отмечалось следующее:

1. Концентрация вредных химических веществ в слабоводоносном современном техногенном горизонте (верховодка) имеет достаточно высокие значения. По скважинам №№ 13, 17, соответственно, минерализация достигает 4,5-18,5 г/дм3, жесткость – 21,5-24,5 мг-экв/дм3, содержание хлоридов – 1,6-3,6 г/дм3, натрия – 1,0-2,5 г/дм3, калия – 0,03-2,8 г/дм3, аммония – 32-640 мг/дм3, железа – 57-34 мг/дм3, марганца – 1,4-15,0 мг/дм3, фтора – 0,9-0,1 мг/дм3, бора – 1,7-2 мг/дм3, бария – 6-5 мг/дм3, алюминия – 0,1-0,02 мг/дм3, нефтепродуктов – 0,02 мг/дм3 (по обеим скважинам), фенолов – 0,0005 мг/дм3 (по обеим скважинам). Кроме того, отмечаются повышенные содержания меди – 0,93-0,46 мг/дм3. Наиболее высокие концентрации веществ отмечаются на восточном фланге полигона ТБО.

2. Основным водоносным горизонтом в пределах полигона ТБО является нижнемеловой водоносный аптский, от вышезалегающего слабоводоносного современного техногенного горизонта он отделен прослоями слабопроницаемых глин общей мощностью около 2м и песчаными хорошо проницаемыми отложениями, мощностью 10 м. Эти породы полностью не защищают водоносный горизонт от загрязнения, но интенсивность загрязнения значительно ниже, чем в верховодке. Так, в скважинах №№ 14, 15, 16, 22 минерализация, соответственно составляет 1,4-0,8-2,2-0,4 г/дм3, жесткость – 10,1-4,1-13,7-4,1 мг-экв/дм3, содержание хлоридов – 0,4-0,05-0,5-0,03 г/дм3, натрия – 0,2-0,02-0,3-0,02 г/дм3, калия – 0,02-0,001-0,04-0,02 г/дм3, аммония – 17-7,4-40-0,5 мг/дм3, железа – 10-81,3-40,8-20,0 мг/дм3, марганца – 2,9-2,7-0,06-0,15 мг/дм3, фтора – 0,01-0,96-0,61-0,61 мг/дм3, бора – 0,45-0,48-1,78-0,22 мг/дм3, бария – 0,05 мг/дм3 (во всех скважинах), алюминия – 0,02-0,05-0,02-0,02 мг/дм3, меди – 0,4-0,37-0,33-0,02 мг/дм3, нефтепродуктов – 0,02 мг/дм3 (во всех скважинах), фенолов – 0,0005 мг/дм3 (во всех скважинах). Основными загрязняющими элементами в подземных водах нижнемелового горизонта являются: аммоний, железо, марганец, бор, медь

На момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ, из имеющихся ранее на полигоне ТБО МКП «ПООО» скважин наблюдательной сети осталось в наличии две скважины на северо-востоке в районе аварийного пруда – накопителя фильтрата - скважина на слабоводоносный современный техногенный горизонт и скважина на водоносный аптский терригенный горизонт. Остальные скважины не обнаружены, т.к., как указано выше, на месте расположения скважины участок залит фильтратом; на месте наблюдательных скважин и расположен участок захоронения отходов.

На участке захоронения отходов МКП «ПООО» в 200 м ниже по потоку подземных вод от скважин и пробурены наблюдательные скважины и . Эти скважины были пробурены в 2007 году по заказу другого юридического лица - ЗАО «Воронеж-ТБО» в соответствии с Программой на проведение работ по организации и ведению мониторинга подземных вод по договору от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленным геолого-гидрогеологическим колонкам скважина пробурена на водоносный аптский терригенный горизонт, а скважина на водоносный петинский терригенный горизонт, однако на данном участке по прежнему невозможно проконтролировать и оценить степень загрязнения слабоводоносного техногенного горизонта (верховодки), который приурочен к техногенным отложениям отвалов карьера и загрязнен. Именно загрязненные воды техногенного горизонта затем поступают в воды аптского горизонта нижнего мела, который является основным водоносным горизонтом в пределах участка.

Представленная в ходе проверки МКП «ПООО» «Программа проведения мониторинга окружающей среды в пределах полигона ТБО», утвержденная ДД.ММ.ГГГГ и согласованная с управлением по охране окружающей среды администрации городского округа г. Воронежа, по которой проводится мониторинг подземных вод, не соответствует требованиям законодательства РФ к осуществлению мониторинга за состоянием недр, т.к. на основании ст. 5 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации организацию работ по государственному мониторингу состояния недр осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Мониторинг состояния недр на объектах загрязнения подземных вод должен проводиться по Программам, согласованным с ТЦ «Воронеж-Геомониторинг», на который возложены функции по организации и ведению государственного мониторинга геологической среды на территории Воронежской области.

Согласно результатам ранее проводимого мониторинга геологической среды в пределах полигона ТБО и разовым результатам химических анализов подземных вод из наблюдательных скважин, длительная эксплуатация полигона привела к образованию устойчивого очага загрязнения подземных вод высококонцентрированными токсичными веществами, что подтверждает необходимость проведения дальнейших работ по локализации и ликвидации загрязнения и мониторинговые наблюдения за состоянием подземных вод на МКП «ПООО».

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием оценки воздействия ложа эксплуатируемого полигона ТБО на подземные воды, и в связи с длительным отсутствием государственного мониторинга состояния недр, ООО «Воронежгеология» был произведен отбор проб и выполнены аналитические измерения состава подземных вод, отобранных из имеющихся наблюдательных скважин в районе объекта захоронения.

Полученные результаты химических анализов за качеством подземных вод, а также состоянием наблюдательных скважин полигона ТБО в карьере «Рудник Средний», подтвердили вредное воздействие твердых бытовых отходов на подземные водоносные горизонты (т. 1 л.д. 122).

Согласно п. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В нарушение данных положений закона МКП «ПООО» не внесено в государственный реестр объектов размещения отходов.

Деятельность по размещению отходов на объекте захоронения отходов осуществляется в отсутствие лицензии на данный вид деятельности. Имеющаяся у МКП «ПООО» лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от ДД.ММ.ГГГГ № ОТ-12-000685 (36) действует только в части сбора и транспортировки бытовых и медицинских отходов, сбора, временного хранения и обезвреживания нефтесодержащих отходов и трупов животных, а также транспортировки и временного хранения собственных отходов предприятия (т. 1 л.д. 210-213). Тем самым нарушены требования ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется на основании положений о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных постановлениями правительства РФ.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 524 для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган копию положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности.

Ввиду наличия отрицательного заключения Комитета экологии и природных ресурсов администрации г. Воронежа и длительности эксплуатации объекта захоронения с превышением проектного срока его эксплуатации и годовой мощности, положительное заключение государственной экологической экспертизы на данный объект не получено, следовательно, не получена и лицензия на деятельность по размещению отходов на данном объекте.

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 22 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.

Согласно п. 1.3 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования, их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора от 22.05.02 года № 22, ликвидация (консервация) скважин производится по инициативе предприятия - пользователя недр и осуществляется в соответствии с проектной документацией в сроки, согласованные с территориальными органами Госгортехнадзора России.

В нарушение данных положений закона МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» каких-либо мер для ликвидации тампонажа скважин №№ 16,17 специализированной геологической организацией не приняло, отсутствуют акты о проведенных работах.

В связи с выявленными нарушения закона в сфере охраны недр и гидроминеральных ресурсов по постановлению межрайпрокуратуры МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ст.8.9 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 20000 рублей (т. 1 л.д. 217-218).

Согласно результатам химических анализов, проведенных ООО «Воронежгеология», в ходе проверки Росприроднадзора, подтверждено вредное воздействие твердых бытовых отходов на подземные водоносные горизонты, а длительная эксплуатация полигона привела к образованию устойчивого очага загрязнения подземных вод. Так, согласно результатов анализов из скважин №№ 14, 26 пробуренных вблизи <адрес> <адрес> <адрес>, установлены превышение допустимой концентрации химических веществ по отношению к показателям по СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в частности, по скважинам и соответственно по показателям: по мутности – 78,4 и 235,3 раз; цветности – 3,5 и 2, 5 раз; по аммиаку – 49,4 раз (скважина ), по железу – 233,3 и 1,3 раз; по марганцу – 59,8 и 3,5 раз (протоколы испытаний и исследования воды от ДД.ММ.ГГГГ).

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что деятельность МКП «ПООО» причиняет существенный вред качеству окружающей среды, создает непосредственную угрозу здоровью населения близлежащих сел.

Несоблюдение установленных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления повлекло привлечение ДД.ММ.ГГГГ МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, при этом ранее ДД.ММ.ГГГГ данное юридическое лицо привлекалось к ответственности за однородные правонарушения (т. 1 л.д. 225-229).

Проведенные в сентябре 2009 и в марте 2010 года лабораторные исследования АИЛЦ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в ходе проверки Роспотребнадзором (т. 1 л.д. 202-209) свидетельствуют об увеличении по наблюдательной скважине содержания хлоридов с 88,8 до 240,8 мг/куб.дм., магния с 81,5 до 133,8 мг/куб.дм., биологического потребления кислорода с 1,65 до 7,84 мг/куб.дм. (протоколы лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, б от ДД.ММ.ГГГГ);

по наблюдательной скважине – увеличение содержания хлоридов с 95,9 до 110 мг/куб.дм., иона аммония с 3,51 до 5,26 мг/куб.дм., биологического потребления кислорода с 2,21 до 6,27 мг/куб.дм. (протоколы лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, б от ДД.ММ.ГГГГ);

по наблюдательной скважине – увеличение содержания нитрат-иона с менее 0,1 до 0,40 мг/куб.дм., сульфат-иона с 98,7 до 164 мг/куб.дм., биологического кислорода с 5,20 до 23,52 мг./куб.дм. (протоколы лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, б от ДД.ММ.ГГГГ).

Данные нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашли свое подтверждение в постановлении Семилукского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с приостановлением деятельности на срок до 20 суток.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к вводу о том, что в результате неисполнения МКП «ПООО» требований экологического законодательства при эксплуатации полигона ТБО нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц - жителей Семилукского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами представителей ответчиков о том, что спорный объект не является полигоном, а подпадает под определение санкционированной свалки. Как видно из представленных суду документов, объект для размещения отходов является именно полигоном по захоронению твердых бытовых отходов, то обстоятельство, что он введен в действие и эксплуатируется с нарушением действующего законодательства, является бесспорным основанием для прекращения его деятельности. Кроме того, в своем первоначальном письменном отзыве на иск представители ответчика указывали о том, что эксплуатируемый ими объект является полигоном по захоронению твердых бытовых отходов (т. 2 л.д. 27-41).

В соответствии с ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, в случае продолжения причинения вреда или угрозы возникновения нового вреда, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Частью 1 ст. 29 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Приказом Минприроды РФ , Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-здоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

В соответствии с ч. 5 ст. 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества, в связи с чем, суд считает обоснованным предъявление данного иска к соответчику - администрации городского округа город Воронеж, как собственнику имущества предприятия.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» прекратить деятельность по сбору, накоплению и размещению твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов на объекте, расположенном по адресу: Воронежская область, Семилукский район, Девицкое сельское поселение, отработанный карьер рудника «Средний».

Обязать муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» осуществить рекультивацию земельного участка на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: Воронежская область, Семилукский район, Девицкое сельское поселение, отработанный карьер рудника «Средний».

В случае отсутствия у муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» денежных средств, субсидиарную ответственность возложить на учредителя предприятия - администрацию городского округа город Воронеж.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Судья: