Дело № г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Семилуки ДД.ММ.ГГГГ Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В., при секретаре Колесниковой Е.М., с участием прокурора Семилукского района Василенко М.М., представителя ответчика МУК «Новосильский Дом культуры села Новосильское Семилукского муниципального района Воронежской области» Ивановой Р.Е., представителя ответчика администрации Новосильского сельского поселения по доверенности Чупахина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Семилукского района в интересах неопределенного круга лиц к МУК «Новосильский Дом культуры села Новосильское Семилукского муниципального района Воронежской области» и администрации Новосильского сельского поселения о понуждении к исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Семилукского района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что прокуратурой района на основании плана работы на первое полугодие 2011 г. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в деятельности учреждений, организующих проведение культурно-массовых мероприятий, в частности, МУК «Новосильский Дом культуры села Новосильское Семилукского муниципального района Воронежской области». В ходе проверки было установлено, что при организации проведения культурно-массовых мероприятий в здании МУК «Новосильский Дом культуры села Новосильское Семилукского муниципального района Воронежской области» принимаются недостаточные меры по обеспечению антитеррористической защищенности населения. Кроме того, имеют место нарушения правил пожарной безопасности - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и план эвакуации людей при пожаре. Просит обязать МУК «Новосильский СДК» устранить нарушения пожарной безопасности, а именно: оборудовать помещения здания учреждения автоматической пожарной сигнализацией, разработать план эвакуации людей в здании учреждения в соответствии с требованиями ГОСТа за счет собственных, а при их недостаточности - за счет средств бюджета администрации Новосильского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию Новосильского сельского поселения обеспечить финансирование работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор Василенко М.М. поддержала заявленные требования. Представитель ответчика МУК «Новосильский СДК» Иванова Р.Е. исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что с выявленными нарушениями они полностью согласны, меры по устранению нарушений уже принимаются, но для их полного устранения потребуется дополнительное финансирование из бюджета администрации поселения. Представитель ответчика администрации Нововсильского сельского поселения по доверенности Чупахин А.В. иск признал и пояснил, что часть денежных средств на устранение нарушений уже выделено, работы начаты. В установленный срок, то есть до 2012 г. они смогут поставить автоматическую пожарную сигнализацию. Представитель третьего лица Отдела ГПН по Семилукскому району в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 2.3. Устава МУК «Новосильский СДК», утвержденного постановлением главы Новосильского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, к предметам деятельности учреждения относятся, в том числе проведение культурно-массовых мероприятий. С учетом указанных обстоятельств особую актуальность приобретают вопросы пожарной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения. Статьей 2 Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму в РФ» предусмотрено, что противодействие терроризму в РФ основывается, в том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. 05.10.09 г. Президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в РФ, согласно которой целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основными задачами противодействия терроризму, согласно данной Концепции, являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, а также обеспечение безопасности граждан. Вместе с тем, в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что при организации проведения культурно-массовых мероприятий в здании МУК «Новосильский СДК» принимаются недостаточные меры по обеспечению антитеррористической защищенности населения. Кроме того, статьей 37 Федерального закона от 21.12.94 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Приказом МЧС России от 25.03.09 г. № 175 во исполнение положений Федерального закона от 27.12.02 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также постановления Правительства РФ от 19.11.08 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» утвержден Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Пунктом А.10. приложения к названному Своду правил «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» предусмотрено, что здания и помещения административного и общественного назначения независимо от площади должны быть оснащены системой автоматической пожарной сигнализации. ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по Семилукскому району проводились мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в деятельности ДК <адрес>, являвшегося на тот момент структурным подразделением администрации поселения. В результате надзорных мероприятий было установлено, что в здании дома культуры, в нарушение указанных выше требований, автоматическая пожарная сигнализация отсутствует. Кроме того, в нарушение пункта 16 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС России от 08.06.03 г. № 313, план эвакуации людей в здании дома культуры не соответствовал требованиям ГОСТа. По результатам указанной проверки директору ДК <адрес> выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ создано МУК «Новосильский сельский Дом культуры села Новосильское Семилукского муниципального района <адрес>» (сокращенное наименование: МУК «Новосильский СДК»), о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. МУК «Новосильский СДК» администрацией поселения передано соответствующее здание дома культуры. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с инспектором ОГПН по <адрес> вновь было проверено соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации МУК Новосильский СДК» здания дома культуры. Результаты проверки показали, что нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проведенной в 2005 году проверки, до настоящего времени не устранены. Суд считает обоснованными доводы прокурора о том, что ситуация, при которой здание МУК «Новосильский СДК», в котором проводятся культурно-массовые мероприятия, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, может повлечь гибель значительного числа граждан в случае совершения террористического акта. Эксплуатация названного учреждения при наличии выявленных нарушений не отвечает основной цели Концепции противодействия терроризму в РФ — то есть защите личности от террористических актов. Пунктами 7.1, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в границах поселения и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Статья 38 Федерального закона от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Согласно нормам пункта 2 статьи 120 ГК РФ, действовавшим до 01.01.11 г., бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. С 01.11.11 г. вступили в силу изменения, внесенные в пункт 2 статьи 120 ГК РФ Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которым собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Вместе с тем, пунктом 12 статьи 33 Федерального закона № 83-ФЗ предусмотрено, что положения пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2011 года. Указанные в заявлении правоотношения, связанные с нарушением законодательства в сфере пожарной безопасности, а также законодательства в сфере профилактики терроризма, возникли до 01.01.11 г., следовательно, при регулировании названных отношений положения пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона № 83-ФЗ) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются. Согласно пункту 1.5 Устава МУК «Новосильский СДК», учредителем и собственником имущества МУК «Новосильский СДК» является администрация Новосильского сельского поселения, следовательно, данное публично-правовое образование несет субсидиарную ответственность по обязательства учреждения. Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности МУК «Новосильский СДК» в период проведения культурно-развлекательных мероприятий угрожает жизни и здоровью значительного числа граждан (неопределенного круга лиц). При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать МУК «Новосильский СДК» устранить нарушения пожарной безопасности, а именно: оборудовать помещения здания учреждения автоматической пожарной сигнализацией, разработать план эвакуации людей в здании учреждения в соответствии с требованиями ГОСТа за счет собственных, а при их недостаточности - за счет средств бюджета администрации Новосильского сельского поселения в срок до 30.12.12 года. Обязать администрацию Новосильского сельского поселения обеспечить финансирование работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней. Судья: