решение о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на получение МСК



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Семилуки 25 мая 2011 года.

Судья Семилукского районного суда Воронежской области Волотка И. Н.,

при секретаре - Ягодкиной В.М.,

с участием истца – Белявцевой И.Е.,

представителя по доверенности ответчиков Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, по Семилукскому району - Гладневой М.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белявцевой Ирины Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области и ГУ Уравлению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать его,

УСТАНОВИЛ:

Белявцева в иске ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын - БВА, что подтверждается свидетельством о рождении. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился второй ребенок, что подтверждается справкой о рождении , выданной отделом ЗАГС Семилукского района. Свидетельство о рождении ребенка не выдавалось, поскольку он родился мертвым. ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в ГУ УПФ РФ по Семилукскому району о необходимости оформления сертификата на материнской капитал. В выдаче сертификата ГУ УПФ РФ по Семилукскому району ей было отказано в связи с тем, что не было предоставлено свидетельство о рождении второго ребенка.

Считает данный отказ незаконным, поскольку свидетельство рождении - это документ, подтверждающий факт государственной регистрации такого акта гражданского состояния как рождение, а не факт самого рождения. Документом, подтверждающим факт рождения является медицинское свидетельство.

В связи с чем, просит признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по Семилукскому району Воронежской области в удовлетворении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать ГУ УПФ РФ по Семилукскому району выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, просит Белявцевой в иске отказать. Пояснила, что согласно ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» он устанавливает меры дополнительной поддержки семьям, имеющим детей. Для получения сертификата, недостаточно факта рождения второго ребенка, необходимо на дату обращения наличие двух и более детей, один из которых родился начиная с 01 января 2007 года. Женщина, родившая второго ребенка после 01 января 2007 года, в случае рождения первого или второго ребенка мертвым, права на получение дополнительных мер государственной поддержки, не имеет. Кроме того, справка о рождении формы N 26 не поименована в перечне документов, установленном Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 873. Для предоставления материнского (семейного) капитала необходимо предоставить именно свидетельство о рождении ребенка, так как оно выступает в качестве одного из основных правоустанавливающих документов, необходимых для предоставления заявителю дополнительных мер государственной поддержки, так как в нормативных актах другие документы не упоминаются.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со свидетельством ДД.ММ.ГГГГ у Белявцевой И.Е. родился ребенок – БВА (л.д. 9).

В соответствии со справкой о рождении , и копией Записи Акта о рождении , выданными Отделом ЗАГС Семилукского района, ДД.ММ.ГГГГ у Белявцевой родился второй ребенок мертвым, что подтверждается медицинским свидетельством о перинатальной смерти от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ СЦРБ им. А.В. Гончарова» (л.д. 10,19) и это истицей не оспаривалось.

ГУ УПФ РФ по Семилукскому району Белявцевой отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. В обоснование решения указали, что согласно п.1 ст.4 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. В соответствии с п.п.8 п.2 ст.4 Закона в регистре должна содержаться информация (сведении) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). При определении права заявителя на выдачу государственного сертификата на МСК наряду с другими документами необходимо принимать только свидетельство о рождении ребенка (либо его дубликат), другие документы, удостоверяющие факт рождения ребенка, для определения права на МСК не рассматриваются (л.д. 13)

Согласно ст. 59 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в дополнение к основным мерам социальной защиты, устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона, право па дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиняя с 1 января 2007 года.

Вместе с тем сам по себе факт рождения у истицы второго ребенка, имея ввиду, что второй ребенок родился умершим, не порождает у истицы право на получение государственного материнского (семейного) капитала. Данный вывод суда основывается на системном и буквальном толковании норм ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Как следует из преамбулы ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В соответствии со ст. 2 того же Закона под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

Таким образом, как следует из названия и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные к уже установленным законодательством РФ меры государственной поддержки семей, предоставляются семьям, имеющим детей.

В соответствие с ч.1 ст.1 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Согласно п. 14 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельств о рождении детей. Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости указания реквизитов свидетельств о рождении детей при включении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр (п.п.8 п.2 ст. 4 закона).

В ст. 23 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) перечислены сведения, которые должно содержать свидетельство о рождении.

Положениями ст.20 данного Закона предусмотрено, что государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка.

В соответствии с приведенной нормой закона, свидетельство о рождении второго ребенка, родившегося ДД.ММ.ГГГГ Белявцевой не выдавалось. По этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно п.п. 1 п. 6 ст. 5 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основаниями для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом.

Из правового смысла положений ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - ст.1,3,4, п.п.1,2 ч.3 ст.7, ч.4 ст.10, следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, при наличии в живых, на момент обращения, первого ребенка и второго рожденного. Целью указанного Закона является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

Данный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что для получения сертификата, предусмотренного ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, необходимо именно наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки.

Признание факта рождения ребенка живым является необходимым условием возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющим детей, - право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребенка живым. Данные выводы содержатся и в Определение Конституционного Суда РФ от 09 ноября 2010 года N 1441-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Флягиной Натальи Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 8 части 2 статьи 4 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и пункта 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Учитывая вышеуказанное законодательство и установленные обстоятельства, суд полагает, что в связи с тем, что у истицы второй ребенок мертворожденный согласно актовой записи, у нее не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законодательством, в связи с чем требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Белявцевой Ирины Евгеньевны к Управлению Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району Воронежской области и ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Воронежской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать его – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено 30 мая 2011 года.