о признании права собственности на квартиру в порядке наследования



Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки ДД.ММ.ГГГГ

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,

при секретаре Колесниковой Е.М.,

с участием представителя истицы Никифоровой Е.К. по доверенности Кузьминовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску

Никифоровой Евдокии Кузьминичны к Мамедову Шахбаддин Мамед оглы о признании права собственности на квартиру в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Никифорова Е.К. обратилась в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее дочь А., после смерти которой открылось наследство, в том числе на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>. Она является единственной наследницей первой очереди по закону. Истица своевременно обратилась в нотариальную контору и ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на вышеуказанную квартиру. После этого она обратилась в Управление Росреестра по <адрес> для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, однако получила отказ, поскольку наследодатель при жизни после покупки квартиры у Мамедова Ш.М. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировала свое право собственности на указанный объект недвижимости. Кроме того, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним уже содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности на квартиру за другим лицом – Мамедовым Ш.М. В настоящее время истица лишена возможности иным способом узаконить свои права, поэтому просит суд признать за ней право собственности на <адрес> общей площадью 39,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.

Истица Никифорова Е.К. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истицы Никифоровой Е.К. по доверенности Кузьминова А.А. поддержала заявленные исковые требования и пояснила, что Никифорова Е.К. является ее родной матерью, умершая А. – родной сестрой. В 2001 г. сестра купила спорную квартиру у Мамедова Ш.М., деньги оплачены были полностью, после чего Мамедов Ш.М. передал квартиру сестре, сам уехал из села. В данной квартире с 2001 г. проживали мать с сестрой, они были там зарегистрированы. Сестра сильно болела, поэтому своевременно не зарегистрировала свое право собственности, в настоящее время мать не может узаконить свои наследственные права, других наследников первой очереди нет, поэтому просит суд признать за Никифоровой Е.К. право собственности на спорную квартиру.

Ответчик Мамедов Ш.М. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав представителя истицы, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

ДД.ММ.ГГГГ умерла А. (л.д. 8).

Истица Никифорова Е.К. является матерью А. и наследницей первой очереди по закону (л.д. 21).

В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.

Как следует из представленных суду документов, наследницей, в установленном законом порядке принявшей наследство после смерти А., является ее мать Никифорова Е.К., которой выдано свидетельство о праве на наследство по закону на <адрес> селе Н. Ведуга по <адрес> (л.д. 21).

В соответствии со ст. ст. 1153-1154 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. При этом наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Семилукским отделом Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Никифоровой Е.К. было отказано в государственной регистрации права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, поскольку имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными - в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ними уже содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности на квартиру за другим лицом – Мамедовым Шахбаддин Мамед оглы (л.д. 16-19).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ А. приобрела у Мамедова Ш.М. <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 14).

На основании указанного договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт приема-передачи квартиры (л.д. 15).

Согласно справке БТИ Семилукского района Воронежской области, собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, является А. (л.д. 9-11).

Допрошенный в судебном заседании свидетель К. суду показал, что Никифорова Е.К. доводиться ему тещей. С 2001 г. она проживала вместе со своей дочерью А. в с. Н. Ведуга. А. купила квартиру у Мамедова Ш.М., расчет за квартиру был произведен полностью, Мамедов передал квартире Людмиле и уехал из села, претензий по поводу квартиры он никаких не предъявлял.

Согласно ст. ст. 131, 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации; право собственности у приобретателя недвижимости возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого помещения подлежит государственной регистрации и считает заключенным с момента такой регистрации.

Таким образом, в данном случае законом установлена обязательность государственной регистрации, как самого договора купли-продажи (сделки), так и перехода права собственности на объект недвижимости (квартиру).

Из представленных суду свидетельств о государственной регистрации права следует, что государственная регистрация сделки – договора купли-продажи и переход права собственности на <адрес>, с. Н. Ведуга от продавца к покупателю сторонами до настоящего времени не произведены, собственниками указанной выше квартиры значится Мамедов Ш.М. (л.д. 16).

Вместе с тем, судом установлено, что спорная квартира была передана продавцом Мамедовым Ш.М. покупателю А., что подтверждено актом приема-передачи, подписанным сторонами.

Оценивая вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу, что сделка – договор купли-продажи квартиры - сторонами исполнена, таким образом, спорная квартира перешла на праве собственности к покупателю А. и входит в состав наследственного имущества, оставшегося после ее смерти.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Никифоровой Е.К. законными и обоснованными, принятие ею наследства является основанием для признания за истицей права собственности на наследственное имущество. Кроме того, суд считает необходимым погасить запись о регистрации права собственности на спорную квартиру в отношении прежнего собственника Мамедова Ш.М.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Никифоровой Евдокией Кузьминичной право собственности на <адрес> площадью 39,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Данное решение является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности Мамедова Шахбаддин Мамед оглы на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Судья: