Решение по иску прокурора о понуждении к исполнению законодательства в сфере безопасности дорожного движения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 15 июня 2011 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Котляровой Р.И.,

с участием прокурора Василенко М.М.,

представителя ответчика - администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района по доверенности Строковой Н.В.,

представителя третьего лица - ОВД по Семилукскому муниципальному району по доверенности Саввина А.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Семилукского района к администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района о понуждении к исполнению законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Семилукского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что от жильцов домов по <адрес> поступила коллективная жалоба о ненадлежащем состоянии дорожной сети на территории города. В ходе проводимой прокуратурой района проверки установлено несоответствие отдельных участков автомобильных дорог города предъявляемым требованиям. Органом, уполномоченным на осуществление деятельности по содержанию дорог местного значения на территории г. Семилуки, является администрация городского поселения. В результате несоответствия участков дорог установленным требованиям создается опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, их безопасность не обеспечивается в достаточной мере. Просит обязать администрацию городского поселения - город Семилуки устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в течение ДД.ММ.ГГГГ месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор Василенко М.М. уточнила заявленные требования и просила обязать администрацию городского поселения - город Семилуки устранить нарушения требований Государственного стандарта и привести дорожную сеть г. Семилуки, а именно участок проезжей части дороги от <адрес>, проезд между домами <адрес> в надлежащее состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., установить дорожные знаки <данные изъяты> на пешеходном переходе у <адрес> и дорожный знак <данные изъяты> слева от <адрес> с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района по доверенности Строкова Н.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, суду подтвердила, что отмеченные участки дорог находятся в ненадлежащим состоянии, однако была не согласна с тем, что администрация поселения не принимает никаких мер по обеспечению соответствия дорожной сети города установленным требованиям. На содержание автомобильных дорог в ДД.ММ.ГГГГ г. выделено <данные изъяты> тыс. руб. Кроме того, ежегодно проводится ямочный ремонт дорог, в отдельных местах с полной заменой асфальтового покрытия. Администрацией города принимаются все возможные действия по приведению дорог города в надлежащее состояние в пределах выделенных денежных средств. В этом году планируется провести ремонт указанных дорог, за исключением улиц <адрес> проезда между домами по <адрес> и домами по <адрес> Считает, что размер городского бюджета не позволит устранить все выявленные нарушения в данный срок.

Представитель третьего лица ОВД по Семилукскому муниципальному району по доверенности Саввин А.И. суду пояснил, что при проведении повседневного надзора на территории города Семилуки были выявлены нарушения в содержании улично-дорожной сети, установлено, что дорожное покрытие по городу Семилуки требует ремонта, проезжие части имеют многочисленные ямы и выбоины, превышающие по длине <данные изъяты> см, ширине <данные изъяты> см, глубине <данные изъяты> см, что предусмотрено ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий необходимо привести дороги в надлежащее состояние.

Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (ст. 13 данного закона).

Часть 3 ст. 15 закона определяет, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного значения.

Согласно ст. 17 закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Пункт 5 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Так, согласно положениям данной нормы ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221.

Как видно из материалов дела, в ходе проводимой ДД.ММ.ГГГГ комплексной проверки были выявлены отдельные участки дорог на территории города Семилуки, не отвечающие требованиям ГОСТа, а именно

на проезжей части дороги от <адрес> имеются ямы и выбоины, превышающие допустимые размеры (согласно п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, их предельные размеры не должны превышать по длине <данные изъяты> см, по ширине <данные изъяты> см, по глубине <данные изъяты> см);

на пешеходном переходе у дома по <адрес> отсутствуют дорожные знаки <данные изъяты> <данные изъяты> слева от дома № по <адрес> - дорожный знак <данные изъяты> <данные изъяты>

В судебном заседании достоверно установлено, что органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности по содержанию дорог местного значения на территории г. Семилуки, является администрация городского поселения - город Семилуки.

Как пояснил суду представитель ОВД по Семилукскому району по доверенности Саввин А.И., в адрес главы городского поселения неоднократно направлялась информация о необходимости приведения дорог в надлежащее состояние, однако никаких действенных мер не предпринимается.

Факт нарушения администрацией городского поселения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии (в соответствии с требованиями стандартов) и непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении нашел свое подтверждение в судебном заседании и объективно подтверждается материалами дела. Представитель администрации городского поселения по доверенности Строкова Н.В. также не оспаривала выявленные недостатки, которые бесспорно свидетельствуют о ненадлежащем содержании дорог.

Учитывая, что администрация городского поселения отвечает за состояние дорог г. Семилуки и обязана содержать их в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93, а также принимать необходимые меры по улучшению условий движения транспортных средств на автомобильных дорогах, повышению их технического уровня, пропускной способности и других эксплуатационных показателей, осуществляя в этих целях необходимые работы по ремонту автомобильных дорог, суд приходит к выводу, что выявленные недостатки указывают о непринятии органом местного самоуправления мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.

Таким образом, в результате несоответствия участков дорог установленным требованиям создается опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, т. к. их безопасность не обеспечивается в достаточной мере.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Семилукского района является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области устранить нарушения требований Государственного стандарта и привести дорожную сеть г. Семилуки, а именно, участок проезжей части дороги от <адрес>, в надлежащее состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.,

установить на пешеходном переходе у дома № по <адрес> дорожные знаки <данные изъяты> слева от дома № по <адрес> - дорожный знак <данные изъяты> в течение ДД.ММ.ГГГГ месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Судья