о назначении досрочной пенсии



Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 26 июля 2011 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Лесничевской Е.В.,

при секретаре Колесниковой Е.М.,

с участием истицы Д.Т.Н.,

представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области по доверенности Г.М.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску

Д.Т.Н. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Семилукскому району о назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Д.Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, по тем основаниям, что она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в учреждениях здравоохранения и имеет право на досрочную пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ по Семилукскому району с заявлением о назначении пенсии, но ей было отказано, поскольку из ее специального стажа исключили периоды нахождения на курсах повышения квалификации и время работы медицинской сестрой в терапевтическом отделении <данные изъяты> Считает данное решение незаконным, просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж спорные периоды работы и назначить ей досрочную пенсию с даты первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Д.Т.Н. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Семилукскому району по доверенности Г.М.Б. иск не признала и пояснила, что включение в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, времени нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено Правилами исчисления периодов работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.02 г., а работа в ТМО не предусмотрена Правилами № 1066 от 22.09.99 г. При исключении из специального стажа Д.Т.Н. данных периодов у нее не имеется требуемого 25-летнего стажа медицинской деятельности. В связи с чем, решение ГУ УПФРФ считает законным и обоснованным, в иске Д.Т.Н. просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно трудовой книжке, Д.Т.Н. работает в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10).

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району от ДД.ММ.ГГГГ из специального стажа Д.Т.Н. исключены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации и время работы <данные изъяты> <данные изъяты> и в назначении досрочной пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа (л.д. 11-15).

В соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 30.12.08 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Суд не может признать состоятельными доводы представителя ответчика о том, что время работы Д.Т.Н. в должности <данные изъяты> <данные изъяты> не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку учреждение не предусмотрено Правилами № 1066 от 22.09.99 г.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.02 г. утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии п. 6 указанных Правил работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях ТМО засчитывается в специальный стаж.

Исключая из специального стажа Д.Т.Н. время работы в ТМО, ответчик ссылается на действовавшие на тот момент Списки, согласно которым работа в ТМО как льготный стаж не предусматривалась.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что только Правительство РФ решает, следует ли отнести ту или иную медицинскую должность к тем должностям, работа в которых засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии; несостоятельны утверждения ответчика и о том, что в случае, если занимаемая должность или наименование учреждения не соответствуют принятым Правительством РФ спискам или правилам, право на указанную пенсию не возникает.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 06.03.03 г. № 107-0, из содержания п. 2 ст. 27 (аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 28) Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, устанавливать пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении названных полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразование ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Суд общей юрисдикции – в случае, если при разрешении конкретного дела придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства РФ, - вправе принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Списки и Правила, на которые ссылается представитель ответчика, существовали в трех редакциях: от 06.09.91 г., где право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности; в редакции от 22.09.99 г. и от 29.10.02 г., где имелся уже перечень наименований должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Толкование данных актов, как позволяющих не включать время выполнения определенной работы в специальный стаж на том основании, что эта работа не включалась в ранее действовавший Список, создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.

Как следует из представленной суду справки МУЗ <данные изъяты>, данное медицинское учреждение переименовывалось неоднократно, вместе с тем, функциональное назначение данного учреждения не изменялось.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на пенсионное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Суд считает, что изменение наименования лечебного учреждения не может повлиять на конституционное право Д.Т.Н. на пенсионное обеспечение.

Кроме того, указанным выше решением из специального стажа Д.Т.Н. исключены периоды нахождения на ее курсах повышения квалификации. Как пояснила суду Д.Т.Н., курсы повышения квалификации проходили на базе областной клинической больницы. Для медицинских работников повышение квалификации с периодичностью в пять лет является обязательным, после обучения выдается сертификат, присваивается категория, что дает право заниматься лечебной деятельностью. В период нахождения на курсах повышения квалификации за нею сохранялась заработная плата, из которой производились все предусмотренные законом отчисления, на курсы она направлялась на основании приказа главного врача.

Исключая из специального стажа данные периоды, ответчик ссылается на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.02 г., которые, по его мнению, содержат исчерпывающий перечень периодов, включаемых в специальный стаж. Данное утверждение ответчика противоречит п. 1 указанных Правил, который носит отсылочный характер. Вместе с тем, п. 5 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья предусмотрена обязанность медицинских работников повышать квалификацию, с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач по охране здоровья населения. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационный категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и выплачивается средняя заработная плата по основному месту работу. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

У суда нет оснований сомневаться в показаниях Д.Т.Н. о том, что во время нахождения на курсах повышения квалификации ей начислялась заработная плата по основному месту работы, и производились все необходимые удержания; факт прохождения курсов повышения квалификации подтверждается представленными суду свидетельствами.

С учетом изложенного суд считает, что, исходя из принципа социальной справедливости, период работы Д.Т.Н. в должности <данные изъяты> и периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации должны засчитываться в специальный стаж как работа, связанная с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения.

При включении в специальный стаж Д.Т.Н. указанных спорных периодов ее работы, специальный стаж будет составлять более 25 лет, что является достаточным для назначения досрочной пенсии, поскольку ее трудовая деятельность проходила в сельской местности.

При таких обстоятельствах, решение ГУ УПФ РФ по Семилукскому району об отказе Д.Т.Н. в назначении досрочной пенсии нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, Д.Т.Н. в установленном законом порядке обращалась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако спорные периоды были исключены из ее специального стажа необоснованно, что повлекло отказ в назначении пенсии, в связи с чем, суд считает необходимым в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» обязать ответчика включить в специальный стаж Д.Т.Н. спорные периоды и назначить ей пенсию с даты первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Семилукскому району включить в специальный стаж Д.Т.Н., дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, время работы в должности <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Семилукскому району назначить Д.Т.Н. досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Вороне6жский областной суд в течение десяти дней.

Судья: