решение о признании незаконным действий по начислению корректировки за холодное водоснабжение



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Семилуки 15 августа 2011 года.

Судья Семилукского районного суда Воронежской области Волотка И.Н.,

при секретаре – Ягодкиной В.М.,

с участием истца – помощника прокурора Семилукского района Лункина В.А.,

представителя ответчика по доверенности – ООО «УРЭП» Авдеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданские дела по иску прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Управляющее ремонтно - эксплуатационное предприятие» по порядку начисления корректировки за холодное водоснабжение в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГК РФ, ссылаясь на то, что им проведены проверки по многочисленным обращениям жителей городского поселения - город Семилуки о нарушении их прав ООО «УРЭП» при расчетах за услугу «холодное водоснабжение», в ходе которых установлено, что с января 2011 года в домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, в которых часть жилых помещений оборудована индивидуальными приборами учета, ООО «УРЭП» производит корректировку платы за услугу «холодное водоснабжение» только тем собственникам, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета. В результате таких корректировок плата за услугу «холодное водоснабжение» для собственников жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, значительно превышает стоимость услуги по нормативу потребления.

Допущенные ООО «УРЭП» нарушения при расчетах повлекли массовые обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основополагающими принципами гражданского законодательства, закрепленными в ст. 1 Гражданского кодекса РФ, являются равенство участников регулируемых Кодексом отношений, собственности, свобода договора.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, ст. ст. 30 и 39 ЖК РФ, собственники жилого помещения несут в том числе и бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, в соответствии с законодательством граждане должны оплачивать не только коммунальные ресурсы, потребленные в своей квартире, но и коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В связи с тем, что Правилами четко не определен порядок распределения указанных расходов на потребителей, у которых установлены индивидуальные приборы учета, Министерство регионального развития РФ в соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 разъяснило возможным применять в отношении таких граждан корректировку, предусмотренную п. 19 Правил, т.е. по формуле 4. При этом ежемесячная плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, просит признать действия ООО «УРЭП» по начислению корректировки платы за услуги холодного водоснабжения для граждан, проживающих в жилых помещениях, не оборудованными индивидуальными приборами учета и расположенных в многоквартирных домах, не оборудованными общедомовыми приборами учета - противоправными. Обязать ООО «УРЭП» прекратить совершение данных противоправных действий, произвести перерасчет, исключив из квитанций на оплату услуг ЖКХ незаконно начисленные суммы, а также исключить данные суммы из размера задолженности. Гражданам, уплатившим незаконно начисленные суммы, произвести возврат денежных средств, либо зачесть их в счет оплаты иных услуг. Обязать ООО «УРЭП» производить корректировку платы за услугу холодного водоснабжения в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, всем собственникам жилых помещений, независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета.

В судебном заседании прокурор уточнял заявленные требования, так как Правила №307 частично утратили свое действие в период рассмотрения дела, и окончательно просил суд признать незаконными действия ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» по начислению за период с 01 января 2011 года по 30 июня 2011 года корректировки размера платы за холодное водоснабжение только для граждан, проживающих в жилых помещениях не оборудованных индивидуальными приборами учета в многоквартирных жилых домах, не оборудованными общедомовыми приборами учета.

Представитель истца поддержал заявленные требования, пояснив, что так как, начисление корректировки зависит, в том числе, и от количества граждан зарегистрированных в жилых помещениях (по месту жительства и пребывания), а данные величины не постоянные, то полагает, что их обращение в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц – правомерно.

Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал, пояснив, что Правила содержат формулы с расчетом размера платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета; при оборудовании дома коллективными приборами учета и отсутствии индивидуальных приборов учета.

Однако указанный нормативный акт не содержит формулу, которая определяла бы поря­док расчета размера платы для граждан, проживающих в помещениях, не оборудованных инди­видуальными приборами учета, в домах, где отсутствует общедомовой прибор учета.

В связи с чем, в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, не оборудо­ванных приборами учета, ООО «УРЭП» производит расчет размера платы за холодное водо­снабжение в соответствии с пп. «б» п. 19 Правил (формула 3).

При этом указанный подпункт содержит условие, что применяя формулу № 3, раз в квартал (или раз в год) исполнитель производит корректировку размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пп. 4 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула 4).

Вместе с тем, пункт 16 Правил № 307 предусматривает следующее: при наличии в по­мещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллектив­ных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исхо­дя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Отсылку на примене­ние ежеквартальной корректировки данный пункт не содержит (т.е. на формулу № 4).

Следовательно, осуществлять корректировку в отношении граждан, проживающих в жи­лых помещениях со счетчиками, незаконно.

Корректировку размера платы за услугу холодное водоснабжение ООО «УРЭП» произ­водит только в отношении граждан, проживающих в помещениях, не оборудованных индивидуальны­ми приборами учета также в связи и со следующим.

С 27 ноября 2009 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ (далее Закон), который обязывает собственников помещений оборудовать свои квартиры индивиду­альными приборами учета, а многоквартирные дома - коллективными (общедомовыми) прибо­рами учета потребляемых коммунальных ресурсов и ввести эти приборы в эксплуатацию до 1 января 2012 года (ч. 5 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ).

Также указанный Закон устанавливает, что до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществ­ляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ. При этом указанные расчетные спосо­бы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулиро­вать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энерге­тических ресурсов.

Начисление корректировки платы за услугу холодного водоснабжения в многоквартир­ных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, всем собственникам жилых помещений, независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета, по­влечет массовые действия со стороны граждан по проведению демонтажа индивидуальных счетчиков, что как следствие, нарушит требование Закона.

Действия ООО «УРЭП» по начислению корректировки платы в отношении граждан, проживающих в квартирах без приборов учета, стимулирует последних к установке счетчиков, как того и предписывает указанный Закон, и кроме того, правильность данных действий подтверждается разъяснением Министерства Регионального Развития Российской Федерации, данными в письме №2478-РМ/07 от 13 февраля 2007 года о применении п.38 Правил.

Выслушав стороны, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению, так как согласно свидетельств и устава, ООО «УРЭП» является юридическим лицом и осуществляет, в том числе управление эксплуатацией жилого фонда (л.д. 32-35).

Решением №284 от 15 июля 2009 года Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки из муниципальной собственности исключены многоквартирные жилые дома, согласно приложения, и переданы в управление ООО «УРЭП» (л.д. 36-40).

Из договора от 01 января 2006 года и дополнительного соглашения к нему от 30 декабря 2010 года между ООО «Производственно-технический центр» (далее ОО «ПТЦ») и ООО «УРЭП» следует, что с 01 января 2011 года расчет количества полученной холодной воды при отсутствии общедомового прибора учета определяется в соответствии с действующими на территории города Семилуки нормативами потребления коммунальных услуг, при этом объем водоотведения, принимается равным объему водопотребления (л.д. 41-45).

Согласно справки ООО «УРЭП» на момент рассмотрения дела, 151 дом находящийся в его управлении, не оборудован общедомовым прибором учета, при этом в них находится 4712 квартир с 9866 гражданами зарегистрированными по месту жительства и 196 – по месту пребывания, а также в них отсутствуют индивидуальные приборы учета в 2958 квартирах на 5555 человек, присутствуют – в 1701 квартире на 4080 человек (л.д. 46-47).

Из сообщений ООО «УРЭП» следует, что с 01 января по 30 июня 2011 года в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета для граждан, имеющих индивидуальные приборы учеты размер платы за холодное водоснабжение определялся по п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), а для не имеющих – по п. 19 Правил.

Корректировка размера платы за холодное водоснабжение п.п.4 п.1 Приложения №2 (формула №4) к Правилам применялась ООО «УРЭП» лишь на лиц, не имеющих индивидуальных приборов учета (л.д. 6-7,48).

Согласно протокола от 19 мая 2011 года совещания в администрации Семилукского района и представленных суду материалов, были доложены результаты прокурорской проверки и к прокурору Семилукского района от должностных лиц района поступило предложение об обращении в суд с исковым заявлением по вопросу законности начисления корректировки ООО «УРЭП» лишь на граждан, не имеющих индивидуальных приборов учета при отсутствии общедомовых (л.д. 8-9, 10-15, 16-17, 18-19).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском за защитой, в том числе интересов неопределенного круга лиц, что суд полагает, имеет место при данных обстоятельствах, так как количественный и именной состав проживающих лиц в квартирах не оборудованных индивидуальными приборами учета в многоквартирных дома при отсутствии общедомового прибора учета постоянно меняется в силу естественных причин, прибытия – убытия, установки приборов учета и подобного.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе и плату за холодное горячее водоснабжение, при этом ее размер рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.

Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Пункт 7 Правил четко предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) в том числе холодной воды, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей (то есть общедомового счетчика), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом общий объем (количество) потребленной холодной воды, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил, то есть законодатель предусмотрел порядок расчета размера платы в случае отсутствия общедомового прибора учета и не оборудовании всех помещений (жилых и не жилых) приборами учета.

Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе и для холодного водоснабжения - в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения N 2 к указанным Правилам.

При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с пп. 4 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам (пп. «б»).

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что с 01 января 2011 года между ООО «ПТЦ» как ресурсоснабжающей организацией и ООО «УРЭП» как управляющей организацией, действует дополнительное соглашение о расчете количества полученной холодной воды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с действующими на территории города Семилуки нормативами потребления коммунальных услуг, при этом объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.

По пояснениям представителя ООО «УРЭП», у граждан, имеющих индивидуальные приборы учета, отсутствуют прямые договора с ООО «ПТЦ» как с ресурсоснабжающей организацией о предоставлении холодного водоснабжения, им ООО «УРЭП» какую – либо корректировку размера платы за холодное водоснабжение с 01 января по 30 июня 2011 года не производило.

Сам размер платы за холодное водоснабжение ООО «УРЭП» определяет для лиц, с индивидуальными приборами учета в домах не оборудованных общедомовым прибором учета по п. 16 Правил, а без – по п. 19 Правил, в том числе и только на последних производит начисление корректировки размера платы за холодное водоснабжение по пп. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам (формула №4).

Вместе с тем в данной формуле имеются следующие данные необходимые для расчета: - размер платы за потребленный в многоквартирном доме коммунальный ресурс - холодную воду, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем; - общий размер платы соответственно за холодное водоснабжение во всех жилых помещениях жилом доме и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.); - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме (кв. м); - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме, то есть в нее включена площадь и нежилых помещений, а также расчетный размер платы за потребление холодной воды сделанный ресурсоснабжающей организацией и фактический размер оплаты во всех жилых и нежилых помещениях (в помещениях, где установлены приборы учета – соответственно по ним), а также не выделяются квартиры (помещения) имеющие или не имеющие индивидуального прибора учета, в связи с чем, начисление корректировки по данной формуле только на граждан, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета при отсутствии общедомового счетчика суд полагает в рассматриваемый период - необоснованным.

На это указывают и положения ст. 30, 39 ЖК РФ, ст.210 ГК РФ, согласно которых собственники жилого помещения несут, в том числе и бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, даже если все помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учета, то их суммарные показания всегда будут меньше показаний общедомового прибора учета из-за потерь во внутридомовых инженерных сетях и расходов ресурсов на общие домовые нужды, что подтверждают и формулы расчетов в п.2,3 Приложения № 2 Правил, которые предусматривают варианты - наличия в доме только общедомового прибора учета и полном отсутствии индивидуальных приборов учета; при наличии общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета во всех или части помещений.

ООО «УРЭП» суду не смогло представить бесспорных доказательств того, что в домах, не оборудованных общими приборами учета, отсутствуют нежилые помещения, потери в общедомовых инженерных сетях, а также фактический отбор холодной воды на общедомовые нужды (ссылка, что таковые точки отбора не предусмотрены проектом – несостоятельна, так как результаты фактического объективного контроля эксплуатирующей организацией в этой части на дату рассмотрения дела не представлены).

Несостоятельны ссылки ООО «УРЭП» на разъяснения Министерства Регионального Развития Российской Федерации, якобы данные по спорному вопросу в письме №2478-РМ/07 от 13 февраля 2007 года о применении п.38 Правил, в котором прямо порядок исчисления именно корректировки размера платы за холодное водоснабжение при отсутствии общедомового прибора учета и наличии частично индивидуальных приборов учета с указанием, что в этом случае таковая начисляется лишь на граждан, у которых они отсутствуют – не приводится.

В данном письме лишь разъясняется, что Порядок расчета платы (но не корректировки) за коммунальные услуги в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета устанавливают следующие положения Правил: при наличии только коллективных (общедомовых) приборов учета - пункт 21 Правил; при наличии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - пункты 16, 28, 29 Правил; при наличии и коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета - пункт 23 Правил, указание на вариант, когда отсутствует общедомовой прибор учета и частично установлены индивидуальные приборы учета – отсутствует.

Также ссылки ООО «УРЭП» на то, что своими действиями они стимулируют исполнение гражданами требований п.5 ст. 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не состоятельны, так как согласно ему многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены не только индивидуальными приборами учета воды, но и коллективными (общедомовыми) приборами учета.

Указанный Закон в ст. 2 имеет своей целью создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а это невозможно без установки как общедомового, так и индивидуальных приборов учета во всех помещениях многоквартирного дома, на что он и направлен, установка лишь индивидуальных приборов учета и только в жилых помещениях собственниками, как на то ссылается ответчик, по вышеуказанным обстоятельствам эту цель в полном объеме не достигает.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (Опубликованы «Собрание законодательства РФ», 30 мая 2011, № 22, ст. 3168, «Российская газета», № 116, 01 июня 2011) внесены изменения в действия Правил №307, в частности изложен в новой редакции п.п.3 п.1, исключен п.п. 4 п.1 Приложения № 2, в связи с чем, истцом изменены требования, так как отпали сами основания применения оспариваемой корректировки - она была исключена из правил расчета, вместе с тем нарушение прав неопределенного круга лиц ООО «УРЭП» в период с 01 января по 30 июня 2011 года, а именно граждан, проживающих в жилых помещениях без индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовым прибором учета, выразившееся в незаконном начислении лишь на них корректировки размера платы за холодное водоснабжение - подлежит защите, а требования прокурора – удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Семилукского района к ООО «Управляющее ремонтно -эксплуатационное предприятие» - удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» по начислению за период с 01 января 2011 года по 30 июня 2011 года корректировки размера платы за холодное водоснабжение только на граждан, проживающих в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета в многоквартирных жилых домах, не оборудованными общедомовыми приборами учета.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней с момента его принятия судом в окончательной форме.

Судья

В соответствии со ст. 199 ГПК мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.