Решение по заявлению об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 21 мая 2012 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Солоповой Н.М.,

с участием прокурора Василенко М.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Семилукского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области в части неприведения положений устава в соответствии с требованиями закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Семилукского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что с внесением соответствующих изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ положения статей 7, 8, 9, 18, 19, 27, 33, 38 Устава Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района не соответствуют требованиям закона. Однако органом местного самоуправления Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района каких-либо мер, направленных на приведение их в соответствие с требованиями закона, не принято, в связи с чем просит признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района по неприведению статей 7, 8, 9, 18, 19, 27, 33, 38 Устава муниципального образования в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор Василенко М.М. дополнила исковые требования и просила признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района по неприведению статей 7, 8, 9, 18, 19, 27, 33, 38 Устава муниципального образования в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязав привести указанные положения Устава поселения в соответствие с федеральным законодательством в ДД.ММ.ГГГГ месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица - Совета народных депутатов Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения заявленных требований не возражают.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ, что вытекает из содержания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Постановлением Совета народных депутатов Латненского сельского совета Семилукского муниципального района от 16.12.2004 г. № 92 утвержден Устав поселения, зарегистрированный в ГУ Минюста по ЦФО 21.12.2005 г.

Решением Совета народных депутатов Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района от 23.04.2010 г. № 7 Устав принят в новой редакции, зарегистрированной в Управлении Минюста по Воронежской области 15.06.2010 г.

Указанный нормативно-правовой акт разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и определяет правовой статус муниципального образования, перечень вопросов местного значения, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

В настоящий Федеральный закон были внесены изменения, затрагивающие, в том числе, вопросы местного значения муниципального образования, в связи с чем отдельные положения Устава поселения не соответствуют требованиям закона.

В частности, Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в новой редакции изложен пункт 19 и пункт 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, согласно которым к вопросам местного значения относятся:

утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.

Согласно изменениям, внесенным в пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 18.12.2011 г., расширены права органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений.

В частности, в соответствии со статьей 2 данного Закона органы местного самоуправления поселений имеют право на оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ в Уставе муниципального образования должны быть определены органы, уполномоченные на осуществление муниципального контроля на территории поселения.

Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 361-ФЗ внесены соответствующие изменения в статью 27 Федерального закона № 131-ФЗ (территориальное общественное самоуправление), закрепляющие новые требования, установленные по правомочности собрания граждан и конференции граждан по вопросам местного значения. Так, собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления правомочна, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 361-ФЗ в статью 28 Федерального закона № 131-ФЗ, на публичные слушания должны вноситься, в том числе, проекты правил благоустройства территорий.

Также Федеральным законом № 361-ФЗ внесены изменения в статью 35 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.11.2011 г. порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. Также на федеральном уровне вместо термина «контрольный орган муниципального образования» закреплено понятие «контрольно-счетный орган муниципального образования».

Изменениями, внесенными Федеральным законом № 361-ФЗ в статью 40 Федерального закона от 06.10.2003 г., расширен перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Полномочия указанной категории лиц прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ.

Однако Советом народных депутатов Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района меры, направленные на приведение статей 7, 8, 9, 18, 19, 27, 33, 38 Устава муниципального образования в соответствие с требованиями закона, не приняты.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение бездействие со стороны Совета народных депутатов Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района, выразившееся в неприведении указанных статей Устава муниципального образования в соответствие с требованиями федерального законодательства, что может негативным образом отразиться на жизнедеятельности данного муниципального образования, поскольку неурегулированными либо регламентированными с нарушением закона остаются вопросы организации благоустройства поселения, требования, предъявляемые к собраниям граждан и конференциям по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, организация проведения публичных слушаний на территории поселения, определение перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, регулирование деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования, закрепление перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочии на постоянной основе.

С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области по неприведению статей 7, 8, 9, 18, 19, 27, 33, 38 Устава муниципального образования в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать Совет народных депутатов Латненского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области привести статьи 7, 8, 9, 18, 19, 27, 33, 38 Устава муниципального образования в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение ДД.ММ.ГГГГ месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья