о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ



Дело №5-19/10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

гор. Семилуки 19 апреля 2010 года

Судья Семилукского районного суда Воронежской области Волотка И. Н.,

с участием: представителей управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области по доверенности – Маликовой Л.А, Елисеевой Е.Л.,

представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ЗАО «Воронеж -ТБО» генерального директора Сорокина С.В., защитника – адвоката Кудрявцева А. Г, удостоверение № 1517, ордер №36368,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ЗАО «Воронеж-ТБО», расположенного по адресу: Воронежская область, гор. Семилуки, ул. Мурзы, 1 а, ИНН 3628010334, КПП 362801001, ОГРН 1053676515177, зарегистрированного в Межрайонной ИФНС №8по Воронежской области,

УСТАНОВИЛ:

Согласно распоряжения зам.руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области № 1106 от 22 марта 2010 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Маликовой Л.А. проведены внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства ЗАО «Воронеж -ТБО» (далее ЗАО), которыми выявлены нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, которые отражены в протоколе № 001707 от 01 апреля 2010 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, а именно: не устроен перехватывающий нагорный канал над рабочей картой №2 и частично устроен над картой №1, отсутствует легкое ограждение полигона с 3-х сторон, к сооружениям по контролю качества воды не устроены подъездные пути для автотранспорта, отсутствует искусственное освещение рабочих карт, не организован лабораторный контроль по приему отходов, лабораторный контроль за состоянием воздушной среды в 2009 году проводился 2 раза, не установлены переносные сетчатые ограждения у мест разгрузки и складирования ТБО для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке из мусоровоза и перемещаемых бульдозером к рабочей карте, на полигон принимаются отходы на размещение (захоронение) медицинские отходы (перчатки, бахилы, перевязочный материал), обрезки ДВП, обрезки кромочного пластика, отходы профиля МДФ, отходы шпона в нарушении выданной лицензии № ОТ-12-000516 (36) от 17 января 2008 года, рег. №1053676515177, серия АВ №110588 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Не представлен график эксплуатации полигона ТБО составленный на год с указанием номеров участков (карт) на которые складируются отходы. Не проводится промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя грунтом. Грунт для промежуточной изоляции не выбрасывается согласно разработанной и утвержденной технологической схеме эксплуатации полигона от 15 ноября 2007 года. Промежуточная изоляция 2-й карты не проведена. Соблюдения данных требований предусмотрены ст. 11, ч. 1 ст. 22, ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. 3.3, 4.4., 5.1, 4.7, 4.5., 6.1, 6.2, 6.8, 5.3, 5.1 СП 2.1.7. 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а ответственность - ст. 8.2 КоАП РФ.

Деятельность полигона ТБО ЗАО приостановлена на основании протокола № 0000009 от 01 апреля 2010 года о временном запрете деятельности сроком на 5 дней с 08 часов 00 минут 05 апреля 2010 г.

В судебном заседании представители управления Роспотребнадзора по Воронежской, подтвердили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства и нарушения, кроме того, пояснили, что считают, что они существенны и должны повлечь приостановление деятельности ЗАО судом в качестве меры административного наказания, при этом указали, что данное юридическое лицо привлекалось в июне 2009 года к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ – за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании, на повторность нарушения не ссылались. Представители не смогли суду указать объективные причины и доводы, в связи с чем устранение выявленных нарушений возможно лишь при приостановлении деятельности ЗАО, каких – либо объективных данных инструментального, лабораторного или иного контроля, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований повлекли или могли повлечь за собой какие – либо существенные последствия для экологии и населения не представили.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сорокин С.В. и защитник Кудрявцев А.Г. с указанным протоколом об административном правонарушении согласились частично, сводя в основном свои доводы к формальности выявленных нарушений и возможности их устранения без приостановления деятельности. Суду пояснили, что ЗАО имеет санитарно-эпидемиологическое заключение №36.СА.05 000.М.000362.06.06 от 21.06.2006 года выбора и отвода земельного участка под размещение площадки для захоронения остатков от сортировки ТБО, выданное по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы, выбора и отвода земельного участка под размещение площадки для захоронения остатков от сортировки ТБО для ЗАО «Воронеж-ТБО» по адресу: Воронежская обл., Семилукский район, рудник «Средний» (утверждена главным врачом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах»). Непосредственное строительство полигона ТБО выполнено в соответствии с проектом, имеющим положительное санитарно-эпидемиологическое заключение (по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от 25.05.2006 г., утвержденной И.О. главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах»). Полигон ТБО введен в эксплуатацию разрешением №RU36528000-16 от 25.10.2007г., что явилось основанием для последующего получения ЗАО лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов предприятий г. Воронежа и Воронежской области. Перехватывающий нагорный канал (осушительная траншея) на полигоне построен в соответствии с проектом площадки (полигона) по захоронению ТБО с учетом особенности рельефа местности по согласованию с главным архитектором администрации Семилукского муниципального района Воронежской области. В соответствии с режимом эксплуатации полигона освещение рабочих карт не требуется, так как все работы производятся в светлое время суток. В связи с отсутствием в ЗАО собственной лабораторной службы ежемесячно на предприятии создается комиссия, состоящая из уполномоченных специалистов, и проводится тщательное изучение состава поступающих отходов. На 2010 год ЗАО разработана и утверждена новая программа производственного контроля с установленным ежеквартальным отбором проб воздуха. Для осуществления ежеквартального контроля за атмосферным воздухом был заключен соответствующий договор с ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» №141 от 01.02.2010 года. При этом замеры за 1 квартал 2010 года были проведены 25.03.2010 года, т.е. в пределах нормативно установленного срока (до истечения 1 квартала 2010 года). ЗАО имеет в достаточном количестве переносные сетчатые ограждения, применяемые в соответствии с требованиями вышеуказанного нормативного акта в процессе каждой разгрузки и складирования ТБО. ЗАО заключен договор №73/1 с ООО «Проектно - аналитическая лаборатория» на разработку проекта СЗЗ, в настоящее время работа по разработке проекта СЗЗ осуществляется, однако данный процесс требует определенного времени - по условиям договора срок выполнения работ - 31.05.2010 г. ЗАО допускает, что инспектор, во время нахождения на полигоне, среди общего объема принимаемых отходов, могла видеть перчатки, бахилы, обрезки ДВП, обрезки кромочного пластика и т.д., но эти отходы могли поступить на полигон с бытовым мусором от жилищ, т.к. отходы из медицинских учреждений ЗАО не принимаются. Промежуточная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в полном соответствии с содержанием п.5.1. и п.5.2. СП 2.1.7.1038 – 01, представив по каждому пункту письменных пояснений подтверждающие документы.

Свидетель Белогривцева О.В. в судебном заседании показала, что является работником ЗАО и указала контролирующему органу и как отражено в соответствующем графике ту часть полигона, которая использовалась, какой –либо график представитель контролирующего органа при проверке не требовала, письменного запроса не представляла.

Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, судья установил следующее:

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, составлен правомочным должностным лицом и с соблюдением требований, указанных в статьях 28.2 и 28.3 КоАП РФ; он со всеми материалами в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ обоснованно передан в Семилукский районный суд Воронежской области для рассмотрения по существу, порядок привлечения к ответственности самим ЗАО не оспаривался, в протоколе отражены все нарушения и ссылки на законодательные и нормативные акты, которые указаны выше л.д. 3-4, 5-6).

ЗАО зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в налоговом органе л.д. 26-27). В соответствии с протоколом годового общего собрания акционеров ЗАО генеральным директором общества избран Сорокин С. В. л.д. 16-20).

ЗАО имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов л.д. 21-25).

Согласно ст. 1,11,22,32 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, Соблюдение требований санитарного законодательства и производственного контроля обязательны для юридических лиц. Условия и способы хранения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания.

Согласно ст. 3, 12, 26 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года, одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Установлены требования к объектам размещения отходов. В области обращения с отходами осуществляется производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Статьей 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» приняты на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554) утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года и введены в действие на территории РФ.

Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение на юридических лиц штрафа от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, при этом состав правонарушения не требует наступления каких-либо последствий, цель статьи - обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду.

В судебном заседании исследованными документами установлено, а контролирующим органом не доказано, что устройство полигона ТБО не соответствует проектной и регистрационной документации, так как контролирующий орган не является специалистом в области строительства, проектирования и эксплуатации данных сооружений, что его представители не отрицали. Вместе с тем, в ходе своей проверки соответствующего специалиста не привлекал (в части нагорных канав, подъездных путей, освещения, ограждений территории и иных технических решений объекта, более того, согласно п. 4.4. СП 2.1.7.1038-01 легкое ограждение действительно могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м, что контролирующим органом проигнорировано) л.д.186-208,318-329,334-340,341). Представителем ЗАО не оспаривалось, что часть нагорных траншей подлежит приведению в первоначальный вид, после схода таяния снега. На полигоне ЗАО контроль по приему отходов осуществляется только визуально л.д. 276-281), химический лабораторный контроль – отсутствует, что представителем юридического лица не оспаривалось. Отсутствие освещенности рабочих карт суд не может отнести к нарушениям в сфере несоблюдения именно экологических и санитарно-эпидемиологических требований в рамках целей ст. 8.2 КоАП РФ; более того, по руководящим документам полигона работа производится только в светлое время суток л.д. 98), иной факт не зафиксирован. Контролирующим органом не доказано, что промежуточная изоляция отходов грунтом не осуществляется – так как для нее юридическим лицом берется допустимый изоляционный материал, приобретаемый по договору, о чем представлены приходно-расходные, договорные и производственные документы л.д. 43-45, 270-275, 292-317). Инструментальный контроль при этом не осуществлялся надзирающим органом в этом случае, а нарушение выявлено при визуальном осмотре с учетом личного мнения, без ссылок на метрические данные и данные визуальной фиксации в день его выявления. С данным нарушением представитель юридического лица был не согласен, а температура воздуха, объем и расположение мусора, который находился на нерабочей части полигона надзирающим органом в протоколе описан и зафиксирован не был, в связи с чем, на настоящий момент суд не может произвести оценку данного факта. Кроме того, согласно дословно п. 5.1, 5.2 2.1.7.1038-01 промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО. В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта, в качестве изолирующего материала можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мела, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период. ЗАО разработана и выполняется с 2010 года программа производственного контроля с установленным ежеквартальным отбором проб воздуха, о чем представлены договоры и результаты проб л.д. 209-248). Данное нарушение имело место в 2009 году и в том числе за него ЗАО понесло наказание, согласно решения Центрального районного суда от 22 июля 2009 года л.д. 249). Было допущено складирование на момент проверки отходов на участках, не защищаемых переносным сетчатым ограждением. Сам факт непосредственного приема и размещения отходов, не предусмотренных разрешительной документацией, контролирующим органом не зафиксирован, таких документов в делопроизводстве ЗАО не установлено и суду не представлено, однако, вышеуказанный перечень предметов отходов - медицинские перчатки, бахилы, обрезки ДВП, обрезки кромочного пластика и т.д. были выявлены на полигоне, однако их объемы и локализация в протоколе не зафиксированы, к какому классу отходов по степени опасности (всего предусмотрено 5 классов) они отнесены контролирующим органом, не определено и не указано, а представители ЗАО дали пояснения, что они могли поступить и с бытовым мусором, так как с медицинскими организациями и деревообрабатывающими (мебельными) производства у них договоры отсутствуют. В данном случае контролирующий орган ссылается на нарушение ЗАО ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которая является отсылочной к Федеральному закону от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которого подлежит лицензированию только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, вместе с тем, как суд указал выше, каких-либо заключений или указаний в протоколе о принадлежности к данному классу опасности выявленных на полигоне отходов контролирующий орган не представил.

Согласно ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Административным правонарушением признается только противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в действиях ЗАО имеются частично и доказаны нарушения, относящиеся к несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами и указанные в протоколе об административном правонарушении №001707 от 01 апреля 2010 года, подпадающие под нормы ст.1,11, 22,32 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, 12, 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554) утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года и введены в действие на территории РФ, а именно: п.п. 6.1, 6.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 - не организован лабораторный контроль по приему отходов; п. 5.3 СанПИН 2.1.7.1038-01 - не установлены на момент проверки переносные сетчатые ограждения у мест разгрузки и складирования ТБО для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке из мусоровоза и перемещаемых бульдозером к рабочей карте; в связи с чем, ЗАО надлежит признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания ЗАО, как юридическому лицу суд учитывает требования ст. 4.1 КоАП РФ, а именно характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение.

Участниками на наличие, смягчающих или отягчающих административную ответственность ЗАО обстоятельств не указывалось и суд их самостоятельно не усматривает, как и повторности, так как ст. 6.3 и 8.2 КоАП РФ разнородны, относятся к разным главам КоАП РФ.

Кроме того, ст. 3.1, 3.12 КоАП РФ предусматривают, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридического лица. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В данном случае контролирующим органом конкретных доказательств и обстоятельств реальности угрозы для жизни и здоровья людей, причинения (а не возможного причинения, как на то ссылается контролирующий орган) существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды суду не представлено, как и не приведены подкрепленные документально доводы о том, что устранение выявленных недостатков невозможно в процессе деятельности ЗАО.

Кроме того суд принимает во внимание, что решением Семилукского районного суда от 29 марта 2010 года деятельность полигона твердых бытовых отходов Муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронежа по адресу Воронежская область Семилукский район, Девицкое сельское поселение, карьер рудника «Средний» было приостановлено до 20 апреля 2010 года, а он является единственным близлежащим полигоном ТБО, что, безусловно, приведет в случае удовлетворения требований контролирующего органа о приостановлении деятельности ЗАО к более неблагоприятным последствия для окружающей среды л.д. 342-344).

В связи с изложенным суд считает возможным назначить административное наказание в отношении юридического лица - ЗАО «Воронеж - ТБО» в виде административного штрафа в размере 110000 (ста десяти тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 3.1, 3.5,4.1, 8.2, 29.9-29.10,32.2 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - ЗАО «Воронеж-ТБО» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 (ста десяти тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен в течение 30 дней по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Воронежской области (Роспотребнадзор по Воронежской области), р/с №40101810500000010004, в ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области, БИК 042007001, ИНН 3665049192, КБК 14111628000010000140, КПП 366601001, ОКАТО 20401000000.

Квитанция об уплате должна быть предоставлена в суд по адресу: гор. Семилуки, ул. 25 лет Октября, д. 116, каб. №3.

Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья