об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

гор. Семилуки 08 июля 2010 года.

Судья Семилукского районного суда Воронежской области Волотка И. Н.,

с участием - Меликян Н.В., представителя Управления по экологии и природопользованию Воронежской области по доверенности – Гришаевой Я.А.,

рассмотрев жалобу директора ООО «Спутник» Меликян Николая Владимировича на постановление № 90 от 07 мая 2010 года государственного инспектора Воронежской области по охране природы, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Управления по экологии и природопользованию Воронежской области об административном правонарушении в отношении директора ООО «Спутник» по ст. 8.41 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Указанным постановлением Меликян, как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

С данным решением Меликян не согласен и просит его отменить, ссылаясь на то, что 13 января 2010 года в ООО «Спутник» Управлением по экологии и природопользованию была проведена проверка и 27 февраля 2010 года вынесено постановление №33 о его привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, а 07 мая 2010 года вынесено постановление №90 о наложении штрафа за административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ на директора ООО «Спутник» - Меликяна Н.В. При этом, как считает Меликян, при составлении протокола об административном правонарушении Управлением по экологии и природопользованию по Воронежской области были допущены ряд нарушений, а именно: отсутствует приказ либо распоряжение о проведении повторной проверки по фактам нарушения природоохранного законодательства ООО «Спутник»; в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения и событие административного правонарушения. Отсутствует состав правонарушения. При осуществлении ООО «Спутник» хозяйственной деятельности по розничной торговле алкогольными напитками образуются офисные отходы (бумажные коробки и офисный мусор). ООО «Спутник» не размещает отходы потребления, а только складирует (перемещает) их в мусорный контейнер. В Акте проверки Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области не указано, что ООО «Спутник» занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах. Ни в Протоколе о привлечении к административной ответственности, ни в постановлении о наложении административного штрафа не отражено, в чем выражено негативное воздействие на охрану природы, не указано, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природу среду подлежали уплате ООО «Спутник», но не были внесены. Просит постановление №90 от 07 мая 2010 года о наложении на него штрафа отменить, а производство по делу - прекратить.

Представитель Управления по экологи и природопользованию Воронежской области в судебном заседании пояснила, что на основании приказа первого заместителя руководителя управления по экологии и природопользованию была проведена проверка с целью осуществления государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды ООО «Спутник» на предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, которой выявлено, что ООО «Спутник» осуществляет розничную торговлю алкогольной продукцией. Обществом заключен договор на сбор, вывоз и утилизацию бытовых, жидких отходов и мусора №35 от 05 апреля 2008 года с ООО «Управление Латненским жилым фондом», имеется контейнер для сбора твердых бытовых отходов. Выявлены следующие нарушения: общество не представляет сведения по стат.форме 2-ТП (отходы), а также не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду с начала ведения хозяйственной деятельности – с 24 марта 2006 года. Указанные обстоятельства были отражены в составленном по результатам проверки акте от 13 января 2010 года №4. В связи с возвращением Семилукским районным судом дела на новое рассмотрение, в отношении директора ООО «Спутник» был повторно составлен протокол об административной ответственности, выдано предписание. Согласно постановлению №90 от 07 мая 2010 года директор общества привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду с момента ведения хозяйственной деятельности. По сообщению ООО «УЛЖФ» договор №35 от 05 апреля 2008 года по сбору, вывозу и утилизации бытовых, жидких отходов и мусора, заключенный с ООО «Спутник» они признают недействительным, и с момента его заключения вывоз и утилизация бытовых отходов фактически не производилась и оплата не вносилась. То есть ООО «Спутник» является собственником отходов. Таким образом, факт совершения административного правонарушения был установлен, каких-либо документов, свидетельствующих о своевременном внесении платежей за негативное воздействие, представлено не было. Просят признать жалобу необоснованной и в ее удовлетворении отказать.

Выслушав Меликяна, представителя управления по экологии и природопользованию Воронежской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ООО «Спутник» является юридическим лицом, поставлено на учет в налоговом органе, основной вид деятельности – розничная торговля л.д. 48,49).

Директором ООО «Спутник» на основании собрания учредителей от 24 марта 2006 года был избран Меликян Н. В., с которым заключен срочный трудовой договор л.д.50).

Из материалов дела следует, что по результатам проверки природоохранной деятельности был составлен акт в котором выявлены следующие нарушения - не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду в Верхне-Донское управление Ростехнадзора и не предоставляются сведения по стат -форме 2-ТП отходы л.д. 31-32).

26 апреля 2010 года составлен протокол об административном правонарушении № 92 в отношении директора ООО «Спутник» Меликян, в которым отражены выявленные нарушения - не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, а именно – за размещение отходов производства и потребления, в Верхне-Донское управление Ростехнадзора, не предоставляются сведения по стат-форме 2-ТП отходы л.д. 34).

26 апреля 2010 года вынесено предписание №92 об устранении выявленных нарушений в области охраны окружающей среда, в котором ООО «Спутник» обязали зарегистрироваться в Верхне-Донском управлении Ростехнадзора в качестве природопользователя и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки на основании утвержденного расчета платы л.д. 33).

Дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «Спутник» Меликян было рассмотрено 07 мая 2010 года государственным инспектором Воронежской области по охране природы, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, последний признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 5000 рублей л.д. 37).

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрена только ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08июня 2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Из материалов дела не усматривается, что ООО «Спутник» в процессе своей деятельности оказывает воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Как следует из оспариваемого постановления административного органа №90 от 07 мая 2010 года, общество привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения его отходов производства и потребления.

Между тем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах и организациями, имеющими соответствующие лицензии.

В соответствии с Постановлением Росстата от 17 января 2005 № 1 «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», пункт - 2 форму № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» представляют: юридические лица (в том числе являющиеся субъектами малого предпринимательства), включая их обособленные подразделения (далее - юридические лица), в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Перечень конкретных отчитывающихся субъектов хозяйственной деятельности определяется территориальными органами Ростехнадзора.

По сообщению Верхне-Донского управления Ростехнадзора от 30 июня 2010 года ООО «Спутник» не зарегистрировано в Управлении в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления л.д. 64).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Административный орган, рассматривая административное дело, не установил, что деятельность ООО «Спутник» является деятельностью по размещению отходов в смысле указанных Законов и что она носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, иные виды негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды обществу и ее должностным лицам, контролирующим органом в вину не вменялись.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Воронежской области по охране природы, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Управления по экологии и природопользованию Воронежской области №90 от 07 мая 2010 года в отношении Меликян Николая Владимировича как должностного лица – директора ООО «Спутник» в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить, в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.

Судья