РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 8 апреля 2010 года г.Семикаракорск Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Гетмановой Ж.В., С участием помощника прокурора Семикаракорского района Ростовской области Ворониной Э.В., При секретаре Голозубовой Е.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю К, третье лицо КЛ о понуждении совершить определенные действия устранить нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Семикаракорского района обратился в ... суд в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю К, третье лицо КЛ о понуждении совершить определенные действия устранить нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности до Дата обезличена года. В обоснование иска указано, что прокуратурой ... ... проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, на автозаправочной станции (далее - АЗС), расположенной по адресу: ... .... Собственником АЗС, является КЛ, однако последней Дата обезличена года заключён договор аренда автозаправочной станции, в соответствии с которым в качестве арендатора имущества выступает индивидуальный предприниматель К В ходе проверки установлены нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности. В случае дельнейшего бездействия со стороны арендатора АЗС К, выражающегося в непринятии мер по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности, возможно возникновение недопустимых последствий, в том числе связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ на окружающую среду, и нарушений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Помощник прокурора Семикаракорского района Воронина Э.В. исковые требования поддержала, и пояснила, что в ходе проведенной проверки вывялены нарушения требований законодательства РФ о пожарной безопасности. В случае дельнейшего бездействия со стороны арендатора АЗС К, возможно возникновение недопустимых последствий, в том числе связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ на окружающую среду, и нарушений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Не соблюдения требований законодательства РФ о пожарной безопасности, могут повлечь недопустимые последствия в отношении неопределенного круга лиц, жителей местности, и других граждан, находящихся по близости. От представителя ответчика ИП К Л, действующей на основании доверенности от Дата обезличена года поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседание был допрошен в качестве свидетеля Б, который пояснил, что работает дознавателем отделения государственного пожарного надзора по .... В ходе проведенной проверки АЗС вблизи ... выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности, которые могут повлечь за собой необратимые последствия для окружающей среды. Суд выслушав помощника прокурора Семикаракорского района Воронину Э.В., свидетеля Б, исследовав материалы дела приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно договору аренды автозаправочной станции от Дата обезличена года, между КЛ и К заключен договор аренды, по условиям которого арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование АЗС л.д.15-16) В соответствии с п. 3.2. указанного договора аренды, арендатор может производить за свой счёт с разрешения арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества, а также производить за свой счёт профилактику и текущий ремонт имущества, следить за техническим состоянием арендуемого имущества автозаправочного комплекса. Кроме этого, арендатор обязан соблюдать весь комплекс мер противопожарной безопасности, не ухудшать экологической обстановки в расположении арендованного объекта и прилегающих территорий в результате своей хозяйственной деятельности. На основании акта проверки от Дата обезличена года л.д.18-19) на объекте АЗС выявлены следующие нарушения: - не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с приложением № 1 ППБ 01-03. (нарушении ППБ 01-03 п. 6); - в административном здании (диспетчерской) АЗС на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны (нарушение ППБ 01-03 п. 13); - не установлены общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности «Правила применения на территории организации открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ» (нарушение ППБ 01-03 п.14); - отсутствуют распорядительные документы, устанавливающие соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня (нарушение ППБ 01-03 п. 15); - не определён порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (нарушение ППБ 01-03 п.15); - не произведена очистка территории организации, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участков, прилегающих и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п. (нарушение ППБ 01-03 п.21); - отсутствуют металлические шкафы, для хранения в подвешенном виде спецодежды лиц, работающих с маслами и другими ЛВЖ и ГЖ (нарушение ППБ 01-03 п. 48); - допускается обогрев помещения с использованием нестандартного (самодельного) электронагревательного прибора ( нарушение п. 60 ППБ-01-03); - у электрощита размещены (складируются) горючие материалы (нарушение ППБ 01-03 п.п. 3, 60); - здание АЗС не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (нарушение ППБ 01-03 п. 3 НПБ 110-03 п. 17); - отсутствует план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на территории АЗС (нарушение ППБ 01-03 п. 698); - отсутствует план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС (нарушение ППБ 01-03 п. 698); - отсутствует график проведения регламентных работ (нарушение ППБ 01-03 п. 698); - отсутствуют два воздушно-пенных огнетушителя объемом не менее 100л каждый для осуществления операции по наполнению резервуаров АЗС ( нарушение ППБ 01-03 п.724); - перед въездом на территорию АЗС не вывешена схема организации движения по ее территории с маршрутами въезжающего и выезжающего транспорта (нарушение ППБ 01-03. п.752); - в здании операторской на видном месте не вывешены таблички с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса, взрывопожарной и пожарной опасности по ПУЭ; работника ответственного за ПБ, инструкции о мерах ПБ (нарушение ППБ 01-03. п.753); - АЗС не оснащено жесткой буксировочной штангой длинной не менее три метра для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС (нарушение ППБ 01-03 п.758); - при въезде на территорию АЗС не установлен щит с инструкцией регламентирующий меры ПБ для водителей и пассажиров (нарушение ППБ 01-03 п.759); - площадка для автоцистерны с жидким моторным топливом не оборудована отбортовкой высотой не менее 150мм, а также пандусами с пологими бортами площадки для безопасного въезда и выезда автоцистерны (нарушение ППБ 01-03 п.3 НПБ 111-98 п.35). Согласно письма л.д.20), арендодатель КЛ поручает К проводить все необходимые действия по результатам проверки исполнения федерального законодательства, связанного с предупреждением и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69 - ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В ст. 11 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" также закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Статьей 35 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что при размещении сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Деятельность автозаправочной станции по заправке автомобилей топливом, осуществляемая с нарушением правил пожарной безопасности, негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, и может привести к отрицательным результатам. В соответствии со ст. 150 ГК жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В указанном случае, спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В случае дельнейшего бездействия со стороны арендатора АЗС К, выражающегося в непринятии мер по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности, возможно возникновение недопустимых последствий, в том числе связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ на окружающую среду, следовательно нарушения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурором Семикаракорского района представлены достаточные доказательства требований, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению. По делу подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Удовлетворить исковые требования прокурора Семикаракорского района Ростовской области. Обязать арендатора автозаправочной станции, расположенной по адресу: ... ... ... к востоку от автодороги ... индивидуального предпринимателя К устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, и разработать инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с приложением № 1 ППБ 01-03; разметить в административном здании (диспетчерской) АЗС на видных местах таблички с указанием номера вызова пожарной охраны; установить общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности «Правила применения на территории организации открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ»; разработать и утвердить распорядительные документы, устанавливающие соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе регламентирующие порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; произвести очистку территории организации, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участков, прилегающих и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы; установить металлические шкафы для хранения в подвешенном виде спецодежды лиц, работающих с маслами и другими ЛВЖ и ГЖ; прекратить обогрев помещения с использованием нестандартного (самодельного) электронагревательного прибора; убрать горючие материалы, расположенные на электрощите; оборудовать здание АЗС автоматической пожарной сигнализацией; разработать и утвердить план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на территории АЗС, план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, график проведения регламентных работ; обеспечить АЗС двумя воздушно-пенными огнетушителя объемом не менее 100л каждый для осуществления операции по наполнению резервуаров АЗС; разместить перед въездом на территорию АЗС схему организации движения по ее территории с маршрутами въезжающего и выезжающего транспорта; разместить в здании операторской на видном месте таблички с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса взрывопожарной и пожарной опасности, а также с указанием работника ответственного за ПБ, инструкции о мерах ПБ; оснастить АЗС жесткой буксировочной штангой длинной не менее три метра для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС; установить щит с инструкцией регламентирующий меры ПБ для водителей и пассажиров; оборудовать площадку для автоцистерны с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150мм, а также пандусами с пологими бортами площадки для безопасного въезда и выезда автоцистерны, в срок до 1 января 2011 года. Взыскать с индивидуального предпринимателя К в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Председательствующий: