Решение по делу № 2-489/2010 Именем Российской Федерации 30 августа 2010 года г.Семикаракорск Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Курносов И.А., при секретаре Булатове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района к МУ «Администрация Новозолотовского сельского поселения» и Администрации Семикаракорского района о понуждении совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Семикаракорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУ «Администрация Новозолотовского сельского поселения» о понуждении совершить определенные действия, обосновывая исковые требования тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Семикаракорского района, в деятельности Администрации Новозолотовского сельского поселения выявлены нарушения законодательства РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, выразившиеся в (бездействии) неисполнении Администрацией Новозолотовского сельского поселения полномочий, отнесенных ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», к компетенции органов местного самоуправления, а именно в неисполнении полномочий по разработке основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения и по определению размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения. При дальнейшем бездействии Администрации Новозолотовского сельского поселения возможно нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, участников дорожного движения. На основании изложенного, в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», ст.45 ГПК РФ, прокурор просил суд обязать Администрацию Новозолотовского сельского поселения устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а именно разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, а также определить размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил суд обязать Администрацию Новозолотовского сельского поселения разработать нормативный правовой акт, определяющий основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, а также разработать нормативный правовой акт, определяющий размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Семикаракорского района. В судебном заседании помощник прокурора Семикаракорского района Максимова Е.В. отказалась от исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию Новозолотовского сельского поселения разработать нормативный правовой акт, определяющий размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, в связи с добровольным удовлетворением иска ответчиком в данной части, в остальной части исковые требования поддержала, исключив из них указание на срок, в течение которого ответчик обязан разработать нормативный правовой акт, определяющий основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, в обоснование иска сослалась на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и просила суд обязать Администрацию Новозолотовского сельского поселения разработать нормативный правовой акт, определяющий основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения. Судом принят отказ прокурора от иска в указанной части исковых требований и производство по делу в данной части иска прекращено, в соответствии со ст.220 ГПК РФ. Представитель ответчика МУ «Администрация Новозолотовского сельского поселения» Александров О.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск признал с учетом исключения прокурором из исковых требований указания на срок, в течение которого требуется разработать нормативный правовой акт, определяющий основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, ссылаясь на то, что после разработки генерального плана Новозолотовского сельского поселения в разумный срок, требуемый нормативный правовой акт будет разработан. Представитель ответчика Администрации Семикаракорского района Наметышев Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что прокурор не вправе требовать обязать органы местного самоуправления разработать и принять нормативный правовой акт. В случае удовлетворения иска решение суда будет неисполнимо, так как до настоящего времени не разработан генеральный план Новозолотовского сельского поселения, без которого невозможно определить основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, а решение суда не может быть вынесено под условием. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании было установлено, что Областным законом Ростовской области от 15 марта 2007 года № 668-ЗС в муниципальную собственность муниципального образования - «Новозолотовское сельское поселение» переданы 42 дороги местного значения общего пользования, право собственности на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за муниципальным образованием «Новозолотовское сельское поселение», что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права л.д.80-120). В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в числе прочих относятся: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения. Согласно п.6 ст.4 указанного федерального закона на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности. Вместе с тем, в соответствии со ст.14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В пункте 2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ определено понятие территориального планирования, согласно которому территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Согласно ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. Согласно ч.2 ст.18 Градостроительного кодекса РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В судебном заседании было установлено, что между МУ «Администрация Новозолотовского сельского поселения» и МУ «Администрация Семикаракорского района» заключено соглашение о передаче полномочий от 16 декабря 2009 года, согласно которому МУ «Администрация Новозолотовского сельского поселения» передает, а МУ «Администрация Семикаракорского района» принимает на себя часть полномочий по вопросам местного значения в области градостроительства на территории Новозолотовского сельского поселения, в том числе полномочия: по подготовке и утверждению генеральных планов поселения; по подготовке правил землепользования и застройки; по подготовке и утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, что подтверждается копией соглашения л.д.137-140). Администрация Семикаракорского района заключила с ООО «Донской градостроительный центр» муниципальный контракт № 275 от 21 августа 2008 года на разработку генеральных планов городского и сельских поселений Семикаракорского района Ростовской области, что подтверждается копией данного муниципального контракта л.д.147-151). Согласно ответам начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации Семикаракорского района на запросы суда л.д.146, 163) в настоящее время генеральный план Новозолотовского сельского поселения находится на стадии разработки, в связи с отсутствием лимитов финансирования календарный план выполнения работ по разработке указанного генерального плана и порядок их финансирования между заказчиком и исполнителем не согласован, вследствие чего, сообщить предполагаемую дату разработки генерального плана Новозолотовского сельского поселения не представляется возможным. В соответствии с ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы городских и сельских поселений включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: 1) объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа; 2) автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа; 3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа. Согласно ч.4 ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). В соответствии с ч.5 ст.23 Градостроительного кодекса РФ положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя: 1) цели и задачи территориального планирования; 2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения. Согласно ч.7 ст.23 Градостроительного кодекса РФ в целях утверждения генеральных планов осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт (схем). В соответствии с ч.8 ст.23 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию проектов генеральных планов в текстовой форме включают в себя: 1) анализ состояния соответствующей территории, проблем и направлений ее комплексного развития; 2) обоснование вариантов решения задач территориального планирования; 3) перечень мероприятий по территориальному планированию; 4) обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации; 5) перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С учетом положений ст.13 и ст.14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, и указанных выше норм Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что разработать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения в условиях отсутствия разработанного и утвержденного генерального плана поселения не представляется возможным, поскольку планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. При таких обстоятельствах, в соответствии с перечисленными выше нормами права, суд находит исковые требования прокурора Семикаракорского района необоснованными и неподлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд В удовлетворении иска прокурора Семикаракорского района к МУ «Администрация Новозолотовского сельского поселения» и Администрации Семикаракорского района о понуждении совершить определенные действия отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 3 сентября 2010 года. Судья Курносов И.А Решение вступило в законную силу.