Решение по делу № 2-621/2010 о признании права на получение социальных льгот



Решение по делу № 2-621/2010

Именем Российской Федерации

1 сентября 2010 года                              г.Семикаракорск

Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Курносов И.А.,

при секретаре Булатове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермиловой Г.М. к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района о признании права на получение социальной льготы по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, и возложении обязанности произвести начисление и выплату указанных льгот,

УСТАНОВИЛ:

Ермилова Г.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района (далее ДСЗН Администрации Семикаракорского района) о признании права на получение социальной льготы по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, и возложении обязанности произвести начисление и выплату указанных льгот, обосновывая свои исковые требования тем, что она работала в аптеке ГУП РО "Т." в должности фармацевта. ДСЗН Администрации Семикаракорского района ей и членам ее семьи производилась выплата социальных льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии до 1 июня 2006 года, после чего ответчик перестал предоставлять ей данные льготы. Истец, считая действия ДСЗН Администрации Семикаракорского района незаконными, просит суд признать за ней и членами ее семьи право на указанные социальные льготы и обязать ответчика произвести начисление и выплату указанных льгот с 1 июня 2006 года до 1 сентября 2009 года.

В судебном заседании истец Ермилова Г.Н. уточнила свои исковые требования и просила суд признать за ней и членами ее семьи право на указанные социальные льготы и обязать ответчика произвести начисление и выплату указанных льгот с 1 июня 2006 года до 1 сентября 2009 года в сумме 17100,44 рублей, согласно ее расчету.

Представитель ответчика ДСЗН Администрации Семикаракорского района - Павленко О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что 4 сентября 2009 года Ермилова Г.Н. уволена с ГУПРО "Т." и с 14 сентября 2009 года работает в коммерческой аптеке ООО «Ф.». Поэтому с момента увольнения из ГУПРО "Т." истец утратила право на меры социальной поддержки. Истец до 1 октября 2009 года обладала правом на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ч.1 ст.1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года № 274-ЗС, в виде ежемесячных денежных выплат на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но данные меры социальной поддержки предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Администрацией Ростовской области. Указанные списки граждан составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, на территории которых проживают граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. У ДСЗН Администрации Семикаракорского района нет полномочий для определения лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. Представленный ГУП РО "Т." в 2006 году список граждан не был утвержден в установленном порядке. ГУП РО Семикаракорское ТПП «"Т."» было предложено утвердить руководителем отдела, управления органа местного самоуправления в сфере здравоохранения данный список. Но в Семикаракорском районе такой отдел не создан, а МУЗ «ЦРБ Семикаракорского района» не имеет возможности утвердить список, так как ГУП РО "Т." не входит в структуру ЦРБ, а Министерство здравоохранения Ростовской области отказалось утвердить данный список. Но утвержденный список граждан работников и пенсионеров ГУП РО "Т."», имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в ДСЗН Администрации Семикаракорского района не был представлен. В бюджете Ростовской области не предусмотрены средства на предоставление мер социальной поддержки за прошедшие периоды. Кроме этого требования истца не подлежат удовлетворению за пределами трехлетнего срока исковой давности.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него поступили письменные возражения относительно исковых требований, в которых он ссылается на обстоятельства аналогичные тем, на которые ссылается представитель ответчика, и просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании было установлено, что Ермилова (К.) Г.Н. в 1985 году окончила М. базовое медицинское училище по специальности фармацевт, что подтверждается копией диплома (л.д.10). Изменение фамилии истца с «К.» на «Ермилову» подтверждается копией свидетельства о расторжении брака (л.д.18), копией свидетельства о заключении брака (л.д.16), копией трудовой книжки (л.д.11,12).

Из копии трудовой книжки (л.д.11,12), справки ГУП РО "Т." от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), и справки ООО «Ф. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) следует, что Ермилова Г.Н. работала в ГУП РО "Т." в должности фармацевта аптеки с 24 февраля 1999 года по 4 сентября 2009 года, после чего была уволена по собственному желанию и 14 сентября 2009 года принята на работу в ООО «Ф.» на должность фармацевта аптеки , где и работает по настоящее время.

Согласно справке Администрации Семикаракорского городского поселения (л.д.15) Ермилова Г.Н. имеет следующий состав семьи: М. - муж, А. - дочь. Члены ее семьи проживают совместно с ней.

В судебном заседании было установлено, и данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика, что до 1 июня 2006 года Ермилова Г.Н., с учетом членов ее семьи, пользовалась социальными льготами по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности.

Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ, от 01.12.2004 № 151-ФЗ, далее Основы) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной или муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч.2 ст.63 Основ, устанавливались законодательными актами субъектов РФ и учитывались в межбюджетных отношениях (ст.2 ФЗ от 06.05.2003г. № 52-ФЗ).

Порядок предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ч.2 ст.63 Основ, определялся Правилами предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.2 указанных Правил фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работали в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживали в сельской местности, подлежали компенсации за счет средств Фонда компенсаций а пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Положения ч.2 ст.63 Основ применялись до принятия соответствующих законодательных актов субъектами РФ, но не позднее, чем до 1 января 2005 года (ст.6 ФЗ от 06.05.2003г. № 52-ФЗ).

Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ признана утратившей силу, в связи с чем, вышеуказанные Правила к спорным правоотношениям в настоящее время не могут быть применены.

С 1 января 2005 года ст.63 Основ была дополнена частями 4, 5 и 6 следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».

Изменяя форму и содержание социальной поддержки законодатель исходил из недопустимости издания в РФ законов, отменяющих или ущемляющих права граждан (ч.2 ст.55 Конституции РФ) и основывал свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан РФ конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан получателей мер социальной поддержки, с учетом которых приобретенное право на основе законодательства будет уважаться властями и будет реализовано. Признание статьей 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ утратившим силу п.9 ст.63 Основ не может рассматриваться как утрата права на равноценные меры социальной поддержки с 1 января 2005 года.

Согласно Преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

В Ростовской области 17 января 2005 года принят областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» № 274-ЗС (далее Областной закон от 17 января 2005 года № 274-ЗС).

Согласно п.1 ч.1 ст.1 Областного закона от 17 января 2005 года № 274-ЗС компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится следующим категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области: врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую и фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 1 января 2005 года, если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005 года, при условии дальнейшего совместного проживания.

В соответствии с ч.2 ст.1 Областного закона от 17 января 2005 года № 274-ЗС гражданам из числа лиц, указанных в пунктах 1-5 части 1 настоящей статьи, работавшим и проживавшим в сельской местности в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности, выплачивается денежная компенсация за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии: работающим гражданам - за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2004 годах; пенсионерам - за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2005 годах. Данная мера социальной поддержки предоставляется за период фактического проживания в указанные годы в Ростовской области.

С 1 января 2005 года (как и ранее) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.

В судебном заседании установлено и данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика, что в 2005 году - Департаментом социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ермиловой Г.Н., с учетом членов ее семьи, было произведено начисление социальных льгот как медицинскому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, то есть в 2005 году было установлено, что истец имеет право на получение социальной льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В определении от 7 февраля 2008 года № 383-О-П Конституционный Суд РФ указал, что действующее законодательство не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ.

В частях 1-3 ст.2 Областного закона от 17 января 2005 года № 274-ЗС предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее компенсация) и рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, за исключением компенсации гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона. Компенсация гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Компенсации, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, производятся гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности.

В соответствии с частями 1-3 ст.3 Областного закона от 17 января 2005 года № 274-ЗС гражданам, указанным в частях 1 и 2 ст.1 настоящего Областного закона, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Администрацией Ростовской области. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации. Для граждан, занимающих должности врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, в список дополнительно вносятся сведения о членах их семей с указанием фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, степени родства.

Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки установлены постановлением Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 года № 537 (в редакции от 31.12.2009 года № 730) «О расходовании средств областного бюджета на предоставление адресной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативно-правовыми актами социальной направленности», утвердившим Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление адресной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативно-правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения (далее Положение).

Согласно п.6.1.1 данного Положения учет и подтверждение права граждан на меры, указанные в п.6, в том числе отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований по месту их регистрации на основании следующих документов: заявления; копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина; копии удостоверения (документа), подтверждающего право на получение ежемесячной денежной выплаты; справки о составе семьи; копии лицевых счетов гражданина по оплате жилищно-коммунальных услуг (при необходимости); документов, подтверждающих размер общей площади жилого помещения, в котором зарегистрирован гражданин по месту жительства; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; договор социального найма, купли-продажи, мены, дарения, уступки прав и иных договоров. В случаях, когда гражданин имеет право на получение идентичных мер, предусмотренных различными нормативными правовыми актами, органы социальной защиты населения муниципальных образований подтверждают его лишь по одному из них, по выбору гражданина.

ДСЗН Администрации Семикаракорского района в 2005 году производил Ермиловой Г.Н. начисление социальных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ч.2 ст.1 Областного закона от 17 января 2005 года № 274-ЗС, как медицинскому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, следовательно, установил волеизъявление истца на получение социальных льгот (мер социальной поддержки), предусмотренных п.1 ч.1 ст.1 Областного закона от 17 января 2005 года № 274-ЗС.

Однако с 1 июня 2006 года ДСЗН Администрации Семикаракорского района меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ермиловой Г.Н. перестали предоставляться, в связи с тем, что в ДСЗН Администрации Семикаракорского района не были представлены списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, работающих в ГУП РО Семикаракорское ТПП «Фармация», в соответствии с Областным законом от 17 января 2005 года № 274-ЗС.

В судебном заседании было установлено, что до настоящего времени на территории муниципального образования - Семикаракорский район не определены отделы, управления органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, которые должны составлять списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Отсутствие в Семикаракорском районе Ростовской области отдела, управления в сфере здравоохранения полномочного составлять списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющим на них право, поскольку соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Ермилова Г.Н. в период своей работы в ГУП РО "Т." обладала правом на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ч.1 ст.1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года № 274-ЗС, в виде ежемесячных денежных выплат на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с чем, прекращение ДСЗН Администрации Семикаракорского района предоставления Ермиловой Г.Н. указанных мер социальной поддержки является неправомерным.

4 сентября 2009 года Ермилова Г.Н. уволена с ГУПРО "Т." и с 14 сентября 2009 года работает в коммерческой аптеке ООО «Ф.». Вследствие чего, с момента увольнения из ГУПРО "Т." истец утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года № 274-ЗС, поскольку работает не в государственном и не в муниципальном учреждении (предприятии) здравоохранения, а в частном.

При таких обстоятельствах, с учетом перечисленных норм права, суд находит исковые требования в части признания за Ермиловой Г.Н. и членами ее семьи в настоящее время права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ч.1 ст.1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», в виде ежемесячных денежных выплат на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не подлежащими удовлетворению.

До увольнения из ГУПРО "Т." истец обладала правом на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ч.1 ст.1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года № 274-ЗС, но ее право было нарушено, следовательно, она вправе требовать восстановления положения, существовавшего до нарушения права, путем единовременной выплаты социальных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, за прошедший период, но не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, поскольку стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в числе прочих способов путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Для восстановления положения, существовавшего до нарушения права Ермиловой Г.Н. на получение мер социальной поддержки, ДСЗН Администрации Семикаракорского района должен произвести единовременную выплату истцу социальных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг за период с июля 2007 года по сентябрь 2009 года в денежном выражении.

В этой части исковые требования подлежат удовлетворению, но в меньшем размере, поскольку представленный истцом расчет социальных льгот на общую сумму 17100,44 рублей (л.д.42,43) произведен за период с 1 июня 2006 года по 1 сентября 2009 года, а с учетом применения срока исковой давности из указанной суммы подлежит исключению задолженность за пределами трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению иска, в связи с чем, задолженность по выплате Ермиловой Г.Н. социальных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг за период с июля 2007 года по сентябрь 2009 года составляет 13517 рублей 63 копейки.

Доводы представителя ответчика о том, что в бюджете Ростовской области не предусмотрены средства на предоставление мер социальной поддержки за прошедшие периоды, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку восстановление положения, существовавшего до нарушения права, законом не связывается и не ставится под условие с тем, предусмотрены ли на это в соответствующем бюджете средства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ермиловой Г.Н. к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района о признании права на получение социальной льготы по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, и возложении обязанности произвести начисление и выплату указанных льгот удовлетворить частично.

Обязать Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района произвести выплату Ермилова Г.Н. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с июля 2007 года по сентябрь 2010 года в денежном выражении в сумме 13517 рублей 63 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 5 сентября 2010 года Решение не втупило в законную силу.

    Судья                                                                             Курносов И.А.