решение об обязывнии разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение



Дело №2-732/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Семикаракорск                                                   19 ноября 2010 года

Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Прохорова И.Г.

при секретаре Кузнецовой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства об обязывании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовать указанный проект с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу и получить лимиты на размещение отходов с установлением нормативов, разработать и согласовать с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу паспорта на следующие виды отходов четвертого класса опасности: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы ( ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности, организовать утилизацию отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства Муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства г.Семикаракорска, основным видом деятельности которого является оказание гражданам и юридическим лицам жилищно-коммунальных услуг, в том числе сбор, вывоз и размещение отходов производства и потребления, выработка и распределение тепловой энергии, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов на территории Семикаракорского района. В ходе которой были выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства, а именно отсутствие паспортов на следующие виды отходов четвертого класса опасности: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы (ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности. Также в ходе проверки было выявлено, что в МП ЖКХ отсутствует проект нормативов образования отходов, согласованный с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу, и утвержденные лимиты на размещение отходов, что является нарушением ст.ст.11,18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". МП ЖКХ осуществляет размещение отходов на земельному участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес>, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов, которая не соответствует требованиям санитарных правил 2.1.71038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". Деятельность МП ЖКХ. осуществляемая с нарушением требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным федеральным законом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды. В связи с чем, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МП ЖКХ, в котором просил присудить МП ЖКХ Семикаракорского городского поселения к исполнению в натуре обязанностей по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованию указанного проекта в уполномоченных государственных органах и получению лимитов на размещение отходов с установлением нормативов и, разработке в установленном законом порядке паспортов на опасные отходы, согласно перечню, установленному лицензией № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности, обеспечению чета образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, организации размещения отходов производства и потребления на объектах, соответствующих требованиям санитарных правил 2.1.71038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".

В дальнейшем межрайонный природоохранный прокурор неоднократно уточнял свои исковые требования и в окончательном виде просил суд обязать МП ЖКХ Семикаракорского городского поселения разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовать указанный проект с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу и получить лимиты на размещение отходов с установлением нормативов, разработать и согласовать с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу паспорта на следующие виды отходов четвертого класса опасности: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы (ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности, организовать утилизацию отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании представитель истца- Мурадова А.Н. уточненные исковые требования межрайонного природоохранного прокурора поддержала и просила суд обязать МП ЖКХ Семикаракорского городского поселения разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовать указанный проект с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу и получить лимиты на размещение отходов с установлением нормативов, разработать и согласовать с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу паспорта на следующие виды отходов четвертого класса опасности: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы (ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности, организовать утилизацию отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Пояснив при этом, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в августе 2010 года была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства Муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства г. Семикаракорска. Основным видом деятельности МП ЖКХ является оказание гражданам и юридическим лицам жилищно-коммунальных услуг, в том числе сбор, вывоз и размещение отходов производства и потребления. МП ЖКХ осуществляет свою деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на основании лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора. В приложении к данной лицензии указаны виды опасных отходов и виды работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов с которыми может работать МП ЖКХ. В ходе проверки было выявлено, что в нарушение ст.14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п.2.2 Порядка организации работы паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 года № 570, МП ЖКХ не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы, деятельность по обращению с которыми осуществляется предприятием. Уже в ходе рассмотрения дела по существу в суде было установлено, что МП ЖКХ имеет паспорта на некоторые виды опасных отходов. И в то же время, в настоящее время МП ЖКХ не имеет разработанных и согласованных с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному- паспортов на такие виды отходов четвертого класса опасности как - отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы (ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора, что является нарушением требований действующего законодательства. Кроме этого в ходе проверки было установлено, что в МП ЖКХ отсутствует проект нормативов образования отходов, согласованный с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу, и утвержденные лимиты на размещение отходов, что является нарушением ст.ст.11,18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". МП ЖКХ осуществляет размещение отходов на земельному участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес>, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов, которая не соответствует требованиям санитарных правил 2.1.71038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". Деятельность МП ЖКХ, осуществляемая с нарушением требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным федеральным законом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды. В связи с чем, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МП ЖКХ.

Представитель МП ЖКХ Семикаракорского городского поселения Алехин В.И. исковые требования не признал и пояснил, что он возглавляет МП ЖКХ г. Семикаракорска, основным видом деятельности которого является оказание гражданам и юридическим лицам жилищно-коммунальных услуг, в том числе сбор, вывоз и размещение отходов производства и потребления, выработка и распределение тепловой энергии, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов на территории Семикаракорского района. МП ЖКХ осуществляет свою деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на основании лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора. В приложении к данной лицензии указаны виды опасных отходов и виды работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов с которыми может работать МП ЖКХ. Он не оспаривает, что на настоящее время МП ЖКХ не имеет разработанных и согласованных с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному - паспортов на такие виды отходов четвертого класса опасности как - отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы (ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора. Так как МП ЖКХ не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению данных видов опасных отходов, он не знал о необходимости разработать и согласовать паспорта на данные виды отходов. В настоящее время он согласен разработать и согласовать паспорта на данные виды отходов и полагает, что для этого нет необходимости выносить решение суда. Он не оспаривает, что в МП ЖКХ отсутствует проект нормативов образования отходов, согласованный с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу, и утвержденные лимиты на размещение отходов. Это произошло из-за того, что в 2009 году он не имел возможности заниматься данным вопросом по вине администрации города. В настоящее время, МП ЖКХ заключен договор с ООО "Экологической фирмой "Атмосфера-Юг" на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, то есть этот вопрос находится в стадии решения. МП ЖКХ готово заниматься вопросами изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, то есть организацией утилизации, однако он хочет, чтобы суд обратил внимание на то, что вопросы утилизации находятся в ведении администрации.

Представитель третьего лица администрации Семикаракорского городского поселения -Студеникин И.А. в судебном заседании пояснил. что городская администрация является учредителем МП ЖКХ, однако при этом в производственную деятельность данного предприятия не вмешивается. О том, что деятельность МП ЖКХ, осуществляется с нарушением требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, и противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным федеральным законом, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды, администрации стало известно в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки.

Представитель Управления Росприроднадзора по РО в судебное заседание не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель Нижне-Донского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не прибыл, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд выслушав представителя истца- межрайонного природоохранного прокурора Мурадову А.Н., представителя ответчика МП ЖКХ-Алехина В.И., представителя третьего лица- администрации Семикаракорского городского поселения -Студеникин И.А., исследовав материалы дела приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом в силу требований ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года " Об охране окружающей среды " Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

Как следует из материалов дела, межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 19 по 20 августа 2010 года проводилась проверка исполнения требований природоохранного законодательства Муниципальным предприятием жилищно -коммунального хозяйства г.Семикаракорска, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Согласно свидетельства (л.д.14) МП ЖКХ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 18 декабря 2002 года. Как следует из Устава МП ЖКХ, учреждено " Администрацией Семикаракорского городского поселения", основными видами деятельности МП ЖКХ в силу требований п.3.2 Устава является- обеспечение водой питьевого качества, услуги по водоотведению, услуги по санитарной очистке, услуги по капитальному ремонту зданий, сооружений, коммуникаций и т.д., то есть жилищно-коммунальных услуг, в том числе сбор, вывоз и размещение отходов производства и потребления, выработка и распределение тепловой энергии, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов на территории.

Согласно требованиям ст.9 ФЗ "Об отходах производства и потребления" Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу требований п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 № 128-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 N 309-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

22 мая 2009 года, МП ЖКХ была получена лицензия № ОТ-29-000678 (61), выданная Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д.21), в рамках которой предприятием осуществляется деятельность по обращению с отходам производства и потребления 30 видов( согласно приложения).

Согласно требованиям ч.3 ст.14 "Об отходах производства и потребления" "На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации."

Порядок организации работы паспортизации опасных отходов, утвержден Приказом Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 (далее Порядок). Согласно п. 2.1. Порядка Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе, при этом требованиями п.2.2. Порядка предусмотрено, что 2.2. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511. В п.2.3 Порядка установлено, что паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В судебном заседании установлено, и данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика, что МП ЖКХ не имеет паспортов на такие виды отходов четвертого класса опасности как - отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы (ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора, что является нарушением требований действующего законодательства.

Согласно требованиям ст.11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" "Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ); разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования."

В ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Требованиями ч.ч.1-3 ст.18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что "В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение."

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июня 2000 г. № 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
В силу пунктов 4 и 5 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.На основании пункта 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).

В соответствии с п. 11 Правил лимиты на размещение отходов установлены на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.Ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. № 703).
В соответствии с п. 8 названных Методических указаний неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющие виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подтверждаются хозяйствующими субъектами в виде технического отчета.

В судебном заседании установлено, что 16 ноября 2005 года Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ростовской области (л.д.78) утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МП ЖКХ. Однако, после этого МП ЖКХ ежегодного подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья не производило. и согласно сообщения Нижне-Донского управления Ростехнадзора по состоянию на 2010 года МП ЖКХ не имеет утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, что является нарушением требований действующего законодательства.

Представителем ответчика МП ЖКХ данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось. В настоящее время, 17 сентября 2010 года (л.д.54-55) МП ЖКХ и ООО "Экологическая фирма "Атмосцера-Юг" заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения.

В силу требований ст. 8 ФЗ " Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Утилизация отходов - деятельность, связанная с обеспечением повторного (вторичного) использования отходов либо их обработкой с целью превращения в инертный (нейтральный) вид, не оказывающий вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что МП ЖКХ осуществляет размещение отходов на земельному участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес> на котором расположена свалка твердых бытовых отходов, которая в установленном законом порядке в эксплуатация не введена, и как объект размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов не значится.

В соответствии с требованиями п.2.1 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г "Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов." В силу требований п. 5.1. СанПиН 2.1.7.1038-01, "Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО", при этом в силу требований п.5.2-5.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 "В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала, можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мела, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период" " Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте", "Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта."

С учетом того, что именно МП ЖКХ имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, вопросами организации изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую сред) должна заниматься именно данная организация.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а именно факта того, что МП ЖКХ осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, с нарушением требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в противоречие основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным федеральным законом,, что может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды, администрации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования межрайонного природоохранного прокурора к МП ЖКХ подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд, принимая во внимание, предоставленные представителем МП ЖКХ доказательства того, что в настоящее время МП ЖКХ только начало проведение работ по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,     считает возможным согласиться с позицией прокурора о том, что МП ЖКХ для устранения всех установленных, в том числе решением суда, нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, потребуется не менее 6 месяцев.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства об обязывании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовать указанный проект с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу и получить лимиты на размещение отходов с установленными нормативами, разработать и согласовать с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу паспорта на следующие виды отходов четвертого класса опасности: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы (ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижнее-Донским Управлением Ростехнадзора на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности; организовать утилизацию отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов - удовлетворить в следующем объеме.

Обязать муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства о в течение шести месяцев с момента вступления решения в суда в законную силу- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовать указанный проект с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу и получить лимиты на размещение отходов с установленными нормативами, разработать и согласовать с Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу паспорта на следующие виды отходов четвертого класса опасности: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые токи, минеральные шламы (ил карбидный), отходы из жилищ несортированные, прочие твердые минеральные отходы, включенные в перечень Приложения к лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижнее-Донским Управлением Ростехнадзора на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности; организовать утилизацию отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2010 года