Дело 2-733/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Семикаракорск 13 декабря 2010 года Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Прохорова И.Г. при секретаре Кузнецовой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Семикаракорского района Ростовской области об обязывании администрации Семикаракорского района организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района способами безопасными для окружающей среды и благополучия населения, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке и регистрации данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов, обязывании администрации Семикаракорского района выполнить указанные требования на позднее 2-лет со дня вступления решения в законную силу, запретить использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления до ввода в эксплуатацию на указанном земельном участке полигона твердых бытовых отходов в установленном законом порядке и регистрации данного полигона в государственном реестре объектов размещения отходов У С Т А Н О В И Л : Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства на территории Семикаракорского района Ростовской области. В ходе которой были выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, допускаемые администрацией Семикаракорского района. Проведенной проверкой было установлено, что на основании Постановления главы Семикаракорского района от 12 марта 2009 года № 339 сформирован и отведен под размещение полигона твердых бытовых отходов земельный участок общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>", право собственности либо иное установленное законом право пользования данным земельным участком ни за кем не зарегистрировано. В нарушение требований ст.51 ФЗ № 7-ФЗ от 10 января 2002 года " Об охране окружающей среды", ст.22 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на данном земельном участке Муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства г.Семикаракорска в отсутствие правоустанавливающих документов с согласия администрации Семикаракорского района в течении длительного времени осуществляется складирование и размещение отходов производства и потребления. При этом, администрацией Семикаракорского района данные участок используется в качестве полигона для твердых бытовых отходов при отсутствие проекта на строительство и эксплуатацию данного полигона, без введения данного полигона в эксплуатацию, в то время как в силу требований ч.7 ст.12 ФЗ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов; без специальных геологических и гидрологических исследований, при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы, санитарно эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов ( полигона ТБО) санитарным правилам. В силу требований п.14 ч.1 ст.15 ФЗ " 131-ФЗ от 6 октября 2003 года" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.2 ст.8 ФЗ № 89-ФЗ " " Об отходах производства и потребления" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Согласно справке ТО Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районах свалка ТБО не соответствует требованиям санитарных правил 2.1.71038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", которые являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов, а именно имеет место открытое складирование отходов, укрытие отходов изолирующим слоем не проводится ( нарушение п.п.5.1,5.2 санитарных правил 2.1.71038-01); свалка не обвалована, не огорожена, отсутствует сетчатые ограждения, предназначенные для задержки легких фракций отходов (нарушение п.п. 4.4, 5.3 санитарных правил 2.1.71038-01); отсутствует инструкция по эксплуатации свалки, не выделена рабочая карта, складирование осуществляется на всей территории свалки (нарушение п.п.5.1 санитарных правил 2.1.71038-01); не выделена хозяйственная зона, не оборудована водостойким покрытием, отсутствует навес для машин и механизмов (нарушение п.п. 4.1,4.2 санитарных правил 2.1.71038-01); отсутствует контрольно-дезинфекционная установка с устройством бетонной ванны для дезинфекции ходовой части мусоровоза (нарушение п.п.4.3 санитарных правил 2.1.71038-01); территория свалки не освещается (нарушение п.4.5 санитарных правил 2.1.71038-01); не предусмотрено хозайственно-бытовое водоснабжение (нарушение п.п.4.1 санитарных правил 2.1.71038-01); производственный контроль, включающий в себя: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровня шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, не осуществляется (нарушение п.п. 6.4,6,7,6.8,6.9 санитарных правил 2.1.71038-01). Сложившаяся экологическая ситуации на территории Семикаракорского района, наличие нарушений в сфере утилизации и переработки отходов производства и потребления, свидетельствуют о неисполнении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления ФЗ" Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также ФЗ "Об отходах производства и потребления". Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению санитарных и экологических норм, влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным федеральным законом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды. В связи с чем, Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Семикаракорского района, в котором просил присудить администрации Семикаракорского района к исполнению в натуре обязанности по организации утилизацию и переработке отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района способами безопасными для окружающей среды и благополучия граждан, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке. При невозможности использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для организации на нем объекта размещения отходов, отвечающего требованиям действующего законодательства, присудить ответчику к исполнению в натуре обязанности по организации рекультивации данного земельного участка не позднее 1 года со дня вступления решения в законную силу. В дальнейшем межрайонный природоохранный прокурор уточнил свои исковые требования и просил суд обязать администрацию Семикаракорского района организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района способами безопасными для окружающей среды и благополучия населения, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке и регистрации данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов, обязать администрации Семикаракорского района выполнить указанные требования на позднее 2-лет со дня вступления решения в законную силу, запретить использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления до ввода в эксплуатацию на указанном земельном участке полигона твердых бытовых отходов в установленном законом порядке и регистрации данного полигона в государственном реестре объектов размещения отходов. В судебном заседании представитель истца- Мурадова А.Н. уточненные исковые требования межрайонного природоохранного прокурора поддержала и просила суд обязать администрацию Семикаракорского района организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района способами безопасными для окружающей среды и благополучия населения, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке и регистрации данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов, обязать администрации Семикаракорского района выполнить указанные требования на позднее 2-лет со дня вступления решения в законную силу, запретить использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления до ввода в эксплуатацию на указанном земельном участке полигона твердых бытовых отходов в установленном законом порядке и регистрации данного полигона в государственном реестре объектов размещения отходов. Пояснив при этом, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2010 году в Семикаракорском районе дважды проводилась проверка исполнения требований природоохранного законодательства администрацией Семикаракорского района. В ходе проверки было выявлено, что на основании Постановления главы Семикаракорского района от 12 марта 2009 года № 339 сформирован и отведен под размещение полигона твердых бытовых отходов земельный участок общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, право собственности либо иное установленное законом право пользования данным земельным участком ни за кем не зарегистрировано. В нарушение требований ст.51 ФЗ № 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", ст.22 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на данном земельном участке Муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства г.Семикаракорска в отсутствие правоустанавливающих документов с согласия администрации Семикаракорского района в течении длительного времени осуществляется складирование и размещение отходов производства и потребления. При этом, администрацией Семикаракорского района данные участок используется в качестве полигона для твердых бытовых отходов при отсутствие проекта на строительство и эксплуатацию данного полигона, без введения данного полигона в эксплуатацию, в то время как в силу требований ч.7 ст.12 ФЗ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов; без специальных геологических и гидрологических исследований, при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы, санитарно эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов (полигона ТБО) санитарным правилам. В силу требований п.14 ч.1 ст.15 ФЗ " 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.2 ст.8 ФЗ № 89-ФЗ" "Об отходах производства и потребления" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Как установлено в ходе проверки, администрация Семикаракорского района на протяжении длительного времени не занимается данным вопросом. В ходе проверки было выявлено, что свалка ТБО не соответствует требования санитарных правил 2.1.71038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", которые являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. По результатам проверки в адрес администрации района было внесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушения, которое к сожалению осталось без должного внимания. До настоящего времени, администрация района не устранила нарушения санитарных правил, выявленных в ходе проверки полигона ТБО, даже тех которые не требований особых затрат: свалка до настоящего времени не обвалована, не огорожена, отсутствует сетчатые ограждения, предназначенные для задержки легких фракций отходов и т.д., то есть ни одно из нарушений санитарных норм администрацией района устранено не было. В судебное заседание представителем ответчика доказательств того, что администрацией района предпринимаются действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений не предоставлено. Администрацией района до сих пор не решен вопрос о выделении денежных средств для решения вопроса утилизации отходов, который в силу требований закона отнесен к компетенции органов местного самоуправления муниципального района. Сложившаяся экологическая ситуации на территории Семикаракорского района, наличие нарушений в сфере утилизации и переработки отходов производства и потребления, свидетельствуют о неисполнении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления ФЗ " Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также ФЗ " Об отходах производства и потребления". Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению санитарных и экологических норм, влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным федеральным законом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды, в связи с чем природоохранный прокурор и обратился в суд с иском. Представитель ответчика -администрации Семикаракорского района Панова С.Н. в судебном заседании пояснила, что администрация Семикаракорского района требования природоохранного прокурора об обязывании администрации Семикаракорского района организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района способами безопасными для окружающей среды и благополучия населения, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке и регистрации данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов- признает в полном объеме. С 80-х годов на территории Семикаракорского района определена территория, которая используется для размещение бытовых отходов, которая на настоящее время заполнена на 30%, в связи с чем имеется возможность использования данной территории для размещения ТБО в течении значительного периода времени. В настоящее время, постановлением главы Семикаракорского района от 12 марта 2009 года № 339 сформирован и отведен под размещение полигона твердых бытовых отходов земельный участок общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, администрацией района на данный земельный участок зарегистрировано право бессрочного пользования-16.11.2010 года. Администрация Семикаракосркого района намерена решить вопрос о дальнейшем использовании данного земельного участка в качестве полигона для ТБО; решить вопрос о разработке проекта строительство данного полигона, проведения в связи с этим геологических и гидрологических исследований; получить заключения государственной экологической экспертизы, санитарно эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов (полигона ТБО) санитарным правилам, после чего ввести данный полигон в эксплуатацию. В случае невозможности использования для строительства полигона ТБО, земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, администрация района будет решать вопрос о выделении для целей строительства полигона ТБО-нового земельного участка для того, чтобы создать на территории муниципального образования объект размещения отходов, соответствующий установленным требованиям законодательства, ввести данный объект в эксплуатацию в установленном законом порядке и зарегистрировать его государственном реестре объектов размещения отходов. С исковыми требованиями межрайонного прокурора о запрете использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления до ввода в эксплуатацию на указанном земельном участке полигона твердых бытовых отходов в установленном законом порядке и регистрации данного полигона в государственном реестре объектов размещения отходов, администрация Семикаракорского района не согласна. Администрация Семикаракорского района не оспаривает то, что существующий полигон ТБО не соответствует требования санитарных правил 2.1.71038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", но в настоящее время предпринимаются меру по улучшению экологической обстановки в районе, снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, постановлением администрации Семикаракорского района утверждена районная целевая программа "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Семикаракорском районе на 2011-215 год", которой п.4.1предусмотрена разработка генеральной схемы очистки территории городского и сельского поселения Семикаракорского района. На реализацию указанных мероприятий запланировано выделить в 2011 году-1 800 000 руб., входят ли в эти мероприятия - мероприятия по устранению нарушения санитарных норм, выявленных в ходе прокурорской проверки на территории ТБО, в том числе на утилизацию отходов на данном полигоне, ей не известно. Администрация Семикаракорского района направила письмо в Федеральную службу по надзору в сфер природопользования, подтвердив тем самым свою готовность участвовать в реализации конкретных проектов по обращению с отходами производства и потребления на свое территории; в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. В настоящее время администрацией района проведены лабораторные испытания, которые подтвердили, что пробы почв на границе ТБО по микробиологическим и паразитологическим показателем соответствуют СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы"; по содержанию меди, цинка, свинца, кадмия, никеля, мышьяка почвы соответствуют требованиям ГН 2.1.7.2511-09 "Ориентировочно-допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве", по содержанию ртути и нитратов соответствуют требованиям ГН 2.1.7.2041-06" предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве". Согласно лабораторных испытаний проб атмосферного воздуха, отобранных на границах СЗЗ и на территории полигона ТБО, содержание бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола, аммиака, сероводорода и оксида углерода в пробах атмосферного воздуха, не превышает ПДК, установленных ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов". Все это свидетельствует, по мнению администрации района, об отсутствии основания для запрещения судом использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления. Представитель третьего лица МУП ЖКХ -Алехин В.И. в судебном заседании пояснил, что он возглавляет МП ЖКХ г.Семикаракорска, основным видом деятельности которого является оказание гражданам и юридическим лицам жилищно-коммунальных услуг, в том числе сбор, вывоз и размещение отходов производства и потребления, выработка и распределение тепловой энергии, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов на территории Семикаракорского района. МП ЖКХ осуществляет свою деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на основании лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора. В качестве полигона для ТБО, с согласия администрации Семикаракорского района, в течении длительного времени используется земельный участок, расположенный по адресу № Данные полигон в установленном законом порядке в эксплуатация не введен, и как объект размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов не значится. В ходе проверки проведенной природоохранным прокурором было выявлено, что свалка не соответствует требования санитарных правил 2.1.71038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", которые являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. МП ЖКХ не имеет возможности, и правовых основания для устранения данных нарушения, территория ТБО администрацией района ни администрации города, ни тем более МП ЖКХ передана не была, и как следствие этого за все, что имеет место на данной территории должна нести ответственность администрации района. За период с августа 2010 года-момента проведения проверки, до настоящего времени, ни одно из выявленных прокуратурой района нарушения санитарных норм на полигоне ТБО устранено не было. Представитель третьего лица- Администрации Семикаракорского городского поселения -Студеникин И.А. в судебном заседании пояснил, что вопросы утилизации твердых бытовых отходов отнесены законодателем к компетенции Администрации района. Администрации Семикаракорского городского поселения полномочия связанные с утилизацией и переработкой твердых бытовых отходов не передавались. МП ЖКХ г.Семикаракорска, учредителем которого является Администрации Семикаракорского городского поселения осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на основании лицензии № ОТ-29-000678 (61) от 22 мая 2009 года, выданной Нижне-Донским Управлением Ростехнадзора, городская администрация не вмешивается в хозяйственную деятельность МП ЖКХ. В качестве полигона для ТБО, с согласия администрации Семикаракорского района, в течении длительного времени используется земельный участок, расположенный по адресу <адрес>. Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районах - Максимова И.А. в судебном заседании пояснила, что она как представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора принимала участие в прокурорских проверках проводимых на территории Семикаракорского района, в ходе которых было установлено, что в администрация Семикаракорского района, которая в силу требований действующего законодательства должна заниматься вопросами организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, на протяжении длительного времени не занимается данным вопросом. В ходе проверки было выявлено, что свалка ТБО, расположенная на земельном участке находящемся в пользовании у администрации района, не соответствует требованиям санитарных правил 2.1.71038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", которые являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов, а именно имеет место открытое складирование отходов, укрытие отходов изолирующим слоем не проводится ( нарушение п.п.5.1,5.2 санитарных правил 2.1.71038-01); свалка не обвалована, не огорожена, отсутствует сетчатые ограждения, предназначенные для задержки легких фракций отходов (нарушение п.п. 4.4, 5.3 санитарных правил 2.1.71038-01); отсутствует инструкция по эксплуатации свалки, не выделена рабочая карта, складирование осуществляется на всей территории свалки (нарушение п.п.5.1 санитарных правил 2.1.71038-01); не выделена хозяйственная зона, не оборудована водостойким покрытием, отсутствует навес для машин и механизмов (нарушение п.п. 4.1,4.2 санитарных правил 2.1.71038-01); отсутствует контрольно-дезинфекционная установка с устройством бетонной ванны для дезинфекции ходовой части мусоровоза (нарушение п.п.4.3 санитарных правил 2.1.71038-01); территория свалки не освещается (нарушение п.4.5 санитарных правил 2.1.71038-01); не предусмотрено хозайственно-бытовое водоснабжение (нарушение п.п.4.1 санитарных правил 2.1.71038-01); производственный контроль, включающий в себя: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровня шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, не осуществляется (нарушение п.п. 6.4,6,7,6.8,6.9 санитарных правил 2.1.71038-01). Для устранения, выявленных нарушений санитарных норм необходимы денежные вложения со стороны администрации района. Эксплуатации свалки ТБО не соответствующей требованиям санитарных норм, может влиять на состояние окружающей среды в местах размещения отходов и как следствие этого может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды. Все, выявленные в ходе проверки нарушения должны быть устранены. Суд выслушав представителя истца- межрайонного природоохранного прокурора Мурадову А.Н., представителя ответчика Администрации Семикаракорского района -Панову С.Н, представителя третьего лица -МП ЖКХ-Алехина В.И., представителя третьего лица- администрации Семикаракорского городского поселения -Студеникин И.А., представителя третьего лица - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районах - Максимову И.А., исследовав материалы дела приходит к следующему. В соответствии с требованиями ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом в силу требований ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года " Об охране окружающей среды " Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством. Как следует из материалов дела, межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 19 по 20 августа 2010 года проводилась проверка исполнения требований природоохранного законодательства на территории Семикаракорского района, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В силу требований п.14 ч.1 ст.5 ФЗ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; согласно ч.2 ст.8 ФЗ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом согласно требований ч.4 ст.15 ФЗ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации ((в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ). Как установлено в судебном заседании, и данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу, в том числе представителем ответчика, администрации Семикаракорского района полномочия по утилизации и переработке отходов производства и потребления администрации Семикаракорского городского поселения, в установленном законом порядке, не передавала. Как следует из материалов дела, на территории Семикаракорского района с 80-х годов действует свалка твердых бытовых отходов (ТБО), на которой МП ЖКХ в отсутствие правоустанавливающих документов, с согласия администрации района, в течении длительного времени осуществляет складирование и размещение отходов производства и потребления. При этом, в установленном законом порядке, обозначенный земельный участок администрацией Семикаракорского района МП ЖКХ не передан. В силу требований ч.1 ст.12 ФЗ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" "Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией", при этом в ч.2 ст.12 выше указанного ФЗ № 89-ФЗ указано " Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы". Требованиями ч.2 ст.12 ФЗ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила; при этом в силу требований ч.3 ст.12 выше указанного ФЗ ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Постановлением главы Семикаракорского района от 12 марта 2009 года № 339 сформирован и отведен под размещение полигона твердых бытовых отходов земельный участок общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> (л.д.12-13). Согласно свидетельства о государственной регистрации права (л.д.74) данный земельный участок зарегистрирован на праве бессрочного пользования за администрацией Семикаракорского района 16 ноября 2010 года. Однако, при этом как установлено материалами дела, специальные геологических, гидрологических и иные исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на данном земельном участке не проводились; отсутствует обязательное при определении места строительства объекта размещения отходов заключение государственной экологической экспертизы; отсутствует санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии данного объекта санитарным правилам. Существующая на территории Семикаракорского района свалка ТБО в порядке установленном ст.55 Градостроительного кодекса РФ в эксплуатация не введена. В силу требований ч.6 ст.12 ФЗ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" "объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов". Представителем ответчика доказательства подтверждающие, что свалка БТО, существующая на территории Семикаракорского района внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, не предоставлено. Согласно требований ч.7 ст.12 ФЗ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. (п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ). Таким образом, в судебном заседании установлено, что существующая на территории Семикаракорского района свалка ТБО эксплуатируется с грубейшими нарушениями действующего законодательства. Согласно справке начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районе (л.д.9-10) свалка ТБО, существующая на территории Семикаракорского района не соответствует требованиям санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г, а именно: - имеет место открытое складирование отходов, укрытие отходов изолирующим слоем не производится (нарушение п.п.5.1 и 5.2 СП СанПиН 2.1.7.1038-01, в силу требований которых - промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре 5 °С - не позднее 3-х суток со времени складирования ТБО". В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мел, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период.); -свалка не обвалована, не огорожена, отсутствует сетчатые ограждения, предназначенные для задержки легких фракций отходов (нарушение п.п. 4.4, 5.3 санитарных правил 2.1.71038-01, в силу требований которых- по периметру всей территории полигона ТБО должно устраиваться легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте) -отсутствует инструкция по эксплуатации свалки, не выделена рабочая карта, складирование осуществляется на всей территории свалки (нарушение п.п.5.1 санитарных правил 2.1.71038-01, в силу требований которой- складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов); - не выделена хозяйственная зона, не оборудована водостойким покрытием, отсутствует навес для машин и механизмов (нарушение п.п. 4.1,4.2 санитарных правил 2.1.71038-01 в силу требований которой - хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение) - отсутствует контрольно-дезинфекционная установка с устройством бетонной ванны для дезинфекции ходовой части мусоровоза (нарушение п.п.4.3 санитарных правил 2.1.71038-01, в силу требований которой - по требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.); - территория свалки не освещается (нарушение п.4.5 санитарных правил 2.1.71038-01 в силу требований которой- минимальная освещенность рабочих карт первой очереди принимается 5 люксов. ); -не предусмотрено хозайственно-бытовое водоснабжение (нарушение п.п.4.1 санитарных правил 2.1.71038-01, в силу требований которой- для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.); -производственный контроль, включающий в себя: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровня шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, не осуществляется (нарушение п.п. 6.4,6.7,6.8,6.9 санитарных правил 2.1.71038-01 в силу требований которой для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона). Сложившаяся экологическая ситуации на территории Семикаракорского района, наличие нарушений в сфере утилизации и переработки отходов производства и потребления, свидетельствуют о неисполнении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также ФЗ "Об отходах производства и потребления". Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению санитарных и экологических норм, влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным федеральным законом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей среды. Согласно требований ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В силу требований ст.11 ФЗ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" "Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц". При этом требованиями ч.2 ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст. 80ФЗ "Об охране окружающей среды" требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. В судебном заседании из протоколов лабораторных испытаний (л.д.108-112) следует, что пробы почвы на границе ТБО по микробиологическим и паразитологическим показателем соответствуют СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы"; по содержанию меди, цинка, свинца, кадмия, никеля, мышьяка почвы соответствуют требованиям ГН 2.1.7.2511-09 "Ориентировочно-допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве", по содержанию ртути и нитратов соответствуют требованиям ГН 2.1.7.2041-06 "предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве". Согласно лабораторных испытаний проб атмосферного воздуха, отобранных на границах СЗЗ и на территории полигона ТБО, содержание бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола, аммиака, сероводорода и оксида углерода в пробах атмосферного воздуха, не превышает ПДК, установленных ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов". Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела в суде существующая на территории Семикаракосркого района свалка ТБО не оказывает вредного воздействия на воздух и почву. При этом, как следует из материалов дела, администрация района самоустранилась от выполнения требований санитарного законодательства, за период с августа 2010 года (момента проведения проверки прокуратурой) до настоящего времени ни одно из установленных нарушений санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", устранено не было. Представителем ответчика в судебное заседание доказательств того, что администрацией района предпринимаются меры, направленные на устранение данных нарушений предоставлено не было. Районная долгосрочная программа (л..70-72) «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Семикаракорском районе на 2011-2015 года» содержит в себе такое мероприятие как - разработка генеральной схемы очистки территории городского и сельских поселений Семикаракорского района, однако не содержит в себе мероприятий направленных на решение вопроса по утилизации и переработке бытовых отходов на территории полигона ТБО. Таким образом, судом установлено, что Администрацией Семикаракорского района при осуществлении деятельности по утилизации и переработке бытовых отходов на территории полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу <адрес> нарушаются санитарные правила., что в силу требований действующего законодательства, в том числе ст.34 ФЗ " Об охране окружающей среды" может быть основанием для принятия судом решения о прекращении деятельности данного полигона, однако принимая во внимание, что в настоящее время, согласно лабораторным исследования существование данного полигона не оказывает вредного воздействия на воздух и почву, суд считает возможным ограничиться приостановлением деятельности данного полигона до устранения администрацией района нарушения санитарных правил и норм, выявленных в ходе прокурорской проверки, и отраженных в справке начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском районе, в связи с чем исковые требования прокурора в части запрещения использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления до ввода в эксплуатацию на указанном земельном участке полигона твердых бытовых отходов в установленном законом порядке и регистрации данного полигона в государственном реестре объектов размещения отходов не подлежат удовлетворению. Ростовским межрайонным природоохранным прокурором заявлено требование об обязывании администрации Семикаракорского района в течение 2-х лет организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района способами безопасными для окружающей среды и благополучия населения, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке и регистрации данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов. Представитель ответчика Панова С.Н., действующая на основании доверенности, выше указанные исковые требования Ростовского межрайонного прокурора признала. Согласно п. 2 ст. 173 ГПК РФ, судом сторонам разъяснены, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ростовского межрайонного прокурора в этой части подлежат удовлетворению. При этом суд, принимая во внимание, то обстоятельство, что для организации утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района -посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке потребуется решить вопрос о разработке проекта строительство данного полигона, проведения в связи с этим геологических и гидрологических исследований; получить заключения государственной экологической экспертизы, санитарно эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов ( полигона ТБО) санитарным правилам, после чего ввести данный полигон в эксплуатацию, что займет значительное время, считает возможным согласиться с позицией прокурора о том, что администрации Семикаракорского района для исполнения данных требований потребуется не менее 2 (двух) лет. На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ. Р Е Ш И Л : Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Семикаракорского района Ростовской области об обязывании администрации Семикаракорского района организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района способами безопасными для окружающей среды и благополучия населения, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке и регистрации данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов, обязывании администрации Семикаракорского района выполнить указанные требования на позднее 2-лет со дня вступления решения в законную силу, запретить использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления до ввода в эксплуатацию на указанном земельном участке полигона твердых бытовых отходов в установленном законом порядке и регистрации данного полигона в государственном реестре объектов размещения отходов - удовлетворить в следующем объеме. Обязать администрацию Семикаракорского района Ростовской области в течение 2 (двух) лет с момента вступления решения в законную силу организовать утилизацию и переработку отходов производства и потребления на территории Семикаракорского района способами безопасными для окружающей среды и благополучия населения, посредством создания на территории муниципального образования объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям законодательства, ввода данного объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке и регистрации данного объекта в государственном реестре объектов размещения отходов. В удовлетворении требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Семикаракорского района Ростовской области об обязывании администрации Семикаракорского района о запрете использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления до ввода в эксплуатацию на указанном земельном участке полигона твердых бытовых отходов в установленном законом порядке и регистрации данного полигона в государственном реестре объектов размещения отходов - отказать. Приостановить деятельность Администрации Семикаракорского района Ростовской области по использованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>" для складирования и размещения на нем отходов производства и потребления до устранения нарушений санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", выявленных в ходе проверки, приведения санитарно-технического состояния свалки, в соответствие с данными санитарными правилами. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2010 года