решение по делу №2-276/2011 об обязывании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения



                           

                                     Дело №2-276/2011

                         РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Семикаракорск                                                         3 июня 2011 года

        Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Прохоровой И.Г.

при секретаре Сидоровой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района к администрации Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а именно обустроить <адрес> четырьмя дорожными знаками 5.20 "Искусственная неровность", четырьмя дорожными знаками 1.17                          "Искусственная неровность",                          

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Семикаракорского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а именно обустроить улицу <адрес> четырьмя дорожными знаками 5.20 "Искусственная неровность", четырьмя дорожными знаками 1.17 "Искусственная неровность", в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что согласно ведомости размещения дорожных знаков, являющейся приложением к проекту организации дорожного движения внутри поселковых дорог х. Сусат по состоянию на 1 апреля 2008 года, утвержденной администрацией Сусатского сельского поселения Семикаракорского района и начальником ОГИБДД, на <адрес> должны быть установлены четыре дорожных знака 5.20                                       "Искусственная неровность", а также четыре дорожных знака 1.17 "Искусственная неровность". В ходе проверки, проведенной государственным инспектором дорожного движения и организации движения отделения ГИБДД отдела внутренних дел по Семикаракорскому району, было установлено отсутствие на <адрес> выше указанных дорожных знаков. В силу требований п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, согласно требований ч.4 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п.8 ст.6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" (далее ФЗ)от 8 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года "к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог".Согласно требований п.п.1 и 5 ч.1 ст.13 выше указанного ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом в п.1 ч.1 ст.3 выше указанного ФЗ указано, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; в силу требований ч.1 п.5 ст.3- элементами обустройства автомобильных дорог - являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Отсутствие на <адрес> дорожных знаков 5.20 "Искусственная неровность" и 1.17 " Искусственная неровность", предусмотренных ведомостью размещения дорожных знаков, является нарушением прав и интересов всех жителей х. Сусат, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения, что создает угрозу дорожно-транспортных происшествий, и может привести к недопустимым последствиям, в связи с чем прокурор района и обратился в суд с данным иском.

Представитель истца- прокурор Русакова Р.М. в судебном заседании, исковые требования прокурора Семикаракорского района об обязывании администрации Сусатского сельского поселения Семикаракорского района устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а именно обустроить <адрес> четырьмя дорожными знаками 5.2 "Искусственная неровность", четырьмя дорожными знаками 1.17 "Искусственная неровность"- поддержала. Пояснив при этом, что в силу требований ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В ходе проверки, проведенной государственным инспектором дорожного движения и организации движения отделения ГИБДД отдела внутренних дел по Семикаракорскому району, было установлено отсутствие на <адрес> четырех дорожных знаков 5.20 "Искусственная неровность" и четырех дорожных знаков 1.17 "Искусственная неровность". В силу требований п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, согласно требований ч.4 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п.8 ст.6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" (далее ФЗ)от 8 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года "к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог".Согласно требований п.п.1 и 5 ч.1 ст.13 выше указанного ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом в п.1 ч.1 ст.3 выше указанного ФЗ указано, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; в силу требований ч.1 п.5 ст.3- элементами обустройства автомобильных дорог - являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Отсутствие на <адрес> дорожных знаков, предусмотренных ведомостью размещения дорожных знаков, является нарушением прав и интересов всех жителей х. Сусат, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения., что создает угрозу дорожно-транспортных происшествий, и может привести к недопустимым последствиям, в связи с чем прокурор района и обратился в суд с данным иском.

Представитель ответчика Сусатского сельского поселения- Меркулов Ю.А., в судебном заседании исковые требования прокурора Семикаракорского района об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а именно обустроить <адрес> <адрес> четырьмя дорожными знаками 5.20 "Искусственная неровность", четырьмя дорожными знаками 1.17 "Искусственная неровность", в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу- признал и пояснил, что <адрес> является дорогой местного значения, и как следствие этого именно администрация сельского поселения отвечает за установку дорожных знаков на этом участке дороги. Согласно ведомости размещения дорожных знаков, являющейся приложением к проекту организации дорожного движения внутри поселковых дорог х. Сусат по состоянию на 1 апреля 2008 года, утвержденной администрацией Сусатского сельского поселения Семикаракорского района и начальником ОГИБДД, на <адрес> должны быть четыре дорожных знака 5.20 "Искусственная неровность" и четыре дорожных знака 1.17                      "Искусственная неровность". В настоящее время на <адрес> отсутствуют выше указанные дорожные знаки, подрядчиками были установлены другие дорожные знаки, не те которые предусмотрены ведомостью. В бюджете Сусатского сельского поселения не предусмотрены расходы на установку дорожных знаков, в связи с чем он полагает, что 6 месяцев администрации будет достаточно для решения вопроса о выделении денежных средств на установку этих знаков.

Суд, выслушав представителя истца-прокурора Русакову Р.М., представителя ответчика -администрации Сусатского сельского поселения- Меркулова Ю.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, следовательно, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных прав жителей муниципального образования, чьи права нарушаются бездействием органа местного самоуправления, выразившимся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.

Согласно п.5 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.8 ст.6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 8 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года (далее Закон), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п.9 ст.5 выше указанного федерального Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Как следует из проекта организации дорожного движения внутри поселковых дорог х. Сусат по состоянию на 1 апреля 2008 года, утвержденному администрацией Сусатского сельского поселения Семикаракорского района и начальником ОГИБДД, <адрес> - является дорогой местного значения.

Согласно требований п.п.1 и 5 ч.1 ст.13 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом в п.1 ч.1 ст.3 выше указанного ФЗ указано, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; в силу требований ч.1 п.5 ст.3- элементами обустройства автомобильных дорог - являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Согласно требований ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196- ФЗ от 10.12.95. "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Таким образом, судом установлено, что администрация Сусатского сельского поселения является тем органом, который должен содержать дороги на территории Сусатского сельского поселения, таким образом, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно п.п.1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 года № 711 Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В судебном заседании из актов, выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д.6-7), составленных госинспектором ДИ и ОД ОГИБДД ОВД по Семикаракорскому району установлено, что на <адрес> отсутствуют четыре дорожных знака 5.20 "Искусственная неровность", а также четыре дорожных знака 1.17 "Искусственная неровность", данные акты составлены с участием главы администрации Сусатского сельского поселения, в соответствии с требованиями ст.12 Федерального закона № 196- ФЗ от 10.12.95. "О безопасности дорожного движения"

ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст. Изменение № 1 ГОСТ Р 52289-2004 введено в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2005 года N 306-ст - настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, согласно п. 3.1 данного ГОСТа Р 52289-2004 - Техническое средство организации дорожного движения - дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство; п.3.2- Знак дорожный (далее - знак) - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее - движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

Согласно требований п. 5.6.25 выше указанного ГОСТзнак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения границ искусственной неровности. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств; знак 1.17 "Искусственная неровность", согласно требований п. 5.2.19 выше указанного ГОСТа устанавливают перед искусственной неровностью для принудительного снижения скорости. В случаях, если расстояние между последовательно расположенными неровностями составляет не более 100 м, знак устанавливают перед первой искусственной неровностью.

Согласно ведомости размещения дорожных знаков, являющейся приложением к проекту организации дорожного движения внутри поселковых дорог х. Сусат по состоянию на 1 апреля 2008 года, утвержденной администрацией Сусатского сельского поселения Семикаракорского района и начальником ОГИБДД, на <адрес> должны быть установлены четыре дорожных знака особых предписаний 5.20                  "Искусственная неровность", четыре предупреждающих дорожных знака 1.17                                  "Искусственная неровность".

Как установлено в судебном заседании из актов (л.д.6-7) и данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу, в настоящее время <адрес> <адрес> отсутствуют четыре дорожных знака особых предписаний 5.2 "Искусственная неровность", четыре предупреждающих дорожных знака 1.17 "Искусственная неровность".

Отсутствие данных знаков, является нарушением прав и интересов всех жителей х. Сусат, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения, создает угрозу дорожно-транспортных происшествий, что может привести к недопустимым последствиям,

Как следствие этого, исковые требования прокурора к администрации сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а именно обустроить <адрес> <адрес> четырьмя дорожными знаками 5.20 "Искусственная неровность", четырьмя дорожными знаками 1.17 "Искусственная неровность" - подлежат удовлетворению

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования прокурора Семикаракорского района признал, что является самостоятельным основанием для удовлетворения исковых требований истца в силу статьи 173 ГПК РФ.

При этом суд, принимая во внимание, то обстоятельство, что для установки дорожных знаков потребуется решить вопрос о финансировании данного вопроса, в связи с чем считает возможным согласиться с позицией прокурора о том, что администрации Сусатского сельского поселения для исполнения данных требований 6 ( шесть) месяцев.

В силу требований ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, так как истец освобожден от уплаты госпошлины, то в силу требований ст.103 ГПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Семикаракорского района к администрации Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, а именно обустроить <адрес> четырьмя дорожными знаками 5.20 "Искусственная неровность", четырьмя дорожными знаками 1.17 "Искусственная неровность" -удовлетворить.

Признать незаконными допущенные администрацией Сусатского сельского поселения нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения, выразившиеся в отсутствие на <адрес> четырёх дорожных знаков 5.20 " Искусственная неровность", четырёх дорожных знаков 1.17 " Искусственная неровность".

Обязать администрацию Сусатского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области, в течении 6 месяцев с момента вступления данного решения в законную силу, устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, обустроив <адрес> <адрес> четырьмя дорожными знаками 5.20 "Искусственная неровность", четырьмя дорожными знаками 1.17 "Искусственная неровность", в соответствии с ведомостью размещения дорожных знаков, являющейся Приложением к проекту организации дорожного движения внутри поселковых дорог х. Сусат по состоянию на 1 апреля 2008 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 6 июня 2011 года