Решение по делу №2-252/2011 о запрещении эксплуатировать транспортное средство до прохождения тех. осмотра



                                                    

                                        Дело №2-252/2011              

                                   РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Семикаракорск                                                    1 августа 2011 года

        Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Прохоровой И.Г.

при секретаре Сидоровой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах неограниченного круга лиц к Дегтяреву В.Я. об обязывании не эксплуатировать транспортное средство трактор <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормативам выбросов

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Семикаракорского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Дегтяреву В.Я. об обязывании прекратить эксплуатацию транспортного средства- трактора <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак , до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства, техническим нормативам выбросов.

В дальнейшем прокурор уточнил свои исковые требования и просил суд обязать Дегтярева В.Я. не эксплуатировать транспортное средство трактор <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак , до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормативам выбросов.

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. Прокуратурой Семикаракорского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Дегтярев В.Я. является собственником транспортного средства- трактора <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак . При этом данное транспортное средство не проходило технического осмотра в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с 2004 года. В силу требований ч.4 ст.17 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 года №83 «О проведении регулярных проверок транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» установлена обязанность проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее именуются - проверки): автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации начиная с 2003 года. Проверки тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин осуществляются органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники. Требованиями п.4 Порядка проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2002 года № 117 установлено, что государственный технический осмотр машин проводится ежегодно, с 1 февраля по 31 августа (с учетом климатических условий, структуры парка машин, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и т.д.), а машин сезонного (кратковременного) использования - перед началом каждого вида работ, но не позднее чем за 15 дней до их начала. В соответствии с требованиями п.11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр. При этом требованиями п.3.4 Правил проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ установлено, что в случаях неисправности машины или при длительном ее хранении владельцу представляется право представить в инспекцию гостехнадзора письменное заявление о переносе технического осмотра. При этом одновременно с заявлением предъявляются документы, указанные в Правилах (за исключением удостоверения тракториста - машиниста (тракториста) или водителя и медицинской справки), и сдаются государственный регистрационный знак и допуск на эксплуатацию. Владельцу, представляющему собой физическое лицо, выдается копия акта технического осмотра машины с отметкой о сдаче государственного регистрационного знака и допуска на эксплуатацию. Так как Дегтяревым В.Я. заявление о переносе технического осмотра предоставлено не было, следовательно он обязан был провести технический осмотр трактора, и эксплуатация данного транспортного средства не прошедшего государственный технический осмотр, в том числе на соответствие выбросов, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух техническим нормативам выбросов, может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, атмосферный воздух и нарушить права граждан на благоприятную среду обитания, в то время как каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Представитель истца- прокурор Русакова Р.М. в судебном заседании, поддержала исковые требования прокурора Семикаракорского района об обязывании Дегтярева В.Я. не эксплуатировать транспортное средство трактор <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак-, до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормативам выбросов. Пояснив при этом, что в силу требований ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, было установлено, что Дегтярев В.Я. является собственником транспортного средства- трактора <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак- . При этом данное транспортное средство не проходило технического осмотра в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с 2004 года. В то время как, в силу требований ч.4 ст.17 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требованиями п.4 Порядка проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2002 года № 117 установлено, что государственный технический осмотр машин проводится ежегодно, с 1 февраля по 31 августа, а машин сезонного (кратковременного) использования - перед началом каждого вида работ, но не позднее чем за 15 дней до их начала. При этом требованиями п.3.4 Правил проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ установлено, что в случаях неисправности машины или при длительном ее хранении владельцу представляется право представить в инспекцию гостехнадзора письменное заявление о переносе технического осмотра. При этом одновременно с заявлением предъявляются документы, указанные в Правилах (за исключением удостоверения тракториста - машиниста (тракториста) или водителя и медицинской справки), и сдаются государственный регистрационный знак и допуск на эксплуатацию. Владельцу, представляющему собой физическое лицо, выдается копия акта технического осмотра машины с отметкой о сдаче государственного регистрационного знака и допуска на эксплуатацию. Так как Дегтяревым В.Я. заявление о переносе технического осмотра предоставлено не было, следовательно, он обязан был провести технический осмотр трактора, и эксплуатация данного транспортного средства не прошедшего государственный технический осмотр, в том числе на соответствие выбросов, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух техническим нормативам выбросов, может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, атмосферный воздух и нарушить права граждан на благоприятную среду обитания, в то время как каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Так как, в соответствии с требованиями п.11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр, в связи с чем, прокурор района и обратился в суд с данным иском.

Ответчик Дегтярев В.Я. в судебное заседание не прибыл, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца- прокурора Русакову Р.М., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом в силу требований ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» - Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Семикаракорского района была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в сфере проверок транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух со стороны ответчика Дегтярева В.Я..

Согласно свидетельства о регистрации (л.д.8) Дегтяреву В.Я. принадлежит трактор <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак (л.д.8).

При этом данное транспортное средство не проходило технического осмотра в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с 2004 года (л.д.7).

В силу требований ч.4 ст.17 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 года №83 «О проведении регулярных проверок транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» установлена обязанность проведения регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации начиная с 2003 года.     

При этом требованиями п.2 выше указанного Постановления Правительства РФ установлено, что проверки тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин осуществляются органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.

Согласно требований ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следствие этого, именно ответчик по делу Дегтярев В.Я. обязан был в силу требований закона пройти технический осмотр транспортного средства, а именно трактора <данные изъяты>

Требованиями п.4 Порядка проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2002 года № 117 установлено, что государственный технический осмотр машин проводится ежегодно, с 1 февраля по 31 августа (с учетом климатических условий, структуры парка машин, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и т.д.), а машин сезонного (кратковременного) использования - перед началом каждого вида работ, но не позднее чем за 15 дней до их начала.

В п.3.4 «Правил проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ», утвержденных Минсельхозом РФ 31.05.1995 года и зарегистрированными в Минюсте РФ 05.06.1995 года за № 863 определено, что в случаях неисправности машины или при длительном ее хранении владельцу представляется право представить в инспекцию гостехнадзора письменное заявление о переносе технического осмотра. При этом одновременно с заявлением предъявляются документы, указанные в Правилах (за исключением удостоверения тракториста - машиниста (тракториста) или водителя и медицинской справки), и сдаются государственный регистрационный знак и допуск на эксплуатацию. Владельцу, представляющему собой физическое лицо, выдается копия акта технического осмотра машины с отметкой о сдаче государственного регистрационного знака и допуска на эксплуатацию.

Анализ данных норм позволяет суду сделать вывод о том, что при отсутствии заявления о переносе технического осмотра, собственник транспортного средства обязан предоставить транспортное средство для прохождения технического осмотр в сроки установленные законом.

В судебном заседании установлено, что ответчиком Дегтяревым В.Я. заявление о переносе технического осмотра в органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных и других видов машин предоставлено не было.

Согласно требований п. п.11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр. Эксплуатация транспортного средства не прошедшего государственный технический осмотр, в том числе на соответствие выбросов, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух техническим нормативам выбросов, может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, атмосферный воздух и нарушить права граждан на благоприятную среду обитания.

Как следствие этого, исковые требования прокурора к Дегтяреву В.Я. об обязывании не эксплуатировать транспортное средство трактор <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак , до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормативам выбросов- подлежат удовлетворению

В силу требований ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, так как истец освобожден от уплаты госпошлины, то в силу требований ст.103 ГПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Семикаракорского района к Дегтяреву В.Я. об обязывании не эксплуатировать транспортное средство трактор <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак , до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормативам выбросов-удовлетворить в полном объеме.

Обязать Дегтярева В.Я. не эксплуатировать транспортное средство трактор <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель <данные изъяты> цвета, государственный регистрационный знак , до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормативам выбросов.

Взыскать с Дегтярева В.Я. госпошлину в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2011 года