решение по делу №2-427/2011 об обязывании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения



                           

                            Дело №2-427/2011

                                  

                                 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Семикаракорск                                                         24 августа 2011 года

        Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Прохоровой И.Г.

при секретаре Кузнецовой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района к Администрации Топилинского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части наличия <адрес> выбоин длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., а также в части наличия на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес> выбоины длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., в течение 6 (шести) месяцев с момента вынесения решения

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Семикаракорского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Топилинского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части наличия на пересечении <адрес> выбоин длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., а также в части наличия на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес> выбоины длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., в течение 6 (шести) месяцев с момента вынесения решения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Семикаракорского района было установлено наличие на пересечении <адрес> выбоин длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., а также наличие на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес> выбоин длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., что является нарушением п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, и п.3.1.2 выше указанного ГОСТа, согласно которого предельные размеры просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине-15 см., ширине-60 см., глубине-5 см.. В силу требований п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, согласно требований ч.4 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п.8 ст.6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" (далее ФЗ)от 8 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года "к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог". Согласно требований п.п.1 и 5 ч.1 ст.13 выше указанного ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно выписки из реестра дорог муниципального образования "Топилинского сельское поселение" дорога асфальтовая, расположенная по <адрес> протяженностью 1,2 км., а также по <адрес> протяженностью 0,32 км. относится к дорогам местного значения и находится в муниципальной собственности. Ненадлежащее состояние дорожного покрытия является нарушением прав и интересов всех жителей <адрес>, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения, так как создает угрозу дорожно-транспортных происшествий, и может привести к недопустимым последствиям, в связи с чем, прокурор района и обратился в суд с данным иском.

Представитель истца- прокурор Русакова Р.М.в судебном заседании, исковые требования прокурора Семикаракорского района об обязывании администрации Топилинского сельского поселения устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части наличия на пересечении <адрес> выбоин длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., а также наличия на участке дороги, расположенной в непосредственной близости <адрес> выбоин длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., в течение 6 (шести) месяцев с момента вынесения решения- поддержала. Пояснив при этом, что в силу требований ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В ходе проверки, проведенной государственным инспектором дорожного движения и организации движения отделения ГИБДД отдела внутренних дел по Семикаракорскому району, было установлено наличие на пересечении <адрес> выбоин длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., а также наличие на участке дороги, расположенной в непосредственной близости <адрес> выбоин длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., что противоречит п. п.3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, согласно которого предельные размеры просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине-15 см., ширине-60 см., глубине-5 см.. В силу требований п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, согласно требований ч.4 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п.8 ст.6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" (далее ФЗ) от 8 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года "к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог". Согласно требований п.п.1 и 5 ч.1 ст.13 выше указанного ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно выписки из реестра дорог муниципального образования "Топилинского сельское поселение" дорога асфальтовая, расположенная по <адрес>, протяженностью 1,2 км., а также по <адрес> протяженностью 0,32 км. относится к дорогам местного значения и находится в муниципальной собственности. Ненадлежащее состояние дорожного покрытия является нарушением прав и интересов всех жителей <адрес>, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения, так как создает угрозу дорожно-транспортных происшествий, и может привести к недопустимым последствиям, в связи с чем, прокурор района и обратился в суд с данным иском. С учетом того, что для устранение выявленных нарушений потребуется решить вопрос о финансировании ремонта дороги, прокурор района просит установить администрации Топилинского сельского поселения для исполнения данных требований срок- 6 (шесть) месяцев.

Представитель ответчика Топилинского сельского поселения- Пилипенко Б.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Семикаракорского района об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения - признал и пояснил, что дорога асфальтовая, расположенная по <адрес>, протяженностью 1,2 км., а также по <адрес> протяженностью 0,32 км. относится к дорогам местного значения и находится в муниципальной собственности муниципального образования " Топилинского сельское поселение", и как следствие этого именно администрация отвечает за состояние данной дороги. В настоящее время на участке дороги, расположенной на пересечении <адрес> имеется выбоина длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес>- выбоина длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., что является нарушением ГОСТа. Для устранения этих нарушений потребуется решить вопрос о финансировании ремонта, в связи с чем он считает возможным согласиться с позицией прокурора о том, что администрации Топилинского сельского поселения для исполнения данных требований 6 ( шесть) месяцев

Суд, выслушав представителя истца- прокурора Р.М., представителя ответчика -администрации Топилинского сельского поселения- Пилипенко Б.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, следовательно, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных прав жителей муниципального образования, чьи права нарушаются бездействием органа местного самоуправления, выразившимся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.

Согласно п.5 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.8 ст.6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 8 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года (далее Закон), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п.9 ст.5 выше указанного федерального Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Дорога асфальтированная общего пользования, расположенная по адресу <адрес>, протяженностью 1,2 км., а также <адрес> протяженностью 0,32 км. относится к дорогам местного значения и находится в муниципальной собственности муниципального образования " Топилинского сельское поселение".

Согласно требований п.п.1 и 5 ч.1 ст.13 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом в п.1 ч.1 ст.3 выше указанного ФЗ указано, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно требований ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196- ФЗ от 10.12.95. "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Таким образом, судом установлено, что администрация Топилинского сельского поселения является тем органом, который должен содержать дороги на территории Топилинского сельского поселения, таким образом, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно п.п.1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 года № 711 Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В судебном заседании из актов, выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д.6-7), составленных госинспектором ДИ и ОД ОГИБДД ОВД по Семикаракорскому району установлено, наличия на участке дороги, расположенной на пересечении <адрес> выбоины длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес>- выбоины длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., данные акты составлены с участием главы Топилинского сельского поселения БАИ.

ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", который утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.93 № 221 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Согласно п. 3.1.1 данного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Требованиями п.3.1.2. ГОСТа установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В судебном заседании из актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 31 мая 2011 года установлено, и данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика, что на участке дороги, расположенной <адрес> имеется выбоина длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см. (л.д.6), на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес>- выбоина длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см. (л.д.7), что является нарушением требований ГОСТа и влечет нарушение прав и интересов всех жителей <адрес>, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения, создает угрозу дорожно-транспортных происшествий, что может привести к недопустимым последствиям,

Как следствие этого, исковые требования прокурора к администрации Топилинского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, в части наличия на участке дороги, расположенной на пересечении <адрес> выбоины длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес>- выбоины длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см.-подлежат удовлетворению

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования прокурора Семикаракорского района признал, что является самостоятельным основанием для удовлетворения исковых требований истца в силу требований статьи 173 ГПК РФ.

Принимая во внимание, то обстоятельство, что для устранения выявленных нарушений потребуется решить вопрос о финансировании ремонта этого участка дороги, суд считает возможным согласиться с позицией прокурора о том, что администрации Топилинского сельского поселения для исполнения данных требований потребуется -6 ( шесть) месяцев.

В силу требований ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, так как истец освобожден от уплаты госпошлины, то в силу требований ст.103 ГПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Семикаракорского района к Администрации Топилинского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области об обязывании устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части наличия на пересечении <адрес> выбоин длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., а также в части наличия на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес> длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., в течение 6 (шести) месяцев с момента вынесения решения-удовлетворить.

Признать незаконными нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения, выразившиеся в наличии на участке дороги на <адрес> и по <адрес> выбоин, превышающих предельные размеры установленные ГОСТОм, допущенные администрацией Топилинского сельского поселения.

Обязать администрацию Топилинского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области, в течении 6 месяцев с момента вступления данного решения в законную силу, устранить нарушения законодательства РФ о безопасности дорожного движения - в виде наличия на участке дороги, расположенной на пересечении <адрес> выбоины длиной 76 см., шириной 120 см., глубиной 3 см., на участке дороги, расположенной в непосредственной близости от <адрес>- выбоины длиной 90 см., шириной 70 см., глубиной 3 см., путем проведения ремонта данных участков дороги.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2011 года