Дело №2-582/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Семикаракорск 6 октября 2011 года Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Прохорова И.Г. при секретаре Кузнецовой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзюба Л.П. к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области об обязывании Департамента социальной защиты населения произвести начисление и выплату льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года в сумме <данные изъяты>.. У С Т А Н О В И Л : Дзюба Л.П., состоящая в трудовых отношениях с ГУП РО Семикаракорское ТПП «Фармация», обратилась в суд с иском об обязывании Департамента социальной защиты населения произвести начисление и выплату льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года в сумме <данные изъяты>.. Обосновывая исковые требования следующим образом. Решением Семикаракорского районного суда от 7 сентября 2010 года за Дзюба Л.П. и членами ее семьи, в соответствии п.1 ч.1 ст.1 закона Ростовской области № 274 ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» было признано право на получение мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии; Департамент социальной защиты населения обязан был произвести начисление и выплату Дзюба Л.П. льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2010 года в сумме <данные изъяты>.. Данное решение вступило в законную силу 28 октября 2010 года. После чего ДСЗН Семикаракорского района была произведена выплата <данные изъяты>. - задолженности, взысканной по решению суда, за период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2010 года. Однако, ежемесячная выплата льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии Дзюба Л.П. и членам ее семьи стала производится ДСЗН с 1 апреля 2011 года. Таким образом, в период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года (включительно) ежемесячная выплата Дзюба Л.П. и членам ее семьи социальных льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии ДСЗН администрации Семикаракорского района - не производилась. Согласно сообщения директора ДСЗН Администрации Семикаракорского района- ДСЗН не имеет возможности самостоятельно принять решение по предоставлению мер социальной поддержки за прошедший период, в связи с чем Дзюба Л.П. обратилась в суд с иском. В судебном заседании истица Дзюба Л.П. поддержала исковые требования об обязывании Департамента социальной защиты населения произвести начисление и выплату льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года в сумме <данные изъяты>.. Пояснив при этом, что она состоит в трудовых отношениях с ГУП РО Семикаракорское ТПП «Фармация», и как медицинский работник она пользовалась социальной льготой по оплате коммунальных услуг, однако затем с 1 июля 2006 году эту льготу перестали предоставлять. В связи с чем, она вынуждена была обратиться в суд с искомо признании за ней и членами ее семьи права на получение социальных льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии и обязывании Департамент социальной защиты населения произвести начисление и выплату указанных льгот с 1 июля 2007 года в сумме <данные изъяты>.. Решением Семикаракорского районного суда от 7 сентября 2010 года за ней и членами ее семьи, в соответствии п.1 ч.1 ст.1 закона Ростовской области № 274 ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» было признано право на получение мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии; Департамент социальной защиты населения обязан был произвести начисление и выплату ей льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2010 года в сумме <данные изъяты>..Данное решение вступило в законную силу- 28 октября 2010 года, в связи с тем, что ДСЗН на решение была подана кассационная жалоба. Данное решение в части выплаты ей льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2010 года в сумме <данные изъяты>. было исполнено, а в части предоставления ежемесячной льготы нет. Имея на руках решение суда о признании за ней и членами ее семьи право на меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, она не знала о необходимости написания в ДСЗН заявления о предоставлении данного вида льгот. При этом она неоднократно в устной форме обращалась в ДСЗН для решения вопроса о предоставлении данного вида льгот ей и членам ее семьи, так как по ее устным обращениям вопрос о предоставлении льготы не решался, 17 марта 2011 года, она обратилась в ДСЗН уже с заявлением о предоставлении ей и членами ее семьи ежемесячной льготы по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, и с 1 апреля 2011 года данный вид льгот им был предоставлен. Однако, при этом ей и членам ее семьи начисление и выплата льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2010года по 31 марта 2011 года ДСЗН администрации Семикаракорского района - не производилась. Она обратилась к директору ДСЗН с заявление о предоставлении льгот за период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года и получила ответ, в котором было указано, что ДСЗН не имеет возможности самостоятельно принять решение по предоставлению мер социальной поддержки за прошедший период. В связи с чем, она обратилась в суд с иском, и просит суд обязать ДСЗН произвести начисление и выплату ей и членам ее семьи льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года в сумме <данные изъяты>., восстановив тем самым нарушенное право ее и членов ее семьи. Представитель ДСЗН Семикаракорского района - Павленко О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно решения суда от 7 сентября 2010 года за Дзюба Л.П. и членами ее семьи, в соответствии п.1 ч.1 ст.1 закона Ростовской области № 274 ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» было признано право на получение мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии. Согласно этого же решения Департамент социальной защиты населения обязан был произвести начисление и выплату Дзюба Л.П. льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2010 года в сумме <данные изъяты>.. Данное решение вступило в законную силу- 28 октября 2010 года, в связи с тем, что на решение была подана кассационная жалоба. После вступления решения в законную силу, Дзюба Л.П. обратилась в ДСЗН с заявлением о предоставлении ей социальных льгот 17 марта 2011 года. О том, что истица ранее 17 марта 2011 года обращалась в ДСЗН по вопросу предоставления ей и членам ее семьи ежемесячной социальной льготы, ей ничего не известно. Согласно заявления, поданного Дзюба Л.П. в ДСЗН, ей и членам ее семьи с 1 апреля 2011 года были предоставлены социальные льготы, так как меры социальной поддержки носят заявительный характер и предоставляются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением. ДСЗН не имеет возможности самостоятельно принять решение по предоставлению мер социальной поддержки за прошедший период. При этом она не оспаривает право истицы и членов ее семьи на получение мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, а также расчет суммы данных льгот за период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года в размере 24 097 руб.50 коп., предоставленный истицей по делу. До настоящего времени на территории муниципального образования- Семикаракорский район не определены отделы, управления органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, которые должны утверждать Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Представитель третьего лица-Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, в материалах дела имеется возражение на заявленные Дзюба Л.П. исковые требования, в котором заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства труда и социального развития. Суд выслушав истицу Дзюба Л.П., представителя ДСЗН- Павленко О.Г., исследовав материалы дела приходит к следующему. Согласно требований ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решением Семикаракорского районного суда от 7 сентября 2010 года за Дзюба Л.П. и членами ее семьи, в соответствии п.1 ч.1 ст.1 закона Ростовской области № 274 ЗС « О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» было признано право на получение мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии. Согласно решения суда Департамент социальной защиты населения обязан был произвести начисление и выплату Дзюба Л.П. льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2010 года в сумме <данные изъяты>. (л.д.7-10). На решение Семикаракорского районного суда от 7 августа 2010 года ДСЗН Администрации Семикаракорского района была подана кассационная жалоба. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 октября 2010 года решение Семикаракорского районного суда от 7 августа 2010 года оставлено без изменений, а кассационная жалоба ДСЗН Администрации Семикаракорского района Ростовской области без удовлетворения.. В силу требований п.3 ч.1 ст.209 ГПК РФ в случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Следовательно, решение Семикаракорского районного суда от 7 сентября 2010 года вступило в законную силу с 28 октября 2010 года. Согласно требований ч.2 ст.209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения. Согласно ч.2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ. 01.12.2004 № 151-ФЗ.) « Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной или муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.» При этом размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч.2 ст. 63 Основ, устанавливались законодательными актами субъектов РФ и учитывались в межбюджетных отношениях (ст.2 ФЗ от 06.05.2003гг. № 52-ФЗ). Порядок предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных, в частности, ч.2 ст. 63 Основ, определялся «Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003г. № 377. Согласно п.2 Правил фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работали в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживали в сельской местности, подлежали компенсации за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год. Положения ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» применялись до принятия соответствующих законодательных актов субъектами РФ, но не позднее чем до 01.01.2005г. (ст. 6 ФЗ от 06.05.2003г. № 52-ФЗ). Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч.2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» признана утратившей силу, поэтому вышеуказанные Правила в настоящее время к спорным правоотношениям применены быть не могут. С 1 января 2005 года ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» была дополнена частями четвертой, пятой, шестой следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления». Изменяя форму и содержание социальной поддержки законодатель исходил из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или ущемляющих права граждан (ст.55, часть 2 Конституции РФ) и основывал свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан получателей мер социальной поддержки, с учетом которых приобретённое право на основе законодательства будет уважаться властями и будет реализовано. Признание статьёй 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ утратившим силу п. 9 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» не может рассматриваться как утрата права на равноценные меры социальной поддержки с 01.01.2005 г. Преамбула №122-ФЗ гласит: «... при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты»,«... нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закреплёнными в данной преамбуле и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина». Статья 153 № 122-ФЗ гласит: «1. В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 2. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены». В Ростовской области 17 января 2005 года принят областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» № 274 -ЗС (далее областной закон № 274 ЗС), согласно п.1 ч.1 ст.1 данного областного закона «Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится следующим категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности): 1) врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 1 января 2005 года, если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005 года, при условии дальнейшего совместного проживания». С 1 января 2005 года (как и ранее) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат. В ч.1-ч.3 ст.2 областного закона № 274 ЗС предусмотрено, что «Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - компенсация) и рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, за исключением компенсации гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона. Компенсация гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Компенсации, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, производятся гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности». При этом ч.ч.1-3 ст.3 областного закона № 274 ЗС предусмотрено: «Гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Областного закона, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Администрацией Ростовской области. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации. Для граждан, занимающих должности врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, в список дополнительно вносятся сведения о членах их семей с указанием фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, степени родства.» Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки установлены постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 537 (в ред. от 31.12.2009 №730) « О расходовании средств областного бюджета на предоставлении адресной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативно правовыми актами социальной направленности» утвердившим « Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление адресной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативно правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначении» (далее Положение), в силу требований п.6.1.2 данного Положения учет и подтверждение права граждан на меры, указанные в п.6, в том числе отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, на оплату жилья, отопления, электроэнергии и других коммунальных услуг, осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований по месту их регистрации на основании следующих документов : заявления; копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина; копии удостоверения (документа), подтверждающего право на получение ежемесячной денежной выплаты; справки о составе семьи по месту регистрации гражданина по месту жительства; копий лицевых счетов гражданина по оплате жилищно-коммунальных услуг (при необходимости); документов, подтверждающих размер общей площади жилого помещения, в котором зарегистрирован гражданин по месту жительства (месту пребывания): свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; договор социального найма, купли-продажи, мены, дарения, уступки прав и иных договоров. В силу требований 6.1.2 Положения в случаях, когда гражданин имеет право на получение идентичных мер, предусмотренных различными нормативными правовыми актами, органы социальной защиты населения муниципальных образований подтверждают его лишь по одному из них, по выбору гражданина. По мнению суда, ДСЗН который в 2005 году произвел Дзюба Л.П. начисление социальных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с требованиями ч. 2 ст.1 областного закона № 274 ЗС, как мед.работнику, работающему и проживающему в сельской местности, и в последствии производивший выплату социальных льгот, в том числе на основании решения Семикаракорского районного суда от 7 сентября 2010 года, а также с 1 апреля 2011 года в добровольном порядке, установил желание истицы на получение социальных льгот в рамках областного закона № 274 -ЗС. В судебном заседании установлено, и данное обстоятельство не оспаривается сторонами, в том числе представителем ДСЗН, что до настоящего времени на территории муниципального образования- Семикаракорский район не определены отделы, управления органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, которые должны утверждать Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Представителем Департамента социальной защиты населения Администрации района в судебном заседании не оспаривалось, что в силу требований областного закона № 274 ФЗ Дзюба Л.П. имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат. Департаментом социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Дзюба Л.П. была установлена и предоставлена мера социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг- как мед.работнику, работающему и проживающему в сельской местности. Данное обстоятельство не оспаривается в судебном заседании сторонами, в том числе представителем ДСЗ Администрации Семикаракорского района. По мнению суда, наличие у Дзюба Л.П., в силу требований областного закона № 274 -ЗС как у мед.работника, работающего и проживающего в сельской местности, права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, в порядке установленном ст.2 областного закона № 274 ЗС, установленного, в том числе решением Семикаракорского районного суда от 7 сентября 2010 года, является основанием для установления и предоставления ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем лишение ДСЗН Администрации Семикаракорского района - Дзюба Л.П. возможности в соответствии с требованиями выше указанного областного закона получить льготу по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года- является неправомерным. В силу требований ч.1 ст.3 ГПК РФ «заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов», при этом в силу требований ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. Истица Дзюба Л.П. обратилась в суд с иском о восстановления положения, существовавшего до нарушения права и присуждения к исполнению обязанности в натуре. По мнению суда, для восстановления положения существовавшего до нарушения права Дзюба Л.П. на получение социальной льготы, ДСЗН Администрации Семикаракорского района должен произвести единовременную выплату истице социальных льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2010 года до 31 марта 2011 года, так как согласно решения Семикаракорского районного суда -Департамент социальной защиты населения обязан был произвести начисление и выплату Дзюба Л.П. льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2010 года, после чего с 1 апреля 2011 года ДСЗН Администрации Семикаракорского района самостоятельно производит начисление и выплату выше указанных социальных льгот истице и членам ее семьи. Так как, представитель ответчика ДСЗН Администрации Семикаракорского района не оспаривает правильность расчета, предоставленного истицей, суд считает возможным положить в основу решения данный расчет (л.д.11), в соответствии с которым задолженность по выплате социальных льгот - по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года (включительно) составляет <данные изъяты>.. В соответствии с требованиями ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Требованиями ч.1 ст.88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Дзюба Л.П. к Департаменту социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области об обязывании Департамента социальной защиты населения произвести начисление и выплату льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года в сумме <данные изъяты>.- удовлетворить. Обязать Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области произвести начисление и выплату Дзюба Л.П. льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 1 июля 2010 года по 31 марта 2011 года в сумме <данные изъяты>.. Взыскать с Департамент социальной защиты населения Администрации Семикаракорского района Ростовской области в пользу Дзюба Л.П. возврат госпошлины в сумме 200 руб.. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: Мотивированное решение изготовлено 7 октября 2011 года.