РЕШЕНИЕ по делу № 2-488/2011 Именем Российской Федерации 16 сентября 2011 года г.Семикаракорск Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Курносов И.А., при секретаре Булатове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании скотомогильника бесхозяйным и возложении обязанности принятия его на баланс, УСТАНОВИЛ: Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее Минимущество Ростовской области) о признании скотомогильника бесхозяйным и возложении обязанности принятия его на баланс, обосновывая свои исковые требования тем, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства при утилизации биологических отходов выявлен бесхозяйный скотомогильник, расположенный на территории Д. сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области на расстоянии <адрес>. В результате проверки установлено, что лицо ответственное за состояние скотомогильника на протяжении четырех лет и до настоящего времени отсутствует, права на него не зарегистрированы, на балансе Администрации Д. сельского поселения указанный скотомогильник не состоит. Ввиду отсутствия собственника, неисполнения обязанности по надлежащему содержанию, скотомогильник не соответствует требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469. Ненадлежащее состояние указанного объекта, согласно сведениям Управления ветеринарии Ростовской области создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, а также создает угрозу здоровью населения и окружающей среде. Данная ситуация возникла из-за отсутствия владельцев, ответственных за выполнение ветеринарно-санитарных требований. Тем самым нарушены интересы и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленные ст.42 Конституции РФ, что обосновывает предъявление иска прокурором. Анализ законодательства в области организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законодательства в области организации местного самоуправления, ветеринарии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения показывает, что действующим законодательством не предусмотрено в качестве вопроса местного значения, самостоятельно решаемого населением и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по содержанию скотомогильников. Вопросы содержания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Согласно п.п.5.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов к полномочиям органов местного самоуправления отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность, расположенного на территории Семикаракорского района Ростовской области места захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников на счет администрации муниципального района не поступали, предъявление каких-либо требований к муниципальному образованию не возможно. Признание скотомогильника бесхозяйным необходимо для передачи в собственность данного объекта имущественных прав администрации Ростовской области. С учетом положений п.1.5 Постановления администрации Ростовской области от 18.02.2004 г. № 88 «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области» устанавливающем, что министерство является специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области - данный орган привлекается в качестве ответчика. На основании изложенного и в соответствии со ст.45 ГПК РФ, ст.ст.12, 225 ГК РФ прокурор просит суд признать скотомогильник, расположенный на территории Д. сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области на расстоянии <адрес> бесхозяйным и обязать Минимущество Ростовской области принять его на баланс. В судебном заседании помощник прокурора Семикаракорского района Ростовской области Юношев Д.В. поддержал исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Минимущества Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, от него поступило письменное возражение на исковое заявление, согласно которому Минимущества Ростовской области считает исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Минимущество Ростовской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Исковые требования заявлены с нарушением норм материального и процессуального права. Согласно ст.222 ГК РФ. При этом право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. При этом право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. На основании изложенного, представитель ответчика просит суд в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица Управления ветеринарии Администрации Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица Администрации Д. сельского поселения Краснов С.С., полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, и пояснил, что на территории Д. сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области на расстоянии <адрес> имеется скотомогильник. Кем и когда был устроен данный скотомогильник, достоверных данных у Администрации Д сельского поселения не имеется. Со слов жителей х.Д. этот скотомогильник был устроен совхозом Д., которого в настоящее время не существует. На балансе Администрации Д. сельского поселения указанный скотомогильник не состоит. В 2010 году этот скотомогильник был выявлен в качестве бесхозяйный объекта, о чем было опубликовано объявление в газете «Семикаракорские вести». Земельный участок Администрацией Д. сельского поселения под него не отводился. Данным скотомогильником никто не пользуется. ОАО «Д.» указанный скотомогильник не использует, так как занимается растениеводством, животноводством не занимается. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица, не явившегося в судебное заседание. Выслушав помощника прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании было установлено, что на территории Д. сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области на расстоянии <адрес> расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. Кем и когда была организована данная биотермическая яма (скотомогильник) достоверно установить в судебном заседании не представилось возможным. В нарушение п.п.5.1, 5.6-5.8, 5.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, на данную биотермическую яму (скотомогильник) отсутствует проектная документация, территория скотомогильника не обвалована, не огорожена, находится в антисанитарном состоянии, над скотомогильником отсутствует навес, рядом со скотомогильником отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, отсутствует указатель, отсутствуют подъездные пути, скотомогильник бесхозяйный, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Перечисленные обстоятельства подтверждаются: ответом Администрации Д. сельского поселения на запрос суда (л.д.21), ответом главного государственного ветеринарного инспектора Семикаракорского района на запрос суда (л.д.25), ответом Администрации Семикаракорского района на запрос суда (л.д.33), объяснениями представителя третьего лица Администрации Д. сельского поселения Краснова С.С.. Согласно уведомлению Семикаракорского отдела Управления Росреестра по <адрес> (л.д.20) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на указанный скотомогильник (биотермическую яму) отсутствуют. Из ответа Администрации Д. сельского поселения (л.д.21) следует, что в реестр муниципального имущества Д. сельского поселения данный скотомогильник (биотермическая яма) не включен, сведений о том, когда и кем был организован данный скотомогильник Администрация не располагает. Согласно ответу Администрации Семикаракорского района (л.д.33) указанный скотомогильник в реестре муниципального имущества муниципального образования «Семикаракорский район» не числится, земельный участок под него не отводился. Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу п.п.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно п.п. "ц" п.2 ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. На уровне Ростовской области Правительство Ростовской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ростовской области, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ростовской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии. В силу положений ст.58 Областного закона Ростовской области от 29.05.1996 г. № 19-ЗС "Устав Ростовской области" (в ред. Областного закона РО от 01.08.2011 г. N 634-ЗС) Правительство Ростовской области является коллегиальным органом и обладает правами юридического лица. В сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности населения Правительство Ростовской области организует решение вопросов по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, вводит в порядке, предусмотренном федеральным законом, ограничительные мероприятия (карантин) в случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных, налагает и снимает карантин растений; принимает решения об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Ростовской области с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства. Таким образом, в силу вышеуказанных действующих норм права обязанность по надлежащему содержанию в соответствии с санитарно-ветеринарными правилами скотомогильников, расположенных на территории Ростовской области и не имеющих собственников (бесхозяйных), может быть возложена на Правительство Ростовской области, но не на Минимущество Ростовской области, к компетенции которого данный вопрос не отнесен. Следовательно, иск предъявлен прокурором к ненадлежащему ответчику. В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Вопросы признания движимой вещи бесхозяйной и признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь урегулированы главой 33 ГПК РФ. В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Скотомогильник (биотермическая яма) прочно связан с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, следовательно, в силу п.1 ст.130 ГК РФ он является недвижимой вещью. Нормами главы 33 ГПК РФ не предусмотрено принятие судом решения о признании недвижимой вещи бесхозяйной. В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В судебном заседании было установлено, что земельный участок под строительство вышеуказанного скотомогильника (биотермической ямы) не отводился, проектная документация на него отсутствует. Следовательно, данный скотомогильник (биотермическая яма) имеет признаки самовольной постройки. Согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Как было установлено в судебном заседании вышеуказанный скотомогильник (биотермическая яма) не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, а именно, на данную биотермическую яму (скотомогильник) отсутствует проектная документация, территория скотомогильника не обвалована, не огорожена, находится в антисанитарном состоянии, над скотомогильником отсутствует навес, рядом со скотомогильником отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, отсутствует указатель, отсутствуют подъездные пути, скотомогильник бесхозяйный, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения, то есть создает угрозу жизни и здоровью граждан. Удовлетворение требования прокурора о принятии Минимуществом Ростовской области на баланс данного скотомогильника (биотермической ямы) приведет к его легализации, придаст ему законный статус, в условиях когда сохранение данного объекта создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с абзацем 2 п.2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Согласно абзацу 3 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Вместе с тем, прокурором требование о ликвидации скотомогильника (биотермической ямы) либо требование о приведении его в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил не заявлено. С учетом изложенного, суд считает, что, предъявляя настоящий иск, прокурор избрал неверный способ защиты нарушенного права, который не может обеспечить восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Иск предъявлен прокурором к ненадлежащему ответчику. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд В удовлетворении иска Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании скотомогильника бесхозяйным и возложении обязанности принятия его на баланс отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 19 сентября 2011 года. Судья Курносов И.А.