о признании незаконным решения об отказе



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Семенов

Судья Семеновского районного суда Нижегородской области Шутов В.А. при секретаре Базаркиной Ж.Н., а также с участием истца Верещагиной Е.В., представителя ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Семеновскому району по доверенности Муравьевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верещагиной Елены Валерьевны к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области о признании незаконным решения ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области о признании незаконным решения ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Из искового заявления следует, что истец проживает постоянно со своей семьей: мужем ФИО3 и двумя несовершеннолетними детьми: сыном Андреем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сыном Константином, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ в роддоме г. Семенова она родила мертвого ребенка (мальчика), врачами был поставлен диагноз: антенатальная гибель плода. ДД.ММ.ГГГГ ею в отделе ЗАГС Семеновского района Нижегородской области получена справка о рождении формы № за номером 09, на основании которой ей было выдано единовременное государственное пособие в размере 9.000 рублей.В соответствии с п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» за № от ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда по Семеновскому району Нижегородской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал и всеми необходимыми документами.Решением вышеуказанного органа № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче сертификата на материнский капитал в связи с отсутствием свидетельства о рождении на третьего ребенка. Считает, что в данном случае отказ государственного органа является незаконным и необоснованным, так как при решении вопроса о выдаче государственного сертификата на материнский капитал юридически значимым является сам факт рождения двух и более детей.Кроме этого, доводы ответчика об отсутствии свидетельства о рождении ребенка, не основаны на законе.Данное обстоятельство - отсутствие указанного документа - как основание отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в п.6 ст.5 ФЗ №- ФЗ не указано.Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.В соответствии с п. п. «а» п.З Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ6 года № (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) право на получение сертификата имеют следующие граждане Российской Федерации независимо от места жительства:женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ7 года.В соответствии с п. 5 тех же Правил, заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), подтверждающих рождение (усыновление) детей.Согласно справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ формы 26 следует, что отделом ЗАГС администрации Семеновского района Нижегородской области составлена запись акта о рождении у нее ребенка, родившегося мертвым.По этой причине она не может получить свидетельство о рождении ребенка, а единственным документом, подтверждающим факт рождения ею ДД.ММ.ГГГГ ребенка, является справка о рождении формы 26. Считает, что имеет право на помощь государства, а именно, на дополнительную меру государственной поддержки и в соответствии с п.1 ч.1 ст.З Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ6 года № - ФЗ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в данном случае право на материнский капитал предоставляется самой матери, а не ребенку, и право на него не зависит от срока жизни ребенка.Правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении ребенка, а факт рождения детей, в том числе третьего по счету.Факт рождения ею двух сыновей подтверждается свидетельствами о рождении, при этом отсутствие свидетельства о рождении третьего по счету ребенка, на ее взгляд, не может служить основанием к отказу в получении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.В настоящее время она вместе с мужем воспитывает двоих несовершеннолетних сыновей, хотели, чтобы у них родился третий ребенок.Беременность переносила хорошо, каких-либо серьезных осложнений врачом в женской консультации у нее не было выявлено.

В судебном заседании истец ФИО1 свои исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Семеновскому району ФИО4 исковые требования не признала и пояснила, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, регулируются Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ, а также издаваемыми в соответствии с ним, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 160-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 288-ФЗ) Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.При этом согласно преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ его целью является создание условий, обеспечивающих семьям,имеющим детей, достойную жизнь.Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.В соответствии с подп.1 п.1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона №256-ФЗ право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка.Из содержания приведенных выше положений Федерального закона № 256-ФЗ в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) детей, один из которых родился начиная с ДД.ММ.ГГГГ.Третий ребенок истицы, с рождением которого могло бы возникнуть право на дополнительные меры государственной поддержки, родился мертвым ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует справка о рождении формы 26 за № от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому в связи со смертью ребенка у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 160-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 288-ФЗ) Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.

Согласно п. 2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно ст. 4 Закона № 256-ФЗ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

В ст. 23 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от ДД.ММ.ГГГГ № ИЗ-ФЗ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) перечислены сведения, которые должно содержать свидетельство о рождении. В соответствии со ст. 29 данного Закона предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Судом установлено, что истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ родила мертвого ребёнка (мальчика), врачами поставлен диагноз - антенатальная гибель плода.

ДД.ММ.ГГГГ в Семёновском районном отделе ЗАГС Нижегородской области была составлена запись № о рождении ребёнка, родившегося мертвым.

Истец ФИО1 обратилась с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ Семёновского района о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

По результатам рассмотрения представленных документов Управление Пенсионного Фонда своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказало гражданке ФИО1 в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием свидетельства о рождении третьего ребенка.

Суд находит необоснованными доводы истца о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи с тем, что возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256 -ФЗ, законодатель связывает с тем, что достаточно лишь подтвердить факт рождения ребёнка после ДД.ММ.ГГГГ женщине, имеющей детей, право на материнский капитал предоставляется самой матери, и право на него не зависит от срока жизни ребенка, поскольку в соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256 -ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей,- это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом. При этом согласно преамбуле Федерального закона № 256 -ФЗ его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации. К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности относятся женщины, родившие ( усыновившие) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ( подп.1 п.1 ст.3 Федерального закона № 256 -ФЗ ). Право на дополнительную поддержку у названных женщин возникает при рождении ( усыновлении ) этого ребенка ( п.7 ст.3 Федерального закона № 256 -ФЗ) и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка.

Третий ребенок истца, с рождением которого могло бы возникнуть право на дополнительные меры государственной поддержки, родился мертвым ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует справка о рождении формы 26 за № от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому в связи со смертью ребенка у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ.

Таким образом, в иске ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области о признании решения № 38 от 15.03.2010 года Управления Пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области об отказе в выдаче ФИО1 государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным и обязании Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области выдать ФИО1 государственный сертификат на материнский ( семейный ) капитал в связи с рождением третьего ребенка,следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Верещагиной Елены Валерьевны к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области о признании незаконным решения ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Семеновскому району Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд в течение 10 дней.

Судья В.А. Шутов