Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2011 года город Семенов
Судья Семеновского районного суда Нижегородской области Инвияева Н.Г.,
при секретаре Дундуковой Е.Ф.,
с участием заявителя Скорняковой Лидии Анатольевны;
представителя заявителя: Уромова Вячеслава Анисимовича, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированной в реестре за номером №), удостоверенной нотариусом <адрес> ;
заинтересованных лиц: Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по <адрес> в лице заместителя директора Табакова К. Г., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
Государственного предприятия <адрес> «Нижтехинвентаризация» в лице директора Семеновского филиала ГУ НО «Нижтехинвентаризация» Соловьевой В. А. по доверенности (№ от ДД.ММ.ГГГГ);
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Скорняковой Лидии Анатольевны об оспаривании решения государственного органа, осуществляющего технический учет, суд
У С Т А Н О В И Л:
Скорнякова Лидия Анатольевна обратилась в Семеновский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решений Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по <адрес> - № К-Р ( ТУ) / ДД.ММ.ГГГГ года и № К-Р ( ТУ)/ДД.ММ.ГГГГ года, указав в заявлении, что, ДД.ММ.ГГГГ она получила свидетельство о праве на наследство по закону ( дополнительное ) на 1/4 (одну четвертую) долю в праве общей долевой собственности жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Данное свидетельство было выдано нотариусом <адрес> Лозинской Н.А. и зарегистрировано в реестре за номером ДД.ММ.ГГГГ).
Право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности указанного жилого дома подлежало регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>..
Для государственной регистрации права необходимы были технический и кадастровый паспорта на указанный жилой дом, поэтому заявитель Скорнякова Л.А. обратилась с заявлением в Семеновский филиал ГУ НО «Нижтехинвентаризация» об изготовлении данных документов на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Двадцатого августа 2010 года на вышеуказанный объект недвижимости был изготовлен технический паспорт (инвентарный номер 00400, кадастровый номер №).
После того, как технический паспорт был изготовлен, заявитель Скорнякова Л.А.. обратилась с заявлением о внесении изменений характеристик объекта капитального строительства (<адрес>, литер А.) в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по <адрес>. Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за номером К-Р (ТУ)/№ заявителю было отказано во внесении изменений характеристик объекта капитального строительства на основании того, что не был предоставлен полный пакет необходимых документов, а именно согласия собственников на внесение соответствующих изменений. На повторное заявление Скорняковой Л.А. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> так же ответила отказом, оформив его решением от ДД.ММ.ГГГГ за номером К-Р (ТУ)/10-№ Заявитель Скорнякова Л.Н. считает оба указанных решения неправомерными, препятствующими регистрации права собственности данного жилого дома и просит принять решение об обязании ФГУ НО « Земельная кадастровая палата», устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав и изготовить кадастровый паспорт на вышеуказанный жилой дом.
В судебном заседании Скорнякова Л.А. поддержала свое заявление.
Представитель заявителя Уромов В.А. так же полностью поддержал требования заявителя и пояснил, что отказ ФБУ « Земельная кадастровая палата» во внесении текущих изменений характеристик объекта недвижимости, является неправомерным.
В ходе судебного разбирательства представитель Семеновского филиала ГУ НО «Нижтехинвентаризация» Соловьева В. А., пояснила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в переходный период порядок применения положений данного федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, если иное не установлено законодательством Российской Федерацией, в переходный период положения данного федерального законане применяются в отношении зданий, сооружений, помещений и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном в день вступления в силу данного федерального закона нормативными актами в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета). Ранее установлен порядок технического учета и технической инвентаризации в Российской Федерации постановлением правительства РФ от 04.12.2000г № 921 п.7 последний абзац: «Техническая инвентаризация объектов учета, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, может проводится по заявлению любого из собственников. В Гражданском кодексе Российской Федерации такого документа, как согласие тоже нет. Так же в обосновании своей правовой позиции Соловьева В.А., ссылается на соглашение о порядке взаимодействия между органом кадастрового учета и органом технической инвентаризации от 31 декабря 2009 года, в пунктах 4.2 и 4.3, которого говорится, что «орган технической инвентаризации вправе обращаться с заявлением на учет (учет изменений) без доверенности от правообладателя. При этом ОТИ предоставляет документацию: технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3-х экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, светокопии правоустанавливающих документов. Учет (учет изменений) объектов капитального строительства ФГУ ЗКП осуществляется в течение 10 рабочих дней».
Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> Табаков К.Г. в обоснование своей правовой позиции пояснил, что, проверив представленные документы, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> выявило, что заявителем был представлен не полный пакет документов (отсутствовало согласие собственников на внесение текущих изменений характеристик объекта капитального строительства). На основании статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также Приказа Минэкономразвития РФ от 08.09.2010 г. № 268 «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра объектов капитального строительства, были принятырешение от 17.11.2010 г. № К-Р(ТУ)/10-92416 ирешение от 22.12.2010 г. № К-Р(ТУ)/10-105715 об отказе во внесении изменений характеристик объекта капитального строительства.
Согласно сведениям технического паспорта объекта капитального строительства, расположенного по адресу <адрес> литера А, в результате инвентаризации общая площадь объекта изменилась на 0,2 кв.м., а жилая на 3,19 кв.м..
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> Табаков К.Г. так же пояснил что, участник долевой собственности на недвижимое имущество вправе за свой счет произвести неотделимые изменения (улучшения) этого имущества при наличии определенных условий, а именнополучение согласия всех остальных участников долевой собственности. Таким образом, при внесении изменением в отдельные характеристики объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, литера А., наряду с представленным пакетом документов необходимо было предоставить согласие всех участников долевой собственности на данный объект учета.
Представитель ГП НО « Нижтехинвентаризация» Соловьева В.А. по поводу изменений в указанном объекте недвижимости по отношению к прежнему техническому паспорту пояснила, что фактически никаких изменений в указанном объекте не произошло, так как ранее кухня была отгорожена перегородкой, а в настоящее время перегородку убрали и кухни как отдельного помещения не стало, площадь изменилась на 0,2 кв.м..
Заслушав мнение заявителя, представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено: заявитель Скорнякова Л.Н., в соответствии со ст.ст. 16 и 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном кадастре недвижимости» дважды обращалась с заявлением в установленной форме с приложением всех необходимых документов в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> для внесения изменений характеристик объекта капитального строительства- жилого <адрес> литера по <адрес>. . Однако ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> своими решениями от ДД.ММ.ГГГГ № К-Р ( ТУ)/№ и от ДД.ММ.ГГГГ № К-Р ( ТУ )/10-№ отказало заявителю во внесении соответствующих изменений на том основании, что заявитель предоставил не полный пакет документов (отсутствовало согласие всех собственников на внесение изменений). Суд считает, что данное основание для отказа является неправомерным, и указанными решениями ФГУ «Земельная Кадастровая палата» по <адрес> созданы препятствия к реализации заявителем Скорняковой Л.А. ее прав.
Статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определен состав необходимых для кадастрового учета документов.
Такой документ, как согласие всех собственников на внесении изменений в характеристики объекта капитального строительства в перечень указанных документов не входит.
Так же в силу статьи 20 вышеуказанного закона с заявлением об учете изменений объектов недвижимого имущества вправе обратиться собственники таких объектов.
Позицию ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> относительно того, что согласие собственников о внесении изменений в характеристики объекта капитального строительства необходимо прилагать к заявлению ввиду того, что распоряжение имуществом общей долевой собственностью происходит по взаимному согласию всех собственников, суд считает необоснованной.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Так, исходя из системного толкования норм статей 209, 253 ГК РФ следует, что при владении, пользовании, распоряжении общим имуществом согласие всех собственников резюмируется и оформление согласия в письменной форме необходимо только при совершении сделок, определяющих юридическую судьбу недвижимого имущества. Согласие каждого из собственников предполагается независимо от того, кем из участников совершается та или иная сделка.
В данном случае, внесение изменений в характеристики объекта капитального строительства не попадает под понятие сделки по распоряжению имуществом, так как при указанных обстоятельствах не решается юридическая судьба имущества, а поэтому не требуется согласие всех собственников на внесение изменений в характеристики объекта недвижимости. Кроме того, в судебном заседании установлено, что фактически никаких изменений в указанный объект недвижимости внесено не было, а была лишь демонтирована перегородка, отделяющая кухню.
Кроме того, позицию ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> нельзя считать обоснованной по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в переходный период порядок применения положений федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" следует, что по результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте. В пункте 17 вышеуказанного постановления прямо указано, что сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.
В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а так же законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления,, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган принявший нормативно правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
В указанном случае обязанность по доказыванию вышеуказанных обстоятельств возлагается на ФГУ « Земельная кадастровая палата». Однако доказательств, подтверждающих правомерность принятых решений по отказу внесения текущих изменений характеристик объекта капитального строительства, принадлежащего Скорняковой Л.Н. ФГУ « Земельная кадастровая палата не предоставила.
На основании вышеизложенного суд находит доводы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> относительно отказа внесения текущих изменений характеристик объекта капитального строительства -жилого <адрес> литера А по <адрес> необоснованными, а принятые ФГУ « Земельная кадастровая палата» решения неправомерными, поскольку они не соответствуют нормам действующего законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Скорняковой Лидии Анатольевны удовлетворить.
Признать решение Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № К-Р (ТУ)/10№ ирешение от ДД.ММ.ГГГГ № К-Р (ТУ)/10-№ об отказе о внесении текущих изменений характеристик объекта капитального строительства- жилого <адрес> литера А по <адрес> неправомерными.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по <адрес> внести изменения отдельных характеристик в объект капитального строительства- жилого <адрес> литера А по <адрес>., выдать Скорняковой Лидии Анатольевне кадастровый паспорт на жилой <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Инвияева